Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок составления бухгалтерского баланса




Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования на первое число, месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество предприятия рассматривается с двух позиций: по составу и размещению (актив баланса) и по источникам образования (пассив баланса).

По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, левой частью которой является актив, а правой – пассив. В бухгалтерском балансе всегда соблюдается равенство сумм левой и правой сторон. Основным элементом баланса является балансовая статья. Под статьёй понимается показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Различают баланс-брутто и баланс-нетто. Форма баланса-брутто используется лишь для различных научных исследований, изучения исторических аспектов, совершенствования балансовых обобщений и др. В настоящее время в организациях используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных бухгалтерских стандартов, что соответствует балансу-нетто.

Процесс формирования данных баланса включает в себя большое количество учетных работ самого разнообразного характера. Подготовительные работы включают в себя инвентаризацию и корректировку остатков по счетам бухгалтерского учета, проведение уточнения стоимости имущества и обязательств, образование фондов и резервов, предусмотренных учетной политикой или действующими нормативными актами, уточнение доходов и расходов между сметными отчетными периодами, выявление конечного финансового результата работы организации и реформация баланса, составление оборотной ведомости, которая должна включать в себя все корректирующие записи (исправленные записи по операциям отчетного года исправляют путем сторнирования, по операциям прежних лет, кроме сторнировочной записи, производится корректировка суммы прибыли). Все вышеперечисленные процедуры должны проводиться только при формировании годового бухгалтерского баланса. Периодические балансы составляются на основе книжных данных текущего учета.

Форма №1 составляется на конец отчетного года, представляет собой синтез вступительного бухгалтерского баланса по счетам, открытым в течение года на основе записи по счетам бухгалтерского учета должны охватывать хозяйственный процесс полностью и правильно отражать финансово-хозяйственную деятельность на основе взаимосвязи между экономическими явлениями (что выражается в верной корреспонденции счетов).

Хозяйственные операции, вызывая изменение на счетах бухгалтерского учета, влияют на статьи формы №1 и на ее общий итог. При этом изменения могут быть разных типов:

1. влияющие на статьи актива баланса, но не затрагивающих его валюту (выплата заработной платы, покупка материалов и т.д.),

2. влияющие на статьи пассива, но не влияющие на итог баланса (образование фондов и резервов за счет прибыли и т.д.),

3. влияющие на статьи актива и пассива, вызывающие изменения его валюты (оплата кредиторской задолженности, получение прибыли за счет хозяйственной деятельности и т.д.).

Необходимо добавить, что изменения в статьях формы №1 могут иметь место и на основе явлений, не имеющих отношение к хозяйственным операциям. Так например, суммы долгосрочной задолженности могут быть внесены в раздел «Краткосрочные пассивы» с приближением срока их погашения. Однако, большинство изменений в бухгалтерии баланса имеют место в силу совершенных хозяйственных операций.

Поскольку заключительный баланс формируется его результатом финансово-хозяйственных процессов, отдельных операций и экономических явлений, основой его составления служат данные учетных регистров: главной книги, оборотной ведомости, журналов-ордеров, вспомогательных ведомостей. На основании этих регистров заполняется Главная книга, где оборот по кредиту счета показан общей суммой и взят из данных соответствующего журнала-ордера, а оборот по дебету дан в разрезе ряда счетов и может быть собран из ряда журналов-ордеров. На основании этих оборотов и остатков предыдущего периода подсчитываются остатки на конец периода. Эти остатки (сальдо) после сверки с данными регистров аналитического и синтетического учета, используются для формирования данных формы №1. На малых предприятиях, ведущих учет по упрощенной форме для составления баланса, применяется Книга учета хозяйственных операций. Учетные регистры могут существовать в виде базы данных ЭВМ, причем программы обработки бухгалтерской информации соответствующие правилам ведения учета, позволяют избежать рутинной работы и данные баланса формируются по мере введения корреспонденции счетов и сумм в типовые формы первичных документов.

