Гражданское и смежные с ним
Отрасли права
С 1889 г. в Судане стало применяться, в том числе для регулирования гражданско-правовых отношений, английское "общее право". Сфера его действия охватывала большинство институтов гражданского и все торговое право. В соответствии с формулой применения английского права - права личности по местному обычаю или религиозному праву сохранялись как относящиеся к персональному статусу или религиозным установлениям в вопросах заключения брака, приданого жены, брачного дара мужа, отношений родителей и детей, прекращения брачного союза, наследования и т.д. При этом все споры по вопросам персонального права, возникающие между мусульманами, подлежали рассмотрению местными религиозными судами в соответствии с мусульманским правом. В 1971 г. была предпринята попытка рецепции французской модели Гражданского кодекса (в его египетском варианте), которая лежит в основе большинства гражданских кодексов арабских стран. Однако уже в 1974 г. Судан официально вернулся к системе "общего права". В 1984 г. в соответствии с провозглашенным курсом на исламизацию правовой системы отменен ряд актов (Закон о договорах 1974 г., Закон о продаже 1974 г. и Закон о представительстве 1974 г.), представлявших в основном кодификации соответствующих принципов английского права, и принят Закон о гражданских правоотношениях, который воспринял принципы мусульманского обязательственного права. В том же году подписан президентский указ о введении мусульманско-правовых норм, регулирующих вопросы земельной собственности. Мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса и правовое положение вакфов (имущества, выделенного для благотворительных целей). Единое законодательство в сфере семейных отношений отсутствует, но их отдельные стороны регулируются специальными циркулярами Верховного шариатского суда (например, циркуляры от 1915 г. - о возможности развода по решению суда, от 1927 и 1932 гг. - об обязанностях по воспитанию детей, от 1935 г. - о брачном выкупе и др.). У немусульманских общин вопросы личного статуса разрешаются по соответствующему религиозному (каноническому) или обычному праву.
Трудным путем идет развитие суданского трудового законодательства. Правительство проводит репрессивную политику в отношении рабочего движения, опираясь на законы о профсоюзах 1971 г. и о трудовых конфликтах 1966 г., а в части регулирования условий труда действует лишь Закон о рабочей силе 1974 г. После переворота 1989 г. распущены все прежние профсоюзы, запрещены забастовки, за нарушение декретов о труде нового правительства установлена строжайшая уголовная ответственность. В 1989 -1996 гг. запрещены коллективные трудовые соглашения.
Уголовное право и процесс
Уголовное право Судана в ХХ в. проделало сложный и драматический путь. Принятый по образцу английского колониального УК для Индии, Уголовный кодекс Судана 1925 г. действовал около двух десятилетий (после установления независимости в стране); затем его сменил УК 1974 г. Последний в основном построен по модели предшествующего УК, разделов стало на один меньше, изменились диспозиции и санкции некоторых статей Особенной части, но формальное деление кодекса на Общую и Особенную части в нем отсутствует. В 1983 г. в рамках курса на исламизацию страны введен новый кодекс, воспринявший основные институты мусульманского права. По сравнению с УК 1974 г. он был значительно более суров: повышался срок тюремного заключения, устранены некоторые смягчающие ответственность обстоятельства, за ряд преступлений было предусмотрено применение таких характерных для мусульманского деликтного права мер наказаний, как смертная казнь в качестве кисаса (возмездия), распятие, забивание камнями, отсечение руки и ноги, уплата "выкупа за кровь" (его полный размер равен 100 верблюдам или их стоимости в суданской валюте), наказание плетьми (от 25 до 100 ударов), высылка, наказание по принципу талиона (т.е. путем нанесения виновному того же вреда, который был нанесен им). Уже в 1983 г. появилась информация о приговорах к отсечению руки за кражу, а всего в период до апреля 1985 г. было приведено в исполнение 68 таких приговоров. Кроме того, имелись случаи отсечения руки и ноги за грабеж, а также телесных повреждений по принципу талиона.
За ряд преступлений уголовную ответственность по мусульманскому праву несли и немусульмане (их в Судане насчитывается около 6 млн. человек). Принятие мусульманско-правового по своему характеру уголовного законодательства встретило однозначно негативную реакцию со стороны немусульманского населения Судана, основная часть которого проживает в южных провинциях страны. Некоторые части уголовного законодательства 1983 г. были отменены или фактически приостановлены после свержения в апреле 1985 г. правительства Президента Нимейри. Пришедший к власти в июне 1989 г. режим сразу же объявил о намерении пересмотреть уголовное законодательство 1983 г. Однако новый Уголовный кодекс вступил в силу только в 1991 г. Данный акт отличается тем, что целиком основан на шариате, предусматривает наказания за все три категории преступлений худуд, кисас и тазир. В частности, УК предусматривает такие способы исполнения смертного приговора, как повешение, забивание камнями, лишение жизни по принципу талиона (т.е. таким способом, каким было совершено убийство) и даже распятие. Помимо случаев, прямо предусмотренных нормами шариата, смертная казнь предусматривается за ряд политических и иных преступлений. В этих случаях она осуществляется через повешение или расстрел. В контролируемых повстанцами южных районах судьи применяют Уголовный кодекс 1925 г. В других южных районах действует обычное право. Уголовный процесс в Судане также основан на нормах мусульманского права, закрепленных в УПК 1991 г. Кроме того, действует закон о доказательствах 1993 г. Процессы в регулярных судах номинально отвечают международным стандартам правовых гарантий. Допускается присутствие адвоката. Суд должен назначить адвоката за государственный счет для любого обвиняемого, который не может оплатить услуги адвоката, в случае угрозы смертного приговора. Приговор может быть обжалован в апелляционный суд. Смертные приговоры должны рассматриваться Верховным судом, а также главой государства, который может утвердить их или предоставить помилование. Однако на практике эти гарантии обеспечиваются далеко не всегда.
Дела военнослужащих разбираются военно-полевыми судами, апелляция подается в вышестоящий военный суд. Процессы в военных судах, часто секретные и ускоренные, не обеспечивают даже минимальных гарантий подсудимым. Нередко на таких процессах не разрешается присутствие адвокатов и не обеспечивается возможность обжаловать смертные приговоры. Свидетели допускаются по произвольному усмотрению судей. В 1989 г. по Закону о специальных судах созданы суды безопасности в составе трех судей для рассмотрения широкого перечня преступлений, включая нарушение конституционных декретов, чрезвычайного законодательства, некоторых статей Уголовного кодекса, а также валютных и наркопреступлений. Специальные суды, в которых заседают как военные, так и гражданские судьи, рассматривают большинство дел, связанных с государственной безопасностью. Адвокаты могут помогать обвиняемым как "друзья суда", но обычно не вправе обращаться к суду. Приговоры этих судов отличаются суровостью и приводятся в исполнение немедленно. Смертные приговоры, однако, отсылаются для проверки председателю Верховного суда и главе государства. Правительственные силы безопасности регулярно и безнаказанно пытают, избивают, преследуют, произвольно арестовывают и содержат под стражей представителей оппозиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|