Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданское и смежные с ним




Отрасли права

 

Первый в истории страны ГК был принят в период нэпа в 1922 г., создав правовую базу для восстановления элементов частного хозяйственного оборота. По своей юридической технике ГК 1922 г. отражал в целом традиции романо-германского права. В то же время советское государство никогда не признавало идеи частного права, оставляя за собой право вмешиваться в любые хозяйственные отношения в общественных интересах. С ликвидацией нэпа в конце 1920-х гг. положения ГК о частном предпринимательстве утратили силу и советское гражданское право приобрело относительно законченный вид. В сфере хозяйственной жизни центральной категорией стала социалистическая ("общенародная") собственность, выступавшая в государственной и кооперативной форме. На место частной инициативы пришло плановое сверхцентрализованное управление экономикой. В этой связи многими учеными стала отстаиваться концепция хозяйственного права, которое должно было регулировать хозяйственный оборот административными методами, тогда как за гражданским правом останется регулирование имущественных отношений граждан. В итоге победила идея единого регулирования имущественных отношений: второй ГК РСФСР, принятый в 1964 г., распространял свое действие как на граждан, так и на социалистические организации.

Новый этап в развитии отечественного гражданского права начался на рубеже 1980-1990-х гг. В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, в 1987 г. издано постановление о совместных предприятиях, в 1988 г. - новый закон о кооперативах. Российский законодатель в конце 1990 г. легализовал частную собственность и частное предпринимательство.

Основы новых экономических отношений были закреплены в Конституции РФ 1993 г., согласно которой в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст.8). Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п.1 ст.34).

Несмотря на "реабилитацию" идеи частного права в РФ, в современной российской правовой системе сохраняется традиционное деление соответствующего правового массива на отрасли права, именуемые обобщенно "отраслями гражданско-правового цикла". В отличие от большинства других романо-германских правовых систем в РФ с советского времени сохранено выделение семейного, трудового и земельного права в отдельные от гражданского права отрасли с преобладанием императивных норм. Не была воспринята и идея принятия отдельного торгового (предпринимательского) кодекса. Однако влияние "классического" романо-германского права проявилось в некотором ослаблении императивных начал в российском семейном праве, воспринявшим, в частности, "буржуазный" институт брачного договора в новом Семейном кодексе (1995). Предпринимаются попытки значительно уменьшить число императивных норм в трудовом и земельном праве.

Итогом реформы российского гражданского права стала его новая кодификация, которая по состоянию на 1 октября 2002 г. еще не была завершена.

Новый ГК РФ (часть первая принята в 1994, часть вторая - в 1995 г., часть третья - в 2001 г.) создан с учетом опыта всех известнейших цивилистических кодификаций Запада, а также с учетом русских цивилистических традиций и отечественного опыта периода реформ. Кодекс последовательно отразил идеологию частного права, закрепив в первой статье "Основные начала гражданского законодательства" следующие принципы: равенство участников регулируемых гражданским законодательством отношений; неприкосновенность собственности; свобода договоров; недоступность произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав; судебная защита гражданских прав.

По структуре ГК РФ делится на части, разделы, подразделы, главы параграфы, статьи. В трех принятых к 2002 г. частях насчитывается 6 разделов, 68 глав и 1224 статьи. Часть первая Кодекса (ст.1-453) состоит из трех разделов: "Общие положения", "Право собственности и другие вещные права", "Общая часть обязательственного права". Часть вторая имеет один раздел "Отдельные виды обязательств". Раздел "Общие положения" содержит нормы, посвященные гражданскому законодательству; возникновению, осуществлению и защите гражданских прав и обязанностей; физическим и юридическим лицам; объектам гражданских прав; сделкам и представительству; срокам и исковой давности.

Часть третья Гражданского кодекса РФ подписана Президентом РФ 26 ноября 2001 г. и вступила в силу с 1 марта 2002 г. Она содержит два раздела: "Наследственное право" и "Международное частное право". До 1 марта 2002 г. наследственные отношения регулировал ГК РСФСР 1964 г., а коллизионные и ряд других отношений - Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В новом Кодексе заложен традиционный для отечественного законодательства принцип универсальности наследственного правопреемства: наследник заступает на место наследодателя не только во всех его имущественных правах, но и в обязанностях. В отличие от ГК РСФСР 1964 г. преимущественным названо наследование по завещанию, а не по закону. Другой новацией является расширение круга наследников по закону до 8 очередей (вместо прежних двух). Свобода завещания ограничена лишь правилами об обязательной доле в наследстве.

Первоначально в проекте части третьей ГК РФ содержался также раздел "Исключительные права (интеллектуальная собственность)". Однако в связи с возникшими вокруг него острыми дискуссиями этот раздел в соответствии с решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (от 28 августа 2000 г., протокол N 4) был выделен из проекта части третьей ГК с тем, чтобы после доработки и согласования составить заключительную, четвертую часть Гражданского кодекса.

