Гражданское и смежные с ним
Отрасли права
Гражданское право Румынии сложилось в XIX - начале XX в. под сильным влиянием французского права. Его основу (до установления власти коммунистического правительства в 1947 г.) составляли Гражданский кодекс 1864 г., Торговый кодекс 1887 г., Кооперативный закон 1935 г., Горный закон 1924 г., Водный закон 1924 г., Патентный закон 1906 г. При режиме народной демократии началась постепенная перестройка гражданского и смежных с ним отраслей права в социалистическом духе. В 1945 г. была начата аграрная реформа, завершившаяся ликвидацией помещичьего землевладения. В 1947 г. изданы акты об ограничении сделок купли-продажи земли, об установлении государственного контроля над заключением коммерческих сделок, а также ряд законов о взаимоотношениях между домовладельцами и квартиронанимателями. Изменения в социально-экономическом строе Румынии отразила уже Конституция 1948 г., которая, признавая частную собственность на средства производства, устанавливала, что основой экономического процветания и национальной независимости страны является всенародное достояние (ст.7); она закрепляла принцип государственного планирования народного хозяйства (ст.15), предусматривала государственное регулирование и контроль над внутренней и внешней торговлей (ст.14). На основании Конституции 11 июня 1948 г. был принят Закон о национализации промышленных, банковских, горнорудных и транспортных предприятий. 19 апреля 1950 г. были национализированы домовладения, принадлежавшие крупным собственникам, а также жилые здания частных лиц, сдаваемые внаем. В 1949 г. началась коллективизация сельского хозяйства. Новая, социалистическая Конституция Румынской Народной Республики 1952 г. закрепила право государственной социалистической собственности на все основные средства производства и монополию внешней торговли (ст.7 и 14), право личной собственности румынских граждан (ст.12). Остатки частной собственности подлежали последовательному ограничению и вытеснению.
В числе важнейших гражданско-правовых актов, принятых после 1952 г., был Указ о физических и юридических лицах 1954 г., который установил пределы право - и дееспособности румынских граждан и деятельности юридических лиц. Ряд норм о правовом положении румынских граждан (опека, попечительство) содержал вступивший в силу с 1 февраля 1954 г. Кодекс о семье. В связи с принятием этих актов утратили силу нормы Гражданского кодекса 1864 г., определявшие правовое положение граждан и юридических лиц. Важными источниками гражданского права социалистической Румынии стали также Воздушный кодекс СРР, Декрет об авторском праве 1956 г., Закон о хозяйственных договорах 1969 г. Однако румынское законодательство не пошло по пути полной замены остающихся в силе довоенных гражданско-правовых актов. В Румынии (единственной из всех восточноевропейских стран) сохранился, за исключением некоторых разделов, "буржуазный" ГК 1864 г. Соответственно сохранились и многие концептуальные особенности румынского гражданского права, сближающие его с западноевропейским правом. Так, по ГК Румынии (так же как Франции, Германии, Польши, Венгрии) владение выделено в самостоятельный гражданско-правовой институт. Право владения как особое вещное право признается как за собственником, так и за другим титульным владельцем вещи (нанимателем, залогодержателем и др.), причем закрепляется презумпция законности или добросовестности владения. Значительное развитие в социалистический период получило румынское трудовое законодательство. В 1950 г. был принят Кодекс законов о труде, в 1965 г. - Закон об охране труда, а в 1972 г. - новый Трудовой кодекс (вступил в силу в 1973 г.).
