Судебная система. Органы контроля
Общие контуры судебной системы Таиланда достаточно четко определены в Основном законе страны. Согласно ст.272 Конституции 1997 г. система судов общей юрисдикции имеет три уровня: суды первой инстанции, Апелляционный суд и Верховный суд. Основным звеном судебной системы являются суды первой инстанции (именуемые также провинциальными судами) с неограниченной гражданской и уголовной юрисдикцией. Мелкие гражданские и уголовные нарушения слушают суды магистратов, созданные для разгрузки провинциальных судов. Дела о проступках и преступлениях несовершеннолетних рассматривает Центральный суд по делам несовершеннолетних и его отделения в региональных центрах. Апелляционный суд в Бангкоке рассматривает (в составе не менее чем 2 судей) жалобы на решения нижестоящих судов по уголовным и гражданским делам, а также по вопросам банкротства. Дела исключительного значения рассматриваются на пленарных сессиях суда. Апелляционный суд вправе отменить и изменить решение нижестоящего суда или вернуть в первоначальную инстанцию. Высшей апелляционной инстанцией в Таиланде является Верховный суд. Он также рассматривает по первой инстанции избирательные споры. Хотя решения Верховного суда являются окончательными, по уголовным делам Король может осуществлять помилование. В составе Верховного суда имеется специальное Уголовное отделение для лиц, занимающих политические посты (высшие государственные должности). Судьи общих судов назначаются и освобождаются от должности Королем после их одобрения Судебной комиссией судов правосудия (т.е. судов общей юрисдикции). Последняя отвечает также за независимость судов, продвижение по службе, увеличение жалованья и привлечение к дисциплинарной ответственности судей. Как правило, судьи увольняются в 60 лет, но их полномочия могут быть продлены до 65-летнего возраста.
Судебная комиссия судов правосудия состоит из: председателя Верховного суда, являющегося председателем Комиссии; 12 членов от судов всех уровней (по 4 от каждого), избираемых судьями всех уровней из своей среды; 2 членов, которые не являются или не являлись судейскими должностными лицами, избранных Сенатом. Кроме того, согласно Конституции, суды общей юрисдикции имеют независимый секретариат (аппарат) во главе с генеральным секретарем Службы судов правосудия, подотчетным непосредственно председателю Верховного суда. Министерство юстиции назначает и контролирует административный персонал судов и осуществляет реформу судебных процедур. Наряду с общими в Таиланде действуют специальные суды. Трудовые споры рассматриваются Центральным трудовым судом, учрежденным в Бангкоке в 1980 г. В 1997 г. создан специальный суд по делам интеллектуальной собственности и международной торговли. Имеются также семейные и налоговые суды. Планируется создание специального суда по банкротствам. Конституция 1997 г. (ст.276) предусматривает создание системы административной юстиции в виде Высшего административного суда и административных судов первой инстанции, допускает учреждение Апелляционного административного суда. Закон о создании административных судов был принят в том же 1997 г. Назначение и удаление от должности административного судьи производится Королем с предварительного одобрения Судебной комиссии административных судов. Существует отдельная система военных судов, рассматривающих уголовные и гражданские дела военнослужащих, а в период действия военного положения - и дела о преступлениях гражданских лиц. Наконец, имеется некоторое количество мусульманских судов (судов шариата), рассматривающих дела о личном статусе членов мусульманской общины.
Органом конституционного контроля в Таиланде является Конституционный суд. Он состоит из председателя и 14 членов, назначаемых Королем по совету Сената из числа: 5 судей Верховного суда, избранных на общем собрании Верховного суда секретным голосованием; 2 судей Высшего административного суда, избранных на общем собрании Высшего административного суда секретным голосованием; 5 специалистов в области права; 3 специалистов в области политической науки. 8 последних членов избираются Сенатом из числа 16 кандидатов, отобранных специальным комитетом в составе председателя Верховного суда, представителей деканов юридических и политологических факультетов вузов, представителей партий, представленных в Палате представителей. Члены Конституционного суда выбирают из своей среды председателя. Все члены Конституционного суда занимают свои должности единственный 9-летний срок. Конституционный суд выносит решение о конституционности законопроектов после их принятия парламентом (но до представления Королю для подписания). В его компетенции также находится роспуск политических партий, деятельность которых противоречит Конституции. Решения Конституционного суда носят обязательный и окончательный характер. Особым правоохранительным органом в Таиланде является независимая Национальная комиссия по борьбе с коррупцией, предусмотренная Конституцией 1997 г. Она состоит из председателя и 8 членов, назначенных Королем по совету Сената на единственный 9-летний срок. Комиссия может проводить расследования и представлять свои заключения в Сенат или Уголовное отделение Верховного суда по делам лиц, занимающих высшие государственные должности, на основании чего виновные привлекаются к конституционной (в порядке импичмента) или уголовной ответственности. Специальным органом контроля за соблюдением прав человека в Таиланде согласно Конституции 1997 г. является Омбудсман, назначаемый Королем по совету Сената на единственный 6-летний срок. Помимо этого имеется Национальная комиссия по правам человека в составе 11 членов, назначаемая в том же порядке.
Высшим органом государственного финансового контроля является независимая Комиссия государственного аудита (State Audit Commission). Эта Комиссия состоит из председателя и 9 других членов, назначаемых Королем по совету Сената из числа лиц, имеющих знания и опыт в государственном аудите, бухгалтерском учете, внутреннем аудите, финансах и других областях. Комиссия государственного аудита имеет независимый аппарат во главе с генерал-аудитором, ответственным непосредственно перед председателем Комиссии. Члены Комиссии занимают свою должность единственный 6-летний срок.
Литература
Hickling R. H. The Legal System of Thailand // Hong Kong Law Journal. Vol. 3. 1973. P.215-227. Sangoudhai Y. Thailand // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1973. P.T7-18.
Тайвань
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература
Остров в южной части Восточно-Китайского моря, принадлежащий КНР. Территория - 35,961 тыс. кв.км. Административный центр - г. Тайбэй. Население - 22,11 млн. чел. (1999 г.), 97% - китайцы. Официальный язык - китайский. Религия - 45% населения исповедуют буддизм, 33% - даосизм, 7% - христианство. В древности территория острова Тайвань была заселена племенами гаошань. Первая военная экспедиция китайцев появилась на острове в 230 г. В XIII в. Тайвань официально был включен в состав Китайской империи. В 1590-1641 гг. остров являлся колонией Португалии, в 1641-1661 гг. Голландии, в 1661-1895 гг. входил в состав Китая, в 1895-1945 гг. Японии, в1945 г. возвращен Китаю. В 1949 г., после победы народной революции в Китае и провозглашения Китайской Народной Республики, на Тайвань эвакуировалось свергнутое гоминьдановское правительство Китайской Республики (КР), официально представлявшее до 1971 г. Китай в ООН. В настоящее время правительство КР признают только около 30 государств мира, в то время как остальные страны (включая РФ) признали КНР.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|