Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления государственного регулирования экономики




 

Направления (сферы) государственного регулирования экономики многообразны. К ним в первую очередь относятся соответствующие отрасли и подотрасли национального хозяйства России: это промышленность в целом, а также угольная промышленность, нефтяная, газовая, лесная, легкая, пищевая, электронная, промышленность строительных материалов, электроэнергетика, металлургия, машиностроение и приборостроение, капитальное строительство, жилищно-коммунальный комплекс, транспорт, сельское хозяйство, торговля, связь, информационные технологии и др. Каждая из перечисленных отраслей и подотраслей национального хозяйства имеет свой объем государственного влияния. Это зависит от множества условий (значение для обороны страны и безопасности государства и обеспечения других публичных интересов, а также необходимость поддержания деятельности в сферах, не приносящих прибыль, и т.д.). Например, в 90-е гг. XX века было принято множество нормативных актов по государственному регулированию угольной промышленности.

Можно выделить направления (сферы) государственного регулирования предпринимательской деятельности соответственно видам рынков: товарный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг и др.

К направлениям (сферам) государственного регулирования экономики относятся также определенные виды и субъекты хозяйственной деятельности.

Поскольку предпринимательская деятельность - это вид экономической (хозяйственной) деятельности, то одной из основных сфер государственного регулирования экономики является государственное регулирование предпринимательской деятельности. Государственное регулирование осуществляется и в отношении предпринимательской деятельности в целом, и в отношении отдельных ее видов, таких как: аудиторская деятельность, инновационная, оценочная, коммерческая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность страховых организаций на рынке страховых услуг, банковская деятельность, рекламная, внешнеэкономическая, профессиональная инвестиционная деятельность и другие виды.

Состояние социальной сферы (труд, занятость, социальная защита, здравоохранение и т.д.) во многом предопределяется эффективностью государственного регулирования всех других сфер (направлений). Именно социальная сфера и составляет ядро публичных интересов, обеспечение которых, в свою очередь, является общей целью государственного регулирования экономики в целом.

Сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны называют объектами государственного регулирования экономики. Помимо секторальной, отраслевой и региональной структур хозяйства к основным объектам государственного регулирования экономики относят экономический цикл, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, подготовку и переподготовку кадров, окружающую среду, внешнеэкономические связи.[19,476.c.]

Сектор государственного регулирования экономики можно рассматривать в качестве определенной совокупности направлений (сфер), которые группируются в зависимости от степени достижения общей (основной) цели государственного регулирования экономики (обеспечения рационального хозяйствования, реализации и защиты публичных интересов). Группировка направлений (сфер) государственного регулирования экономики в секторы необходима для выявления общих подходов, определения тенденций и предпочтительных форм их государственного регулирования. При этом термин "сектор экономики" в таком понимании отличается семантически от внешне идентичного термина "сектор экономики", употребляемого в экономической литературе: "Сектор экономики - совокупность институциональных единиц-резидентов, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение".[20,842.c.] Речь идет здесь о таких секторах, как сектор нефинансовых корпораций (занятых производством), сектор финансовых корпораций, секторы государственных учреждений, домашних хозяйств.

Правовая регламентация предпринимательства в регионах, разделенных определенными границами между собой в едином экономическом пространстве, осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях. В теории предпринимательского права имеется обоснованная точка зрения о том, что нормы общего хозяйственного законодательства и специальные акты о социально-экономическом развитии соответствующих территорий могут быть выделены в самостоятельный блок - региональный. Ему присущ сквозной характер, охватывающий разные стороны и сферы экономики.[17,C.66]

В рамках хозяйственно-правовой концепции была разработана теоретическая конструкция регионального экономического (хозяйственного) права - важнейшего института хозяйственного публичного права, предметом которого являются общественные отношения в сфере хозяйственной деятельности субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных (региональных) унитарных предприятий и учреждений.

Во-первых, управление и регулирование стали более предпринимательско-правовыми категориями, нежели административными, во-вторых, проблема конкретизации содержания государственного управления, а также его соотношения с другим, родственным понятием государственного регулирования, связана с упорядочением правоприменительной деятельности. Юридическая суть регулирования состоит в создании правовых институтов, правовых надстроек, обеспечении правового поля для осуществления экономического регулирования. Государственное регулирование предпринимательской деятельности нужно рассматривать в совокупности этих аспектов.

 


ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...