Процессы (аспекты) общения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Вопросы 1. Общение как витальная необходимость и социально-культурная ценность. Общение как витальная необходимость Закономерность: чем выше стоит биологическое существо на эволюционной лестнице, тем более оно беспомощно на ранних этапах онтогенеза и тем более значимо для него общение как условие выживания, как жизненная. Эксперименты, подтверждающие значимость общения: - синдром «госпитализма» (от задержки психического развития до летального исхода), - эмоциональная и сенсорная депривация (1956 г. университет Мак-Гилла, испытуемые не могли выдержать в изолированной камере более 2 – 3 дней) - возникает состояние напряжения, появляется раздражительность, несдержанность, эмоциональная неустойчивость, ухудшается умственная работоспособность Общение как социальная и духовная ценность В психологии известен интересный эксперимент, проводившийся в лаборатории М.И. Лисиной: перед детьми, начиная с первых дней жизни, развешивали картинки и подсчитывали, на какие изображения дети предпочитали смотреть. Как оказалось, дети упорно фиксировали взгляд на тех картинках, которые изображали человеческое лицо. Это позволяет предположить, что интерес к себе подобному присутствует с первых дней жизни Как отмечал А.А. Леонтьев: «Говоря о потребности в общении, – независимо от того, считается ли она врожденной или «культурной», социальной, – обычно предполагается ее первичность, непроизвольность, ее несводимость к другим потребностям». Он же отмечал, что первоначально потребность в общении «животна», не является социальной. Человеческое же общение имеет знаковую (а значит социальную) природу – в общении человек информирует не только о своем внутреннем состоянии, но и указывает на действительность и передает информацию о ней. Именно знаковая, социальная природа общения делает возможным приобщение человека к всему многообразию человеческой культуры и его становление как личности.
общение – сложный, многоплановый феномен, имеющий био-социо-духовную природу. Потребность в общении – потребность в объединении с другим человеком, в создании единства Я+Ты. 2. Общение как вид деятельности Исторически межличностное общение возникло и складывалось в процессе совместной трудовой деятельности («сообща»). Так, А.Н. Леонтьев утверждал единство и взаимосвязь труда, сознания и общения в процессе развития человека и человеческого общества.
Таблица 1 «Соотношение» общения и деятельности
Таким образом, общение можно рассматривать и как деятельность особого рода, коммуникативный вид деятельности, выражающий «практическую активность субъекта». Общение как коммуникативная деятельность – процесс активности человека, направленный на другого человека (на его чувства, мотивы, поступки). Поскольку активность в общении направлена на другого человека, можно говорить, что предметом коммуникативной деятельности является партнер по общению, та или иная особенность его личности (предметом может быть компетентность партнера, его нравственные качества и др.).
3. Аспекты межличностного общения: коммуникация, перцепция, интеракция, контакт, отношения. Общение – это«сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» (Краткий психологический словарь под ред. А.В. Петровского) Процессы (аспекты) общения Социальная перцепция (Дж. Брунер, 1947 г.) – процесс восприятия, понимания и оценки человека человеком (и формирования целостного образа партнера по общению и ситуации общения). Восприятие базовый процесс познания, значит межличностное восприятие – основа познания и понимания людьми друг друга. Понятия «субъект восприятия», «объект восприятия». Межличностный контакт – условие общения, обеспечивает нахождение людей в пределах доступности для восприятия друг друга и подтверждение факта существования друг друга (А.У. Хараш), (функциональное назначение контакта по Е.Л. Доценко). Инструментальное значение контакта заключается в создании условий для передачи информации по каналам связи (Е.Л. Доценко), (для коммуникации). Коммуникация – обмен сообщениями, их прием и переработка. «Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т.п.), которую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать» (Каган 1988, 145).
Интеракция – взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом. Одним из главных компонентов интеракции является действие («Что делает мой партнер? Что я должен сделать для него?). В связи с этим интеракцию можно рассматривать как систему направленных друг на друга действий партнеров по общению, приводящих к взаимным изменениям – взаимное вложение усилий, выраженных в направленных друг на друга действиях (воздействиях) (Е.Л. Доценко). Форма интеракции – практическое поведение людей в совместной деятельности в рамках определенного контекста. Межличностные отношения – эмоционально-чувственный аспект взаимодействия, связь. Отношения человека представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными аспектами действительности (В.Н. Мясищев). Отношение – своеобразная связь субъекта с объектом окружающего мира или с другим субъектом, которая возникает в результате их взаимодействия или в результате одностороннего познания и сохраняется и проявляется в рациональной, эмоциональной и поведенческой формах. 4. Средства общения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|