После падения коммунистического режима в конце 1989 г. в гражданском праве Румынии произошли типичные для всех восточноевропейских стран изменения: в полном объеме восстановлено право частной собственности, легализовано частное предпринимательство, начаты реституция и приватизация. Основы перехода к рыночной экономике в Румынии были закреплены законом сразу же после декабрьской революции 1989 г. Им поощрялись индивидуальная коммерческая инициатива, создание малых предприятий на основе частной собственности по производству товаров первой необходимости. Дальнейший прогресс углубления реформ должен был осуществиться на основе разработанной в мае 1991 г. правительственной программы, которая закрепила в качестве задач первого этапа экономических реформ предоставление полной свободы коммерческой деятельности и поощрение государством развития малого бизнеса, второго - проведение либерализации цен, третьего - восстановление частной собственности на землю. Четвертый этап предусматривал наряду с сельскохозяйственными землями реприватизацию государственных предприятий. Пятый был связан с приватизацией жилищного фонда, возвращением жилья прежним владельцам. Основу нового экономического законодательства Румынии составили законы о компаниях (1990), о реорганизации государственных предприятий в автономные управления и торговые общества (1990), о борьбе с недобросовестной конкуренцией (1991), о процедуре судебной реорганизации или ликвидации ("Закон о банкротстве", 1995), о свободных зонах (1992), о ценных бумагах и фондовых биржах (1994), об авторском праве и смежных правах (1996), о конкуренции (1996). Принятый в феврале 1991 г. Закон предусмотрел безвозмездную передачу 10 га земли крестьянским семьям с одновременным освобождением их, начиная с 1991 г., от уплаты налога в течение 8 лет. Бывшие госкооперативы преобразовывались в добровольные коллективные трудовые объединения. В феврале 1997 г. был одобрен законопроект, который впервые разрешил иностранным компаниям покупать собственность (в том числе землю под промышленными объектами) непосредственно, а не только через совместное предприятие с румынскими партнерами.
В 1994 г. опубликована новая редакция Гражданского кодекса Румынии 1865 г. с учетом изменений, которые были внесены до 1 января 1994 г. В стране продолжает действовать (с многочисленными изменениями) Гражданско-процессуальный кодекс 1865 г.
Уголовное право и процесс
Первые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы были приняты в Румынии в 1865 г. Эти кодексы, составленные по образцу аналогичных французских, отразили концепции классической школы уголовного права. Объединение земель Румынии в 1918 г. усилило унификацию законодательства и принесло изменения, вдохновленные новыми идеями. Дебаты по уголовно-правовой реформе продолжались несколько лет (1925-1936) и в конечном счете привели к принятию новых УК и УПК в 1936 г. (вступили в силу в 1937 г.). Эти кодексы, как и прежние, основывались на принципах классической школы уголовного права. Однако некоторые современные позитивистские идеи (принцип индивидуализации наказания, прогрессивная система исполнения наказания и др.) также нашли отражение в новом законодательстве. В течение следующих лет (1939-1943) в УК и УПК были внесены некоторые поправки, отражавшие авторитарные тенденции в политической жизни Румынии того времени. После прихода к власти коммунистов в 1947 г. оба кодекса были изменены и изданы в новой редакции (1948). В 1949 г. узаконено применение смертной казни в мирное время. В течение 1950-1960-х гг. некоторые вопросы уголовного судопроизводства регулировались исключительно административным законодательством (решения Правительства, которые нередко даже не были опубликованы). Ныне действующие УК и УПК приняты 21 июня 1968 г. и введены в силу 1 января 1969 г. Эти кодексы довольно эклектичны; они сочетают неоклассицизм с технократическим юридизмом и некоторыми идеями школы социальной защиты. Их принятие ознаменовало определенное смягчение уголовного законодательства. Так, если до 1968 г. смертная казнь за некоторые преступления была единственной мерой наказания, в УК 1968 г. были установлены альтернативные меры.
