Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное устройство




 

Судан - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 9 вилайетов (регионов). В 1995 г. было объявлено о переходе к федеративному устройству, в соответствии с которым страна должна делиться на 26 штатов.

Действует Конституция, принятая на референдуме в мае 1998 г. Она провозгласила страну многонациональной, поликонфессиональной федеративной республикой (ст.1, 2). Одновременно закрепляется принадлежность верховной власти в государстве Аллаху, а суверенитета - народу, выступающему выразителем божественной воли (ст.4). Конституция закрепляет все основные демократические права и свободы, в том числе легализует деятельность политических и общественных объединений. По форме правления Судан - суперпрезидентская республика. Политический режим авторитарный.

Законодательная власть принадлежит Национальной ассамблее, 3/4 членов которой избираются путем всеобщих прямых выборов, а 1/4 входит в состав этого органа по корпоративному признаку, представляя профессиональные, научные, женские и иные ассоциации. Срок полномочий Национальной ассамблеи - 4 года. Ее полномочия помимо принятия законов включают изменение Конституции, ратификацию международных договоров, принятие государственного бюджета, а также контроль за действиями исполнительной власти (ст.73).

В перерывах между сессиями Национальной ассамблеи Президент вправе принимать временные декреты, имеющие силу закона, при условии их утверждения на ближайшей сессии парламента (ст.90).

Исполнительная власть осуществляется Президентом и Советом министров. Президент избирается всенародным голосованием на 5 лет. Полномочия Президента включают назначение высших должностных лиц, объявление войны и чрезвычайного положения, утверждение смертных приговоров и освобождение от наказания. Президент лично возглавляет Совет министров, состав которого назначается Президентом (ст.47).

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Действующая правовая система имеет плюралистический характер. Ядро системы составляют нормы мусульманского права, регулирующие вопросы личного статуса, а также ряд уголовных, уголовно-процессуальных и иных отношений. Второй элемент - английское общее право, нормы которого продолжают играть важную роль также во многих отраслях права (торговое, процессуальное и др.). Такое смешанное право действует на арабском исламизированном Севере. На Юге, где проживают многочисленные народности и племена, находящиеся на разных уровнях развития, главной системой норм является традиционное обычное право.

В XX в. правительство Судана дважды предпринимало попытку коренным образом изменить характер национальной правовой системы.

В период англо-египетского колониального господства здесь было реципировано английское право (при сохранении традиционной сферы регулирования за мусульманским правом). "Общее право" как система действует в Судане с 1889 г. и успело пустить в этой стране глубокие корни.

После получения независимости была предпринята попытка заменить английское "общее право" кодифицированным законодательством. С этой целью в 1971 г. был принят Гражданский кодекс, основу которого составили положения ГК Египта 1949 г. и некоторые нормы гражданских кодексов Ливии, Ирака, Сирии и Кувейта. В след за этим приняты Гражданско-процессуальный кодекс и Кодекс о доказательственном праве и одновременно разрабатывались проекты уголовного и торгового кодексов, которые также должны были заменить действующее в стране английское право. Правительство надеялось тем самым уменьшить пестроту местных законов и ускорить создание в стране единой системы права.

Принятие кодексов, однако, имело целью не только заменить английское прецедентное право кодифицированной системой права, но также повысить роль мусульманских норм за счет ослабления традиционного обычного права. По плану реформы мусульманское право, распространяясь на всю территорию страны, должно было постепенно вытеснить обычное право и сделаться вторым по значению (после кодифицированного законодательства) источником права. Распространению мусульманского права должно было содействовать и то обстоятельство, что многие институты Гражданского кодекса Египта, перешедшие в ГК Судана, испытали сильное влияние правовых норм шариата.

Однако не прошло и 2 лет, как Гражданский кодекс, а за ним и остальные новые кодексы были отменены, и Судан возвратился к положению, существовавшему до 1971 г., при котором английское "общее право" составляет основу системы.

Неудача с реформой права в Судане объясняется прежде всего тем, что переход к кодифицированной системе, представлявшей смесь французской модели права с мусульманским, серьезно нарушил исторически сложившийся в стране механизм действия права, который отражал определенное равновесие между политическими силами различных областей многонационального Судана. Стремление центрального правительства заменить традиционные системы обычного права, с большим упорством отстаиваемые народами Юга страны, только усилило племенной и региональный сепаратизм; этому способствовала и многолетняя гражданская война. Кроме того, ускоренное внедрение права, совершенно чуждого и незнакомого привыкшим к юридической технике "общего права" суданским юристам, вызвало глухое сопротивление со стороны последних, фактически саботировавших применение новых актов. "Наложение" кодифицированного права на прецедентное внесло путаницу в регулирование правовых отношений.

В начале 1980-х гг. в Судане предприняты решительные меры по исламизации правовой системы, законы шариата объявлены обязательными для всего, в том числе немусульманского, населения страны. В 1983 г. вступило в силу новое уголовное законодательство, воспринявшее основные институты мусульманского права. В 1984 г. исламизации подверглось гражданское, торговое и земельное право. В 1985 г. после очередной смены режима правительство аннулировало некоторые части законодательства 1983-1984 гг., что смягчило последствия исламизации. Однако после прихода к власти нынешнего режима в июле 1989 г. курс на нее даже усилился.

Конституция Судана 1998 г. (ст.65) установила, что источниками законодательства должны быть шариат, а также консенсус, выраженный нацией в ходе референдума, в Конституции и обычае. Никакое законодательство не должно приниматься в нарушение этих основных принципов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...