Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В условиях рынка практически все хозяйствующие субъекты наряду со сравнимой товарной продукцией производят несравнимую товарную продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ при условии спроса на продукцию (работы, услуги). К сравнимой товарной продукции относятся все виды серийного и массового производства, производимые в предшествующем периоде и планируемые на предстоящий период. К несравнимой товарной продукции относят все виды единичного производства, а также серийного и массового производства, которые впервые запускаются в серийное или массовое производство. Показателем сравнимой товарной продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой — затраты на 1 рубль товарной продукции. Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции — универсальный: он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Затраты на 1 рубль товарной продукции определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах: где З1ртп — затраты на 1 рубль товарной продукции; Я— количество, объем выпуска в натуральном выражении; с— себестоимость; г — цена. Показатель затрат на 1 рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применятся для контроля за динамикой себестоимости. Используя данные обобщающего показателя, можно провести межхозяйственные сравнения. Объектом анализа является разность между фактическими и плановыми затратами на 1 рубль товарной продукции. Затраты на 1 рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции. Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты в свою очередь зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.
Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска и цен на продукцию. В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы: - изменение объема и структуры продукции; - изменение цен на продукцию. При изменении объема и структуры товарной продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при росте удельного веса тех изделий, затраты на 1 рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на 1 рубль товарной продукции против плана снизится, и наоборот. Изменение себестоимости товарной продукции приводит к прямо пропорциональному изменению затрат на 1 рубль товарной продукции. Чем меньше полная себестоимость всей товарной продукции, тем меньше показатель затрат на 1 рубль товарной продукции, и наоборот. Изменение оптовых цен оказывает обратное влияние на величину затрат на 1 рубль товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на 1 рубль товарной продукции растут, и наоборот. Анализ показывает, как и на какую сумму изменилась величина затрат под воздействием каждого фактора. Анализ производится способом цепных подстановок. Чтобы проанализировать изменение затрат на 1 рубль товарной продукции, необходимо (табл.): 1..Рассчитать затраты на I рубль товарной продукции при всех
2. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактический выпуск и ассортимент: 3. Рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость, т.е. фактический выпуск в ценах, принятых в плане: 4.Определить фактические затраты в ценах, действовавших в отчетном году: Таблица Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
Объект анализа = 85,68 - 86,07 = -0,39. Изменение объема и структуры продукции привело к увеличению затрат= 86,38 - 86,07 = +0,31. Сверхплановое снижение себестоимости привело к уменьшению затрат = 85,66 - 86,38 = -0,72. Снижение оптовых цен на продукцию привело к росту затрат — 85,68 - 85,66 = +0,02. Проверка: +0,31 - 0,72 + 0,02 = -0,39. Изделия, производимые хозяйствующим субъектом, имеют разную прибыль и рентабельность. Чем больше выпуск продукции с высоким уровнем рентабельности, тем ниже уровень затрат. Изменение уровня себестоимости отдельных изделий зависит от: • изменения цен на сырье, материалы, топливо и т.д., тарифов на энергию, грузовые перевозки; •изменение затрат по отдельным статьям себестоимости. Снижение оптовых цен при прочих равных условиях увеличивает затраты на 1 рубль товарной продукции, и наоборот. Чтобы определить фактическую экономию (перерасход) на весь выпуск, необходимо экономию (перерасход) на 1 рубль товарной продукции умножить на фактический выпуск товарной продукции. Чтобы определить влияние факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты (снижения) затрат на 1 рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации, выраженный в плановых ценах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|