В чём же сущность импрессионизма?
-импрессионисты вообще сказали новое слово и в пейзажной и в фигуративной живописи, не проводя между ними резкой грани и добиваясь органического объединения фигур с пейзажем (тот «камень преткновения» в картине Э. Мане в «Завтраке на траве») -главная работа – на пленэре, за исключением Э. Дега -для импрессионистов типичны далевые пейзажи -импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды – impression -впечатление, прежде всего, от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью -это впечатление стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды -для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определённом расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ -они хотели быть максимально приближёнными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре -импрессионисты стали по-новому воспринимать дополнительные цвета – по принципу контраста – Сёра писал прибрежный песок в тени – синим цветом -растворив цвет в свете и воздухе, лишив предметы материальности формы, импрессионисты разрушили материальность мира -импрессионисты заменили картину со всеми её законами законченности, завершённым этюдом -«Сюжет ради живописного тона, а не ради сюжета» - в этом Ренуар видел отличие художников его группы от других -импрессионизм вывел живопись на пленэр – барбизонцы, создавая этюды на воздухе, завершали картины в мастерской -импрессионистам знакома высокая культура этюда
Импрессионисты не мнили себя ни разрушителями старого, ни создателями чего-то совершенно нового - -они всячески подчёркивали свою связь с исконно французскими традициями -если сравнивать романтиков с импрессионистами – то романтики тоже восставали против искусственных разграничений натуры на «благородную» и «неблагородную», но на деле они такой отбор проводили: писали арабских скакунов, но не извозчичьи пролётки, алжирские гаремы, но не парижские кабачки. -Курбе – реалист – сознательно предпочитал натуру «низкую» -для импрессионистов же она не более низкая, чем всякая другая -в круг поэтического внимания импрессионистов вышла не только сельская природа, как у барбизонцев, но вся современность и повседневность -толпа на парижских бульварах, поток экипажей, скачки, рынки, продавщицы, прачки, уголок кафе, репетиции балета и др. -какой-нибудь переулочек не менее ценен для живописи, чем эффектные итальянские руины или готический собор – эти объекты равноправны перед живописцем, так же как женщина, которая моется в тазу, ничуть не хуже Венеры, выходящей из морской пены -импрессионизм довёл до предельной тонкости живописное восприятие и уловил в отношениях света, воздуха и цвета нечто такое, чего раньше не замечали -ключ к этому был простой – пленэр - импрессионисты отказались от традиционного писания картин, которое начиналось с подмалёвка, оканчивалось лессировками и протекало в четырёх стенах мастерской -они начинали и заканчивали работу на открытом воздухе, алла прима, сняв, таким образом, различие между картиной и этюдом Кто были предшественниками и вдохновителями импрессионистов? -Отчасти Делакруа – теоретически исследовал законы цвета – дополнительных цветовых контрастов, цветных рефлексов в тени. -отчасти Курбе и Милле -более всего Коро и барбизонцы -английская пейзажная живопись – Констебль и, в особенности, Тёрнер
Образ человека. -погружают фигуру в свето-воздушную среду -передают атмосферу общения или труда людей -не изображают классическую красоту, показывают людей такими, какие они есть -у Дега, например, ироническая усмешка над шаблонными нормами красоты и разведка красоты там, где её видеть не привыкли, также трактует обнажённую натуру. Ещё один источник, питавший импрессионистическую живопись – японская цветная гравюра – в 1867 году в Париже на Всемирной выставке она была широко представлена (в 1854 году в Париже выставка К. Утамаро, К. Хокусая и А. Хиросиге (доселе неизвестное в Европе искусство – расположение на листе изображения – смещённая композиция или композиция с наклоном, схематическая передача формы, склонность к художественному синтезу) Японская гравюра – -в японских гравюрах не было линейной геометрической перспективы, которой учила европейская Академия, но зато в них была воздушная перспектива -японцы первые, своим великим инстинктом, поняли, что природа – не совокупность тел, а нескончаемая цепь вечно меняющихся явлений -они первые стали изображать целые серии одного и того же пейзажа при различном освещении и в разное время года -академия учила строить композицию так, как будто художник созерцал изображаемую им сцену сидя в балконе театра и видя её в горизонтальных линиях -японцы же трактовали композицию так, будто художник был действующим лицом изображаемой сцены -вот почему у них преобладают наклонные линии над горизонтальными -на примере японцев французы поняли всю красоту асимметрии, всё очарование неожиданности, всю магию недосказанности -начиная с импрессионизма, возникает известное сближение, взаимопонимание искусства Запада и Востока -правда, исконное различие всё же остаётся – японцы никогда не пишут с натуры, а импрессионисты приходили к передаче впечатлений, работая с натуры. Характеристика японской гравюры – -плоскостной характер композиции японских гравюр «укиё-э» -контуры изображений людей и пейзажей обведены тонкой чёрной линией -активный орнаментальный контур -чистый цвет -плоский силуэт Из японской живописи в ксилографию перенесены –
-способ передачи пространства, которое можно объяснить приёмом контраста размеров фигур переднего и дальнего планов -точка зрения в японской гравюре динамична, горизонт, как правило, вынесен за верхний край листа Асимметричность композиции всегда сочетается в японской гравюре с ощущением внутренней уравновешенности. Гравюра обычно построена по принципу так называемого динамического равновесия, основанного на перекрёстном ритме форм, на соответствии масс, размещённых не на привычных нашему глазу горизонталях, а на пересекающихся диагоналях До изобретения цветной печати – главным изобразительным средством в японской гравюре была линия. Оставаясь основной и в цветной гравюре. С появлением цветной ксилографии в японской гравюре усилилась тенденция к живописности, но, как и прежде, каждая фигура, каждая деталь композиции имела чёткий чёрный контур. Ритм линий даже внутри одной композиции различен – плавные текучие линии фигур первого плана контрастируют с мелким, более статичным орнаментальным характером изображения дальнего плана. Совершенно особый ритм линий характерен для рисунка лиц героев – он зависит от замысла автора передать эмоциональное состояние героев изображения. Обращение к сюжету простому, незамысловатому, изображению обычных людей – путников на дороге, монахов, рыбаков, гейш и т. д. изображение одного и того же мотива в различных состояниях, в различное время суток, года. Изображение сценок с участием людей, в которых люди – явно не главные персонажи, но и не лишние. Художники «укиё-э» впервые в Японии заинтересовались бытом и образами горожан. Представители:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|