Общая характеристика. Основные признаки. Реализм как метод, направление, движение.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Романтизм Романтизм и его основные признаки. Романтизм в западноевропейском искусстве – это литературно-художественное направление. В романтизме отсутствуют присущие стилю единые визуальные признаки (в композиции). Термин «романтизм" появился в Германии и был введён Фридрихом Шлегелем – философом, критиком, писателем. Теоретическое обоснование романтизму дано Вильгельмом Генрихом Вакенродером – монахом – в книге «Сердечные излияния монаха – любителя искусств». Эта книга стала манифестом романтизма в изобразительном искусстве. Книга провозглашала решительный отказ от любых правил красоты, основой искусства являются искренние чувства. Романтизм – это особое чувствование мира. Впервые термин был введён во Франции к работе Теодора Жерико «Плот Медузы» - через 5 лет после смерти художника. Основные признаки романтизма. Антипросветительская направленность. Романтизм – это реакция на просветительскую эпоху, опирающуюся на разумное объяснение мира. Поколебала эту уверенность французская революция. Реальность оказалась неподвластной разуму, носила явно иррациональный характер. Разочарование в силе разума. Пессимистическая направленность. Идеи мировой скорби Мир, лежащий во зле Тема рока Вера в судьбу Литература Байрона, Шато Брийена, Э. А. По, Маларме. Культ стихии – невозможности её контроля. В роли стихии выступают – судьба, революция, война, любовь, природная стихия Вера во всемогущество человеческого духа. Открыли глубину, сложность человеческой индивидуальности. В центре – сильная, цельная, но разочарованная, исключительная личность, противостоящая природе и обществу.
Отсутствие героя в романтизме. Человек сильного духа, но он не герой. Двоемирие – разделение мира на реальный и идеальный (имманентный и трансцендентный). Творческое озарение, духовное вдохновение – возможность переходить из реального в иррациональный мир. Право художника на создание собственного, другого мира. (в недрах романтизма зарождается реализм, т.к. романтики изображают то, что видят) Местный колорит» - Поиск необычного в привычной действительности. Противостоящий обществу человек находит гармонию в природе. Увлечение восточным миром, новыми культурами, экзотическими странами. Отличия классицизма и романтизма. -отказ от античных сюжетов в романтизме -привлекает окружающая действительность, но в ситуациях, из ряда вон выходящих -романтики не пользуются композиционными схемами, подчиняют их замыслу -важны сама живопись, цвет, мазок, яркие но приглушённые цвета, активный мазок, эффекты освещения, динамика, что не нравится классицистам (отвергается ими). Романтизм в странах западной Европы. Франция. Для французского романтизма характерны патетика, порыв, противостояние стихии, местный колорит. Жан Антуан Гро – предтеча романтизма. Теодор Жерико Эжен Делакруа Германия. Немецкий романтизм – характерен темой поиска гармонии между миром, богом и человеком; поиск внутренних миров; большую роль играют портрет и пейзаж. Филипп Отто Рунге Каспар Давид Фридрих Назарейская школа – Фридрих Иоганн Овербек, Франц Пфорр, Питер фон Корнелиус. Дюссельдорфская школа – Бидермейер – Морис Швинд, Карл Шпицвег, Людвиг Рихтер. Англия – смесь больше французского и немецкого + местный колорит; велик интерес к средневековой культуре; культ природы и чувства. Уильям Тёрнер Уильям Блейк Прерафаэлиты Данте Габриель Россетти
Уильям Холмен Хант Дж. Э. Миллес Уильям Моррис Форд Медокс Браун Эдуард Берн-Джонс Реализм. Общая характеристика. Основные признаки. Реализм как метод, направление, движение. В середине 19 века складывается могучее художественное движение – реализм. Появление реализма в искусстве связано с господствующей ролью науки, с преобладанием материалистических взглядов, с победой прагматизма в общественном сознании. Основное требование этого художественного течения – обращение к современности во всех её проявлениях с опорой на точную науку – так провозгласил Эмиль Золя. На смену «музыкальному», но смутному и зыбкому языку романтиков приходит чёткий, ясный язык реализма. Искусство шире используется как средство агитации и пропаганды. Отсюда развитие самого мобильного вида искусства – графики станковой и иллюстративно-журнальной. Художники активно втягиваются в бурный ход общественной жизни. Новый герой, которого выдвигает жизнь – а это трудовой человек – становится героем и в искусстве. И если раннее этот образ носил анекдотически-жанровый характер, то теперь в искусстве начинаются поиски обобщённого, монументального его образа. Слово «реализм» в переводе с латинского означает «вещественный», «действительность». -реализм опирается на веру в постигаемость мира (гностицизм) и адекватное отражение его в искусстве; реализм носит жизнеутверждающий характер; -искусство в реализме является средством познания человека и мира; -познание осуществляется посредством типизации; -типизация осуществляется через правдивость деталей – типизация-это собирательный образ наиболее характерных черт; -реализм предполагает узнаваемость форм и связей; -узнаваемость выражается (достигается) посредством художественного языка; -задача реализма – максимально объективно подойти к отображению мира -позднее сложился критический реализм, в котором не только отображается действительность, но и даётся ей оценка; -здесь следует различать реализм от натурализма
Что касается самого термина – «реализм»- -реализм рассматривается как художественный метод, направление, движение.