В 1970-е гг. реформа уголовного права продолжилась. Например, в 1973 г. в УК были внесены поправки, предусматривавшие исправительные работы и расширившие применение штрафов для некоторых уголовных деяний вместо или в качестве альтернативы лишению свободы. Декрет 1977 г. отменил заключение несовершеннолетних и расширил использование исправительного труда. В 1978 г. в УК сокращено число преступлений, наказуемых смертной казнью с 28 (предусмотрены первоначально УК 1968 г.) до нескольких наиболее опасных преступлений против личности и государства. Мелкие преступления были изъяты из УК и включены в отдельный Кодекс о проступках. Несмотря на позитивные изменения, уголовное право социалистической Румынии всегда сохраняло репрессивность. Ряд статей носил откровенно политический характер. Например, "пропаганда против социалистического строя", "любое действие, направленное против социалистического строя или угрожающее безопасности государства", "распространение клеветнических слухов о государстве" наказывались несколькими годами тюремного заключения. Начиная с 22 декабря 1989 г. в УК были внесены некоторые изменения, вызванные сменой политического режима и общественного строя. Наибольшее значение среди них имеет замена смертной казни пожизненным заключением (январь 1990 г.). 3 марта 1993 г. Конституционный суд вынес постановление о неконституционности некоторых положений УК 1968 г. Понятие "общественная собственность" было заменено термином "государственная собственность", применяемым в новой Конституции. Это означало, что отныне меры наказания за преступления против хозрасчетных и государственных предприятий и за преступления против частной собственности уравниваются (прежде за деяния первого вида предусматривалось в 4-5 раз более суровое наказание). В то же время некоторые драконовские нормы УК не только не были смягчены, но и еще больше ужесточились. Например, наказание за "оскорбление властей и страны" увеличено с 1-3 до 1-5 лет лишения свободы. В соответствии с действующим в Румынии законодательством источником уголовного права может быть только закон, под которым понимается каждое положение уголовно-правового характера, содержащееся в законах или декретах. К источникам уголовного права Румынии относятся Конституция, Уголовный кодекс и специальные законы. Наличие наряду с УК других законов, содержащих уголовно-правовые предписания, является данью юридической традиции (совпадающей с практикой большинства европейских стран). Вместе с тем с вступлением в силу УК 1968 г. были отменены специальные уголовные законы, т.е. законы, основным содержанием которых является установление уголовной ответственности за конкретные деяния и определение вида и размера наказаний, назначаемых в случае их совершения (Кодекс военной юстиции от 20 марта 1937 г., а также другие специальные уголовные законы).
Действующий УК Румынии имеет традиционное деление на Общую и Особенную части. В свою очередь части делятся на титулы, главы и разделы (в некоторых главах разделы отсутствуют). Каждая из статей сопровождена маргиналией (названием, помещенным на полях страницы). За рамками статей Особенной части УК 1968 г. остаются преступления, предусмотренные в специальных законах. Нормы Общей части УК действуют и в случае применения специальных законов, содержащих уголовно-правовые предписания, если законом не предусмотрены изъятия. Они могут касаться предельных размеров наказания, формулировки норм о множественности преступлений, о покушении и др., однако перечень действий, наказуемых в соответствии с УК, остается неизменным. Отступления в специальных законах могут носить и "смешанный характер", т.е. устанавливается уголовная ответственность за деяния, не указанные в УК, и в то же время несколько изменяются положения его Общей части. К числу источников уголовного права Румынии относят также международные договоры и конвенции, подписанные и ратифицированные СРР, если они содержат нормы уголовно-правового характера (например, Конвенция о наказании геноцида, соглашения о правовой помощи и др.). Особенностью уголовного законодательства Румынии является то, что в нем не употребляется термин "преступление" (crima). Вместо него введен термин, обозначающий более широкое понятие, - "уголовно наказуемое деяние" (infractiune). В УПК Румынии 1968 г. поправки вносились в 1970, 1971, 1973, 1974 и 1977 гг. После 1989 г. в него были внесены новые изменения, например, значительно расширены гарантии права на защиту, а предельные сроки предварительного заключения сокращены. Важнейшим источником демократических принципов и норм уголовного процесса стала Конституция Румынии 1991 г. Максимальный срок задержания по Конституции был ограничен 24 часами. Арест может производиться на основе ордера, выданного прокурором на срок, не превышающий 30 дней. Арестованное лицо имеет право обратиться к судье, поставив вопрос о законности ордера на арест, а судья обязан вынести мотивированное решение по данному вопросу. Продление срока ареста может быть санкционировано только судебной инстанцией. Лицо, арестованное в превентивных целях, имеет право требовать временного освобождения под судебным контролем или под залог. Закон 1996 г. включил в УПК правила, касающиеся аудио- и видеозаписей в качестве доказательств. Эти правила предполагают строгий судебный контроль с целью защиты частной жизни граждан от произвольного вторжения со стороны государственных органов. Закон 1990 г. передал управление пенитенциарной системой от МВД Министерству юстиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|