В 1990-е гг. в РФ принят огромный массив законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отдельные виды гражданских отношений, предпринимательскую и другую экономическую деятельность. Так, подробности правового статуса различных лиц в соответствии с ГК РФ определяют законы "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 г., "О товариществах собственников жилья" от 15 июня 1996 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г., "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. Отдельным видам обязательственных отношений посвящены законы "О залоге" от 29 мая 1992 г., "О лизинге" от 29 октября 1998 г., "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г., ряд глав Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.

Различные сферы и аспекты хозяйственной деятельности регламентируются законами "О банках и банковской деятельности в РСФСР" в редакции ФЗ от 3 февраля 1996 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "О защите прав потребителей" в редакции ФЗ от 9 января 1996 г., "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г., "О рекламе" от 18 июля 1995 г., "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г., "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 г.

Отношения в сфере интеллектуальной деятельности регулируют законы РФ "Об авторских и смежных правах" от 9 июля 1993 г., "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г., "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23 сентября 1992 г., "О правовой охране топологий интегральных микросхем" от 23 сентября 1992 г., Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г.

С большими трудностями в 1990-е гг. столкнулось развитие российского земельного права, поскольку вопрос о допустимости и пределах коммерческого оборота земли, так же как и о самой частной собственности на землю, вызывает острые разногласия в обществе. В 1992 г. был принят Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства". В 1993 г. право частной собственности на землю было закреплено в Конституции РФ. Указами Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 176 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и от 7 марта 1996 г. "О реализации конституционных прав граждан на землю" сняты многие ограничения на куплю-продажу и иные сделки с землей. Однако создание полноценной законодательной базы для рыночного оборота земель на федеральном уровне затянулось до 2001 г. В этом году вступила в силу регулирующая земельные отношения глава 17 ГК РФ, начало действия которой законодатель связал в 1994 г. с принятием нового Земельного кодекса. Однако принятие последнего неоднократно блокировалось: левыми фракциями Государственной Думы - радикально-рыночного варианта, а Президентом РФ - более консервативного. Только в сентябре 2001 г. новый Земельный кодекс был принят Государственной Думой и 25 октября 2001 г. подписан Президентом РФ. Отражая идеи сторонников коммерциализации земельных отношений, Кодекс разрешает иметь землю в РФ на праве частной собственности не только российским, но и иностранным гражданам и юридическим лицам. В то же время этот акт имеет довольно ограниченную сферу применения, поскольку оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется отдельным федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (п.6 ст.27 ЗК РФ). С учетом других изъятий Кодекс вводит в оборот менее 2% российских земель.

Основным источником семейного права является новый Семейный кодекс от 29 декабря 1995 г. Этот Кодекс отражает более либеральный подход к регулированию брачно-семейных отношений, сокращение в семейном законодательстве императивных норм. Наиболее ярким свидетельством этому является введение института брачного договора. В то же время Кодекс сохранил традиционные для советского права принципы чисто светского брака, основанного на полном равноправии супругов. Ряд норм отражает новейшие реалии жизни - например, о суррогатной матери.

Основным источником трудового права в РФ является Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г., вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. и заменивший собой Кодекс законов о труде РФ 1971 г. Новый кодекс закрепил результаты реформы трудового законодательства, начавшейся еще в 1991 г. и направленной на либерализацию трудовых отношений в соответствии с потребностями рыночной экономики, в том числе за счет ограничения некоторых социальных гарантий трудящихся. Тем не менее Трудовой кодекс 2001 г. вполне отвечает международным стандартам и предусматривает обширный перечень современных трудовых прав и гарантий (в том числе 40-часовую рабочую неделю, ежегодный оплачиваемый отпуск 28 дней, минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума). Подтверждая конституционное право на забастовку, ТК РФ допускает ее проведение только по решению не менее половины участников собрания трудового коллектива, на котором должны присутствовать не менее 2/3 работников. В целом ТК РФ отличается детальной проработкой и по объему (424 статьи) значительно превосходит своего предшественника (около 250 статей). На уровень закона впервые подняты некоторые институты, прежде регулировавшиеся лишь подзаконными актами (социальное партнерство, ненормированное рабочее время, совместительство, вахтовый метод, ученический договор и др.).

Помимо ТК РФ к важнейшим источникам российского трудового права относятся следующие федеральные законы: "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г., "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г., "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г., "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г., "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г.

С 1993 г. быстро возрастает роль законодательства субъектов РФ в регулировании трудовых отношений, поскольку Конституцией РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В отдельных субъектах РФ приняты даже собственные трудовые кодексы (например, в Башкортостане в 1994 г.).