Следует учесть, что существуют балансовые статьи, включающие в себя сальдо нескольких счетов и наоборот, сальдо некоторых счетов распределяются по нескольким балансовым статьям, для чего широко используется информация по различным учетным регистрам в разрезе субсчетов. Счета, характеризующие состояние расчетов могут быть представлены как в активе, так и в пассиве баланса, поскольку состояние расчетов экономически может представлять собой как суммы прав и имущества, так и суммы обязательств. Все статьи формы №1 показываются во временном разрезе: графа 3 – «На начало года»; графа 4 – «На конец периода (года, квартала). Данные баланса на начало года идентичны данным заключительного баланса прежнего отчетного периода (В силу реализации требования преемственности) и формируются аналогичным образом.

Классификация балансов

Существует множество видов балансов, которые классифицируются по следующим признакам:

· время составления;

· источник составления;

· объём информации;

· характер деятельности;

· объект отражения.

1. По времени составления балансы подразделяются на вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные, по способам очистки.

Вступительный (организационный) баланс. Составляется только один раз, с него начинается ведение бухгалтерского учёта на предприятии. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность, и составляется или после регистрации устава предприятия, или после внесения в уставный капитал активов.

Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало отчётного года, а заключительный – на конец отчётного года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчётных форм, раскрывающих статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учёта, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.

Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путём объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик понесённый убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора ещё до окончания отчётного периода с целью оценки реального состояния дел на предприятии.

Ликвидационные балансы формируются при ликвидации организации. Они отличаются от других главным образом оценкой своих статей, производимой не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации. Статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов» в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Но могут появиться такие статьи, как стоимость фирмы (гуд вилл, стоимость патента, торговых знаков). С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемые счёт «Ликвидация», на котором в дальнейшем показывается разница в отношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц другому предприятию, в этом случае баланс называют передаточным.

Объединительный баланс формируют при объединении нескольких предприятий в одно.

По способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.

Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.

Баланс-нетто – это баланс, из которого регулирующие статьи исключены. Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой. Например, если торговая надбавка, износ основных средств и т.д. показываются в активе со знаком минус, то это означает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идёт о балансе-брутто.

2. По источникам составления балансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные.

Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращённый и упрощённый его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении организационно-правовой формы предприятия.

Книжный баланс составляют только на основании книжных записей (данных текущего учёта) без инвентаризации.

Генеральный баланс составляют на основании учётных записей и данных инвентаризации.

По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные.

Единичный баланс отражает деятельность только одной организации.

Сводный баланс получают путём механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.

Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов предприятий, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.

3. По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия и его уставу. Все прочие виды деятельности – неосновные.

4. По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и других организаций. Они различаются в основном по источникам образовании собственных средств.

План счетов бухгалтерского учёта

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется четырехуровневой системой документов.

Первый уровень системы документов — законодательные акты. В них отражаются обязательные правила и принципы ведения учета хозяйствующими субъектами.

Второй уровень системы документов включает рекомендации по ведению бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относят Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Третий уровень включает систему документов рекомендательного характера: инструкции, указания. Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета на предприятиях исходя из отраслевых особенностей, типа производства и других факторов. Система документов третьего уровня разрабатывается на базе документов первых двух уровней и не должна им противоречить. Примером документов третьего уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению

Четвертый уровень — совокупность документов, раскрывающих учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются организацией на основе документов первых трех уровней: рабочий план счетов, формы первичных документов, учетные регистры и др.

Для правильной организации бухгалтерского учета решающее значение имеет использование Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкций, устанавливающих единые подходы к отражению хозяйственной деятельности предприятия. Планом счетов называют систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей экономики и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений), независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы.

В отличие от российских стандартов международные стандарты финансовой отчетности не регламентируют, каким должен быть план счетов. Следовательно, компания, которая ведет учет и составляет финансовую отчетность в соответствии с МСФО, может разработать и использовать план счетов, отличный от плана счетов других компаний. Другими словами, международный план счетов разрабатывается компанией самостоятельно, без какой-либо указки сверху. В России же, как известно, План счетов регламентирован приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. И хотя он носит рекомендательный характер, на практике большинство компаний используют его практически в неизменном виде.

