Этапы развития лизинговой деятельности в России.
В 70 - 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Мин Морфлотом СССР, являлся “бербоут - чартер” - наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О “Совфрахт” Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Мин Морфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором. На условиях “бербоут - чартер” Инфлот СССР приобрел значительный тоннаж - сухогрузы, пассажирские суда, танкеры, находившиеся в эксплуатации в течение 6 - 12 лет.[29] Достаточно активно применялся лизинг международных автомобильных перевозок внешнеторговым объединением “Совтрансавто”, которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры.
В июне 1991 года была создана, а с декабря того же года приступила к деятельности международная советско-немецкая лизинговая компания “Евролизинг”. Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы “Банк Насиональ де Пари” (Bank National de Paris), а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - “Митфинанц ГмбХ”. Вместе с тем в международных операциях лизинг применялся крайне незначительно. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. Кроме того, в отдельных случаях допускалось использование иностранных станков и другой техники предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании (компенсационный лизинг - buy - back). Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1[30] и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.
Лизинговые операции использовались и в СССР. На зафрахтованных морских судах перевозилась значительная часть грузов по договорам с советскими внешнеторговыми объединениями. Так в практики в/о «Совфрахт» были соглашения, по которым лизинговая компания или банк заказывали на судостроительной верфи постройку судна, а после достройки судна оно сдавалось в долгосрочную аренду на условиях лизинга.[31] В России в 1990 г. стали создаваться специализированные лизинговые компании. Так, в качестве учредителей компании «Балтийский лизинг» выступили санкт-петербургский «Промышленно-строительный банк» и крупнейшая страховая компания «Росгосстрах». Компания сдаёт в лизинг морские и речные суда, автотранспорт, компьютеры, объекты недвижимости, оборудование для переработки леса, выпечки хлеба. В соответствии с действующим Федеральным законом от 03.02.96 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» лизинговые операции входят в число операций, разрешённых кредитным организациям. Развитию лизинга в России способствуют снижение уровня инфляции, падение доходности операций на рынке государственных краткосрочных облигаций, возможность получения по лизинговым сделкам более дешёвых кредитов западных банков, появление в стране платежеспособных потребителей ряда видов продукции. Все российские лизинговые компании можно разделить на две группы: собственно лизинговые, получившие определённые льготы по налогообложению, и государственные отраслевые лизинговые компании, которые призваны облегчить реализацию готовой продукции в ряде машиностроительных отраслей. Так, в прошлом шахты России получали оборудование с заводов угольного машиностроения Украины. После распада СССР ряд предприятий военно-промышленного комплекса был переориентирован на выпуск оборудования для шахт. Поскольку оно оказалось чересчур дорогим, была создана отраслевая лизинговая компания. Как следствие, в настоящее время 10 % угля добывается на оборудовании, полученном в лизинг. Лизинг нашёл своё место не только в крупной промышленности, но и в малом предпринимательстве. Следует сказать, что лизинговые операции с субъектами малого предпринимательства несут в себе дополнительные сложности: возникающие риски, низкая залогоспособность многих потенциальных лизингополучателей. Поэтому малые предприятия находятся в невыгодном положении на финансовом рынке и испытывает определённую дискриминацию со стороны банков по сравнению с иными, более крупными заёмщиками. Таким образом, перед малым предприятием встаёт ряд проблем: кредитные учреждения отказывают в предоставлении ссуд; процентные ставки по кредитам очень высоки; сами кредиты предлагаются на короткий срок, недостаточный для организации производства на основе приобретаемого оборудования. Финансовый лизинг во многом способствует решению этих проблем, тем самым, помогая развитию предприятий.
Лизинг обеспечивает получение оборудования без его полной оплаты, позволяет организовать новое производство без привлечения крупных финансовых ресурсов со стороны пользователя. Этими факторами объясняется рост интереса к лизинговым операциям в сфере банковских услуг. Динамику изменения можно проследить на следующей схеме:
Можно сделать вывод, что интересы коммерческих организаций смещаются от чисто спекулятивного бизнеса в сторону реального сектора экономики. Возвратность лизинговых платежей составляет 80 процентов.[32] Для любой чисто коммерческой компании это низкий уровень. В то же время, учитывая десятилетиями складывавшуюся практику финансирования сельского хозяйства с ежегодным списанием долгов и продолжающуюся дешёвую кредитную поддержку агропромышленного комплекса, этот уровень возвратности лизинговых платежей можно оценить как оптимистичный. В министерстве сельского хозяйства существует мнение что, схема, по которой работал Росагроснаб, была непрозрачной. Деньги, которые получал Росагроснаб из бюджета на организацию поставок сельхозтехники в лизинг, обратно государству не возвращались. Росагроснаб заключал договор с каким-либо хозяйством, получал по каждой сделке комиссионные (до 12% от стоимости объекта лизинга) и должен был следить, чтобы хозяйства через 3-5 лет вернули положенную сумму.
Однако, средства агрохозяйства зачастую не возвращали. Притом вычислить сумму не возврата сложно: получаемые от лизингополучателей средства оборачивались в Росагроснабе, не проходя через бюджет. У Росагроснаба, тем не менее, есть шанс продолжить свою монопольную лизинговую деятельность на сельхозрынке. Постановление правительства, по которому Росагроснаб определен как госагент по сельскохозяйственным лизинговым операциям, никто не отменял. А заявок на участие в конкурсе в Минсельхоз еще не поступало, и лизинговые компании не спешат их подавать.[33] В ряде регионов России (Москве, Нижнем Новгороде, Белгороде, Воронеже, Орле, Владимире, Краснодаре) создаются специализированные региональные лизинговые компании. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства участвует в формировании уставных капиталов этих компаний, выдаче кредитов. В 1997 году на лизинг в рамках федеральной программы было выделено 25 млрд. руб. Однако этих средств недостаточно для развития лизинга. Поэтому ФФПМП и Дрезднер Банк заключили соглашение, по которому предоставляется связанный кредит на пять лет—250 млн. марок. Процентная ставка с учётом всех затрат на обслуживание кредита—8,5 процента в год[34]. Эти средства будут направлены на кредитование малых предприятий под поставку немецкого оборудования для переработки сельхозпродукции, создания стоматологических клиник. По мнению Е. Кабатовой, в России лизинговые операции получат наибольшее развитие в составе финансово-промышленных групп.[35] Стимулом к этому будет выступать задача по повышению эффективности производства структурных подразделений ФПГ. Так, нефтяная корпорация «ЛУКойл» учредила лизинговую компанию «ЛК-Лизинг», которая взяла на себя поставки оборудования для всех дочерних структур холдинга. Переход к лизингу руководство объединения объясняет серьёзными налоговыми льготами при таком методе поставок оборудования. Помимо кредитования лизинговые операции предусматривают страхование лизингополучателем имущественных рисков, сохранности оборудования в процессе его доставки и пусконаладочных работ. Ряд российских страховых компаний подготовил соответствующие схемы. Росгосстрах разработал систему страхования платежей по лизинговым операциям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|