Главным источником гражданско-процессуального права является ГПК РФ 2002 г., вступающий в силу с 1 февраля 2003 г. и заменивший собой ГПК РСФСР 1964 г. В 1992 г. арбитражное производство выделилось в самостоятельный по отношению к гражданскому вид процесса. Это произошло с принятием первого Арбитражного процессуального кодекса РФ, который впоследствии был заменен АПК 1995 г., а затем АПК РФ 2002 г. Важнейшим нововведением Кодекса 1995 г. явилась неизвестная советскому праву апелляционная инстанция.

 

Уголовное право

 

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. уголовное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Уголовное право РФ полностью кодифицировано. Согласно действующему Уголовному кодексу РФ от 13 июня 1996 г. (вступил в силу с 1 января 1997 г.) уголовное законодательство РФ состоит исключительно из указанного Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.

УК РФ основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Кодекс, разработанный на новейших теоретических воззрениях, сохранил традиции классической школы уголовного права. В его основе лежит Модельный уголовный кодекс, принятый на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 17 февраля 1996 г.

Новый УК устранил пробельность уголовного закона, которая образовалась ввиду изменения предмета правового регулирования и появления новых видов и форм преступности; из Кодекса также были исключены криминологически не обоснованные нормы, устранены многие противоречия, возникшие в процессе коренных преобразований социально-экономической, политической и правовой систем. Сделаны решительные шаги по деидеологизации законодательства, признанию приоритетов общечеловеческих ценностей перед классовыми.

По своей структуре УК РФ состоит из Общей и Особенной частей, 12 разделов, 34 глав и 360 статей. Общая часть УК РФ сохранила основные концептуальные начала советского уголовного права последних десятилетий (такие как понятие преступления, вины и т.д.). В то же время в ней появились новые нормы и целые законодательные институты (например, преступного сообщества, обоснованного риска и т.д.).

Гуманистическая направленность уголовной реформы проявилась в закреплении УК РФ новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы (обязательные работы, ограничение свободы) и значительным расширением числа составов преступлений, предусматривающих штраф в качестве альтернативного вида наказания. С другой стороны, повышен нижний и верхний порог наказания в виде лишения свободы. Отныне оно может назначаться на срок от 6 месяцев до 20 лет. В первые в России введена по сути американская система назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров путем суммирования отдельных наказаний. При этом окончательное наказание в виде лишения свободы может доходить до 25, а в ряде случаев - до 30 лет.

В связи с принятием в 1996 г. в Совет Европы Россия обязалась подписать в течение одного года и ратифицировать не позже, чем через 3 года с момента вступления, Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни в мирное время, и установить мораторий на исполнение смертных приговоров. Предложение о ратификации Протокола так и не получило в Государственной Думе необходимого числа голосов; мораторий на исполнение смертных приговоров был введен Президентом РФ в том же 1996 г.

Особенная часть Кодекса теперь открывается разделом о преступлениях против личности, тогда как ранее на первом месте стояли преступления против государства. В Особенной части появились новые главы - об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, за деяния, совершаемые в частном секторе, за преступления против семьи и молодежи, а также против мира и безопасности человечества. В новом УК впервые введена ответственность за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, за заведомо ложную рекламу, принуждение к сделке или к отказу от совершения сделки и т.д.

 

Уголовный процесс

 

Так же как и уголовное, уголовно-процессуальное законодательство отнесено Конституцией РФ к исключительной компетенции Федерации. До 1 июля 2002 г. основным источником уголовно-процессуального права оставался Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, принятый 27 октября 1960 г. С начала 1990-х гг. российский уголовный процесс находился в пореформенном состоянии. Радикальная Концепция судебной реформы, утвержденная Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г., провозгласила задачу преобразования уголовного судопроизводства на состязательной основе, предложив значительно расширить возможности обвиняемых и потерпевших по защите своих прав и законных интересов.

В рамках вышеуказанной Концепции в России на протяжении 1990-х гг. был принят целый комплекс законодательных актов и поправок к УПК РСФСР. Ряд весьма важных позитивных корректив в уголовно-процессуальное законодательство внесла серия заключений Конституционного Суда РФ.

Основы новой модели уголовного судопроизводства были заложены в Конституции 1993 г. Ее положения, в частности, предусматривают, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч.2 ст.22). Обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч.2 ст.47), в том числе во всех случаях угрозы вынесения смертного приговора (ч.2 ст.20).

Наиболее значительными достижениями реформы уголовного правосудия в 1990-е гг. стали укрепление независимости судей в соответствии с законодательством о статусе судей; усиление гарантий права на защиту подозреваемого и обвиняемого на начальных этапах предварительного расследования; установление судебного контроля за правомерностью заключения под стражу и продления прокурорами срока содержания под стражей, а также за применением других наиболее острых мер процессуального принуждения (обыска жилища, прослушивания телефонных переговоров и др.); введение в 9 субъектах РФ суда присяжных.