Значительный вклад в теоретическую разработку и исследование вопросов в области построении планов счетов, организации и функционирования систем учета, моделирования системы бухгалтерского учета, повышение эффективности систем учета внесли работы А.Ф. Аксененко, А.С. Бакаева, И.А. Белобжецкого, Н.А. Благова, A.M. Галагана, П. Гарнье, А.П. Зудилина, В.Б. Ивашкевича, Н.А. Кипарисова, М.А. Королева, Э.А. Линнакса, К.Н. Нарибаева, В.Д. Новодворского, В.Ф. Палия, А.П. Рудановского, С. Сагубалдина, Я.В. Соколова, Р.С. Рашитова, Ж. Ришара, Н.Г Чумаченко, Л. Шардонне, А.А. Шапошникова, И.Ф. Шерра, Э. Шмаленбаха и других ученых.

Целью курсовой работы является изучение плана счетов и способы формирования рабочего плана счетов.

Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи курсовой работы:

- Осветить понятие, сущность и назначение плана счетов бухгалтерского учета;

- Дать классификацию счетов бухгалтерского учета;

- Рассмотреть разделы нового плана счетов.

Сущность и назначение плана счетов

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется четырехуровневой системой документов [1]:

Первый уровень системы документов — законодательные акты. В них отражаются обязательные правила и принципы ведения учета хозяйствующими субъектами. Основу системы документов первого уровня составляют Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и указы, постановления правительства. Закон определяет для управленческого персонала предприятий нормы и правила ведения бухгалтерского учета и отчетности. Система документов первого уровня составляет правовую и методологическую основу бухгалтерского учета и позволяет обеспечить единообразие в учете объектов бухгалтерского учета.

Второй уровень системы документов включает рекомендации по ведению бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относят Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время утверждены и действуют 20 ПБУ (национальных стандартов) [2].

Третий уровень включает систему документов рекомендательного характера: инструкции, указания. Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета на предприятиях исходя из отраслевых особенностей, типа производства и других факторов. Система документов третьего уровня разрабатывается на базе документов первых двух уровней и не должна им противоречить. Примером документов третьего уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации [3] и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г., и др.

Четвертый уровень — совокупность документов, раскрывающих учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются организацией на основе документов первых трех уровней: рабочий план счетов, формы первичных документов, учетные регистры и др.

Информация, формируемая в рамках бухгалтерского учета, обобщается для различных расчетов и получения сводных данных в системе статистического учета.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности.

Бухгалтерский учет указанных объектов ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов (ст. 8 Закона N 129-ФЗ).

План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010) [4]. План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов утверждается на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Система счетов бухгалтерского учета способна обеспечить любой информацией, необходимой для целей планирования, нормирования, управления и контроля за выполнением заданий, но для единообразия содержания экономической информации о хозяйственных средствах, источниках, хозяйственных процессах, а также для правильного и четкого построения и организации бухгалтерского учета необходим четкий перечень и конкретная характеристика каждого счета. Таким документом является План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета [5].

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

План счетов разработан на основе экономической классификации счетов. В Плане счетов приведены наименования и коды синтетических счетов (счета первого порядка) и субсчетов (счета второго порядка). В Плане счетов счета сгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов и расположены в определенной, экономически обоснованной последовательности.

По Плану счетов бухгалтерский учет должен быть организован на предприятиях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

Для учета специфических операций предприятия могут по согласованию с Министерством финансов (или другим соответствующим органом) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий:

- регламентирует вопросы, имеющие отношение к основным методическим принципам ведения бухгалтерского учета;

- приводит краткую характеристику синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов;

- раскрывает структуру и назначение счетов, экономическое содержание обобщаемых на них фактов;

- раскрывает порядок учета наиболее распространенных операций.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается предприятием исходя из положений Инструкции и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, производственных запасов и т.д.).

В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия могут дополнять ее, соблюдая основные методологические принципы ведения бухгалтерского учета, установленные Инструкцией.

Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных Операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. Этим определено место Плана счетов бухгалтерского учета в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации как документа, не носящего нормативно-правовой характер.

Классификация счетов бухгалтерского учета

Классификация счетов бухгалтерского учета - это объединение счетов по определенным признакам и установление общих свойств различных групп счетов с целью их изучения и правильного применения. Наиболее типичными признаками, по которым производится классификация бухгалтерских счетов, являются структура (строение) счета и его назначение, а также экономическое содержание. Каждая организация (кроме кредитной и бюджетной) вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, ведущая бухгалтерский учет методом двойной записи, обязана применять план счетов.