Реализм как метод основан на реалистическом художественном языке, опирается на художественные средства: -художественный язык включает в себя передачу объёма, соблюдение пропорций и передачу пространства – воздушная и линейная перспектива -реализм как направление определяется степенью распространённости метода; -направление, получающее распространение и теоретическое обоснование, становится движением; Эмиль Золя так определил суть реализма в искусстве: «Обращение к современности во всех её проявлениях с опорой на точную науку». Признаки реализма.
Реализм как метод существует давно. Впервые черты реализма как метода появляются в античном искусстве. Это древнегреческая скульптура, передающая правильность, красоту, пропорциональность форм человеческого тела. Но здесь имеет место идеализация. Также античная скульптура не передаёт внутреннего мира человека, что необходимо в реализме, т. е. не только правдивое изображение, но и передача внутренней сущности изображаемого. В эпоху Возрождения – в центре внимания художника – человек, но не во всех его проявлениях. Присутствует больше мифологический или религиозный жанр. Очень редко обращение к бытовому жанру. В 17 веке, в эпоху естествознания, реализм становится направлением, т. к. распространяется в определённых кругах. Эпоха естествознания – 17 век, и Просвещения – 18 век – обращаются к жизни и быту человека, что делает и художник. Поэтому реализм в это время – направление. С середины 19 века реализм определяется как художественное движение, став давлеющим и достигнув полного раскрытия в критическом реализме – 2 половина 19 века.
В 20 веке реализм вновь становится направлением. Представители: -черты реализма присутствуют в работах художников буржуазной Голландии -во Франции – Шардена, скульптора Гудона, -в Великобритании – Хогарта Особое место в становлении реалистического художественного языка занимает творчество Франсиско Гойи – беспощадный анализ и вскрытие социальных противоречий. -также черты реализма прослеживаются в работах Жерико, Делакруа – романтики, их обращение к натуре, к действительности. Здесь же Оноре Домье, Джон Констебль, Камиль Коро и живописцы барбизонской школы – своими завоеваниями в области пленэра во многом определили дальнейшее развитие реалистического пейзажа. В России в 1 половине 19 века тенденции реализма присущи портретам Карла Брюллова, Ореста Кипренского, В. Тропинина; картинам на темы крестьянского быта Венецианова, пейзажам Щедрина. Родоначальником русского критического реализма является Павел Федотов. В Германии и Австрии реализм предвосхищён работами мастеров бидермейера.
Натурализм
Стремится к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности; противостоящий реализму, художественный метод, выражается во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без её идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора. Черты поверхностного изобразительства, пассивного копирования второстепенных подробностей, которые проявляются уже в 1820-1830-х годах – особенно у французских живописцев Делароша и Верне – легко сочетались с академической идеализацией, порождая многочисленные разновидности салонного искусства. Подобное искусство, безыдейное, намеренно «приземлявшее» традиционную возвышенность исторического, религиозного и аллегорического жанров, широко распространилось с середины 19 века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|