Вместе с тем нормы Конституции РФ, обеспечивающие гражданам защиту от произвольных арестов, гарантирующие право обвиняемого предстать перед судом присяжных, провозглашающие принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон в 1990-е гг. остались нереализованными (поскольку не было принято соответствующее законодательство). Порядок предварительного расследования уголовных дел не претерпел сколь-нибудь существенных изменений.

Неоправданная задержка распространения института суда присяжных на всю страну дала Конституционному Суду РФ основание ввести в феврале 1999 г. запрет на вынесение смертных приговоров до тех пор, пока любому обвиняемому в наказуемых смертной казнью преступлениях не будет предоставлено право предстать перед судом присяжных.

УПК РСФСР 1960 г. даже с многочисленными изменениями и дополнениями (их было более 500) вступал в противоречие с Конституцией и новой социально-экономической системой, не соответствовал изменившейся криминогенной ситуации и потребностям борьбы с преступностью. Тем не менее Федеральное Собрание в 1996-1999 гг. продолжало вносить в УПК 1960 г. частные изменения и дополнения, носящие зачастую противоречивый характер. Так, в декабре 1996 г. в УПК внесены изменения, в соответствии с которыми судьи получили возможность рассматривать единолично дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, по которым может быть назначено наказание до 5 лет лишения свободы без согласия на то подсудимого (ранее это право распространялось лишь на дела о преступлениях небольшой тяжести с верхним пределом наказания до 2 лет лишения свободы). Тем самым отчасти была решена проблема острейшей нехватки народных заседателей, из-за которой обвиняемые нередко ждали суда годами. В то же время Федеральное Собрание не внесло в УПК РСФСР тех изменений, необходимость которых прямо вытекала из положений Конституции 1993 г. В частности, в УПК РСФСР не было отражено важнейшее конституционное положение об аресте только по решению суда.

Процесс принятия нового УПК растянулся на несколько лет: первое чтение в Государственной Думе он прошел в мае 1997 г., второе - в июне 2001 г., третье - 22 ноября 2001 г. (подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г.). Причина такой задержки заключается в острой борьбе, развернувшейся по поводу содержания кодекса между представителями правоохранительных ведомств (прокуратуры, МВД), с одной стороны, и политиками, учеными либеральной ориентации, правозащитными организациями с другой. Соответственно, новый УПК по своему содержанию носит во многом компромиссный характер. С одной стороны, он воплощает содержащиеся в Конституции РФ 1993 г. демократические принципы и нормы уголовного правосудия. С другой стороны, по мнению ряда либеральных ученых и правозащитников, УПК РФ направлен на сохранение неоинквизиционной модели уголовного судопроизводства, при которой органы уголовного преследования имеют значительные преимущества над стороной защиты, а обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, свидетель оказываются скорее объектами исследования, нежели самостоятельными, полноправными субъектами уголовного процесса. Отдельные положения нового УПК вступают в противоречие с гарантированными Конституцией РФ и международными обязательствами РФ принципами состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, неприкосновенности личности. В частности, существенно ограничивается подсудность суда присяжных, полностью ликвидирован институт народных заседателей. Предусматривается возможность рассмотрения судьей единолично дел о преступлениях, наказуемых лишением свободы на срок до 10 лет.

Согласно ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Кодекс вступил в силу с 1 июля 2002 г. Однако введение ряда положений отложено на более поздний срок. В частности, создание на всей территории РФ судов с участием присяжных предусматривается с 1 января 2003 г. Передача суду полномочий прокуроров по применению мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; продлению срока содержания под стражей; производству обыска и (или) выемки в жилище и ряда других отложена была до 1 января 2004 г., однако 14 марта 2002 г. Конституционный Суд постановил, что уже с 1 июля 2002 г. давать санкцию на арест может только суд.

УПК 2001 г. предусматривает 4 инстанции рассмотрения уголовных дел: первую, апелляционную, кассационную и надзорную. По первой инстанции уголовные дела рассматривают: мировой судья (если максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы за вычетом ряда составов); судья федерального суда общей юрисдикции (если максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы); федеральный судья и коллегия из двенадцати присяжных заседателей (по ходатайству обвиняемых по строго определенным статьям УК). Уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого или отказа последнего от права на суд присяжных рассматриваются коллегией из трех федеральных судей.

Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично. В кассационном порядке дела рассматриваются судом в составе 3 судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее 3 федеральных судей.

Основным источником уголовно-исполнительного права (именовавшегося ранее исправительно-трудовым) является Уголовно-исполнительный кодекс от 8 января 1997 г., сменивший Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. Содержание УИК РФ отражает тенденцию некоторой гуманизации отечественной системы исполнения наказаний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...