План счетов бухгалтерского учета - это систематизированный перечень счетов. С их помощью осуществляются наблюдение и контроль за хозяйственными операциями и изменениями в составе имущества и источников его формирования. Все счета бухгалтерского учета классифицируются по экономическому содержанию, а также по назначению и структуре.

По признаку однородности экономического содержания счета бухгалтерского учета можно разделить на две группы: счета хозяйственных средств и хозяйственных процессов и счета источников образования хозяйственных средств.

Счета хозяйственных средств и хозяйственных процессов, в свою очередь, подразделяются [6]:

1) на счета учета производства и производственного потребления, к которым относятся счета:

- по учету основных средств и нематериальных и других внеоборотных активов (01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы", 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 09 "Отложенные налоговые активы");

- по учету производственных запасов (10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей");

- по учету затрат на изготовление и производство продукции, работ и услуг (15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 44 "Расходы на продажу", 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам", 97 "Расходы будущих периодов");

2) счет непроизводственного потребления (29 "Обслуживающие производства и хозяйства");

3) счета учета обращения:

- по учету готовой продукции и реализации (41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 43 "Готовая продукция", 45 "Товары отгруженные", 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы");

- по учету денежных средств и вложений (50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути", 58 "Финансовые вложения");

- по учету средств в расчетах (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями" (субсчет "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал"), 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 77 "Отложенные налоговые активы", 79 "Внутрихозяйственные расчеты");

4) счета по учету распределения (84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), 99 "Прибыли и убытки").

Счета источников образования хозяйственных средств подразделяются на счета:

1) учета собственных источников:

- по учету капитала (80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал");

- по учету резервов (59 "Резервы под обесценение финансовых вложений", 63 "Резервы по сомнительным долгам", 96 "Резервы предстоящих расходов");

- по учету финансирования (86 "Целевое финансирование");

- по учету амортизации (02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов");

- по учету финансовых результатов (98 "Доходы будущих периодов", 99 "Прибыли и убытки");

2) учета заемных источников:

- по учету кредитов и займов (66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам");

- по учету кредиторской задолженности (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 75 "Расчеты с учредителями" (субсчет "Расчеты по выплате доходов"), 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты");

- по учету постоянных обязательств (68 "Расчеты с бюджетом", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда").

По назначению и структуре счета бухгалтерского учета можно классифицировать следующим образом [7]:

1) основные счета, предназначенные для контроля за наличием и движением имущества организации по составу, размещению и источникам его образования.

Различают основные активные, основные пассивные и основные активно-пассивные счета.

Основные активные счета используются для контроля и учета основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и денежных средств, а также расчетов с дебиторами (01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы", 20 "Основное производство").

Основные пассивные счета применяются для учета изменения капиталов, фондов, полученных кредитов, займов, обязательств организации и расчетов с кредиторами (80 "Уставный капитал", 82 "Резервный капитал", 83 "Добавочный капитал").

Основные активно-пассивные счета предназначены для учета расчетов с дебиторами и кредиторами (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты");

2) регулирующие счета, предназначенные для уточнения (регулирования) оценки отдельных объектов имущества и источников его образования, учитываемых на основном счете.

Самостоятельного значения регулирующие счета не имеют и применяются только с основным счетом. По способу уточнения оценки различают счета контрарные, дополнительные и контрарно-дополнительные.

Контрарные регулирующие счета уменьшают остаток имущества на основном счете на сумму своего остатка. Эти счета могут быть двух видов: контрактивные и контрпассивные.

Контрактивный счет применяется для уточнения остатка основного активного счета, он уменьшает его сальдо на сумму своего сальдо. Контрпассивный применяется для уточнения сумм источников имущества, учитываемых на основных пассивных счетах, остаток по контрпассивному счету уменьшает размер источника основного пассивного счета. К контрактивным относятся счета 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов". К контрпассивным - 81 "Собственные акции (доли)" [8].

Дополнительные регулирующие счета, в противоположность контрарным, увеличивают имущество на основных счетах на сумму своего остатка. Дополнительные активные счета увеличивают на сумму своего сальдо остаток основного активного счета, дополнительные пассивные увеличивают соответственно остаток основного пассивного счета. К дополнительным регулирующим относятся счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", 42 "Торговая наценка".

Контрарно-дополнительные счета могут как уменьшать, так и увеличивать оценку объектов основных счетов. Если на основном балансовом счете проводки делаются методом дополнительной записи, то контрарно-дополнительный счет выступает в качестве дополнительного регулирующего счета, и наоборот: если проводки делаются методом красного сторно, контрарно-дополнительный счет выступает в качестве контрарного. Примером контрарно-дополнительного является счет 40 "Выпуск продукции (работ и услуг)";

3) распределительные счета, предназначенные для накапливания отдельных расходов с целью их последующего распределения между отдельными видами работ для полного исчисления фактической себестоимости продукции (работ, услуг).

Различают собирательно-распределительные и бюджетно-распределительные счета.

Собирательно-распределительные счета используются для учета затрат, которые в момент их совершения невозможно отнести сразу на определенную произведенную либо реализованную продукцию. Распределение таких затрат осуществляется в конце месяца в соответствии с принятой учетной политикой организации. По окончании расчетного периода собирательно-распределительный счет закрывается и сальдо не имеет, а потому в балансе не отражается. К данной группе относятся счета 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы".

Бюджетно-распределительные счета предназначены для разделения затрат между отдельными отчетными периодами. Они помогают устранить колебания себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг) по отчетным периодам.

Примерами бюджетно-распределительных счетов являются счета 63 "Резервы по сомнительным долгам", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", 96 "Резервы предстоящих расходов";

4) калькуляционные счета, предназначенные для исчисления себестоимости выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг в отчетном периоде.

По дебету калькуляционных счетов отражаются фактические затраты на производство продукции, по кредиту - списание фактической себестоимости выпущенной продукции. К ним относятся счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства";

5) сопоставляющие счета, предназначенные для исчисления финансового результата отдельных хозяйственных операций и деятельности организации в целом.

На этих счетах один и тот же объект учета отражается в двух разных оценках: по дебету и по кредиту. Существуют операционно-результативные и финансово-результативные сопоставляющие счета.

На операционно-результативном сопоставляющем счете учитываются расходы и доходы по операциям реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, выбытия основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов (28 "Брак в производстве", 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы").

На финансово-результативном счете по кредиту отражается прибыль от реализации объектов имущества и прочих операций, по дебету - убытки и прочие внереализационные расходы. К финансово-результативным относится счет 99 "Прибыли и убытки" [9].

Забалансовые счета используются для учета ценностей, временно находящихся у организации, но не принадлежащих ей. Сущность бухгалтерского учета на забалансовых счетах заключается в том, что в них отражаются события и операции, не влияющие в данный момент на состояние баланса организации и на результат его финансово-хозяйственной деятельности. Записи на забалансовых счетах ведутся либо по дебету, либо по кредиту, т.е. отсутствует корреспонденция забалансовых счетов между собой и другими счетами бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Структура плана счетов бухгалтерского учета

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Плана счетов бухгалтерского учета, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).

План счетов бухгалтерского учета содержит восемь разделов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. В каждом разделе все синтетические счета имеют двухзначный номер (от 01 до 99).

Субсчета отдельных синтетических счетов нумеруются по порядку в пределах каждого счета. Номера субсчетов добавляются к номеру синтетического счета.

Рассмотрим каждый раздел в отдельности.

Раздел I "Внеоборотные активы" содержит счета, предназначенные для обобщения информации о наличии и движении активов организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам и другим внеоборотным активам, а также операций, связанных с их строительством, приобретением и выбытием (01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов", 07 "Оборудование к установке" (этот счет используется организациями-застройщиками), 08 "Вложения во внеоборотные активы", 09 "Отложенные налоговые активы"). К счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" могут быть открыты субсчета [10]: 08/1 "Приобретение земельных участков"; 08/2 "Приобретение объектов природопользования"; 08/3 "Строительство объектов основных средств"; 08/4 "Приобретение объектов основных средств"; 08/5 "Приобретение нематериальных активов"; 08/6 "Перевод молодняка животных в основное стадо"; 08/7 "Приобретение взрослых животных"; 08/8 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" и др.

Раздел II "Производственные запасы" содержит счета, предназначенные для обобщения информации о наличии и движении предметов труда для обработки, переработки или использования в производстве либо для хозяйственных нужд, средств труда, которые в соответствии с установленным порядком включаются в состав средств в обороте, а также операций, связанных с их заготовлением (приобре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...