Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Главная проблема – ослабление системы экономической безопасности и суверенитета




Координационный совет по развитию и продвижению

«Национальной платформы бизнеса Беларуси»

Рабочая группа

 

Проект

Февраля 2016

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА

БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ-2016

 

ВЫЗОВ КРИЗИСУ

 

Минск

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

«Национальная платформа бизнеса Беларуси» (далее – Платформа, НПББ) – свидетельство консолидации отечественного бизнеса, его конструктивной позиции в диалоге с властями и обществом. Это общее видение тенденций в экономической системе, причин кризисных явлений, оценка влияния внутренних и внешних факторов, а также предложения бизнеса и аналитического сообщества о создании экономики развития и роста, укреплении взаимного уважения и доверия, реальном стимулировании деловой инициативы.

В 2015 году, впервые за 19 лет Беларусь оказалась в экономической рецессии. Помимо мощных негативных внешних факторов, первопричиной усугубления проблем в национальной экономике стал острый дефицит полноценного конструктивного диалога общества, бизнеса и власти. При проведении экономической политики преобладали узко ведомственные интересы отдельных лоббистов, а не национальные интересы страны в целом. Чрезмерная централизация принятия на протяжении многих лет инвестиционных, производственных и потребительских решений привела к накоплению ошибок, омертвлению капитала, искажению его структуры, к опасному разрыву между реальным спросом и предложением.

В условиях резкого ухудшения условий торговли с основными внешними партнёрами, существенного снижения выгод от топливно-энергетического бизнеса Беларусь оказалась не готова к диверсификации торговли, интеграции в региональную систему разделения труда.

В условиях высокой неопределённости белорусские власти прибегли к ужесточению ценового регулирования. Это существенно затруднило гибкую реакцию и адекватную адаптацию коммерческих организаций к новым условиям деятельности.

Белоруссий рубль продолжает оставаться в зоне высоких девальвационных рисков. Макроэкономическая неустойчивость усугубилась проблемой неплатежей. Существующие правовые и административные нормы и процедуры не позволяют активизировать институт банкротства и выполнения должниками своих обязанностей. Острый дефицит оборотного капитала усугубился ухудшением налогового режима, ростом арендных ставок и регуляторной нагрузки.

Продолжилось блокирование института частной собственности. МСБ лишён самостоятельности в принятии решений по ценообразованию, управлению финансовыми, производственными рисками, отношениям и с поставщиками и потребителями. В 2015 году была заблокирована приватизация даже убыточных и проблемных предприятий. Это стало одной из главных причин усугубления дефицита прямых иностранных инвестиций. Установленный порядок привлечения инвесторов, основанный на предоставлении особого налогового, таможенного и административно-правового статуса, с одной стороны, и предъявлении длинного списка инвестиционных требований - с другой, показал свою тупиковость.

В 2015 году МСБ испытывал дополнительные трудности в связи с сохранением неравных условий хозяйствования. Белорусские власти некритически скопировали порочную западную модель взаимоотношений между правительством и коммерческими организациями, которые «слишком-важные-чтобы-обанкротиться». Неизвестны критерии выделения такого рода структур, условия получения ими государственной поддержки, их обязательства. Подобная практика искусственной поддержки избранных коммерческих организаций осуществляется без анализа последствий для других коммерческих организаций и для экономики страны в целом. Государственные коммерческие программы реализуются без стратегии определения выхода в случае их неудачи. Не работают страховые механизмы компенсации государством убытков от неэффективного использования денег налогоплательщиков.

2015 год стал временем тревоги и нервного напряжения для малого и среднего бизнеса. Индекс делового оптимизма указывал на самый высокий уровень пессимизма и фрустрации за последние пять лет. Дефицит взаимопонимания между властями и бизнесом увечился. С одной стороны, МСБ указывал на такие, самые острые проблемы, как инфляция, доступ к финансам, налоговые ставки, налоговое и валютное регулирование. Власти же предложили бизнес-сообществу совсем иную повестку дня: обсуждение темы государственно-частного партнёрства и диалога, участие в государственных программах и импортозамещении. При безусловной важности этих тем, белорусский бизнес ожидал в условиях системного, структурного кризиса, быстрых, решительных и приоритетных действий властей в сфере финансов, налогов, аренды и регуляторной нагрузки. К сожалению, ожидания не оправдались. Даже проект изменений и дополнений Директивы Президента № 4 от 31.12.2010 г., который бизнес-сообщество активно обсуждало с правительством весь 2015 год, так и не был принят.

«Национальная платформа бизнеса Беларуси-2016» (НПББ-2016) приобретает особое значение в ситуации, когда национальной экономике грозит попадание в продолжительный период стагнации и даже рецессии. Требуется ревизия старых институтов и источников развития, совместная работа по выработке современных, своевременных ответов на внутренние, региональные и мировые вызовы.

В НПББ-2016 речь идёт не только о реализации интересов бизнеса. Мы представляем комплекс мер, действий и решений по модернизации институтов национального суверенитета, укреплению системы национальной безопасности, в том числе экономической. В этом особенность документа этого года. Гражданственность и ответственность отечественного предпринимательства в период расширения кризисных явлений в сфере производства, финансов, инвестиций и занятости – это готовность взять на себя ответственность и разделить бремя реформ с государством и обществом.

«Национальная платформа бизнеса-2016» – это документ не о прибыли, оборотном капитале, процентных ставках или налоговой нагрузке. Это Платформа о справедливости, солидарности, свободе и ответственности бизнеса и государства перед нашей Родиной. Это Платформа патриотов и профессионалов в сфере экономической политики и коммерческой деятельности. Не спасём национальный бизнес, не раскрепостим народный дух предпринимательства, не создадим институты солидарной экономики – подтолкнём Беларусь к угрозам суверенитету и достоинству.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

2015 год стал особым периодом в истории Республики Беларусь. Страна оказалась в квадрокризисе. Системный, структурный, циклический и конъюнктурный кризисы были усугублены острым дефицитом высококвалифицированных кадров в органах государственного управления. Они действовали разобщённо, а не как команда единомышленников. Столь опасное совпадение кризисных явлений не только заблокировало традиционные источники роста и развития. Существенно ослабли основы суверенитета и экономической безопасности Беларуси. В действиях белорусских властей доминировала логика поведения, свойственная режиму военного положения в экономике. При отсутствии видения и стратегии развития страны, исключении из процесса национального диалога значительной части бизнеса и общества качество и эффективность решений, принимаемых властями, резко снижали способность Республики Беларусь противостоять опасным кризисных явлениям.

2015 год был потерян для системного реформирования экономики. Ухудшилась структура капитала. Сохранились макроэкономическая разбалансировка и перекос экономики в сторону финансового сектора. Выросло напряжение на рынке труда. Увеличилась налоговая и регуляторная нагрузка на бизнес. Упала платёжная дисциплина. Заметно снизилась конкурентоспособность белорусских товаров. Увеличились темпы деиндустриализации. Хроническим стал дефицит прямых иностранных инвестиций. Не были выравнены условия хозяйствования для малого и среднего бизнеса. Расширилась зона материального неблагополучия домашних хозяйств. Углубился кризис недоверия бизнеса и власти.

Система общественных, государственных и экономических институтов, отношений и механизмов управления стала неконкурентной, неэффективной и затратной. Структура белорусской экономики перестала соответствовать реальному спросу и состоянию регионального и мирового рынков. Острый дефицит полноценного диалога между бизнесом, обществом и властью, сохранение сильно централизованной системы принятия экономических решений, неблагоприятные правовые условия для развития частного предпринимательства, неравные условия хозяйствования, торговый и финансовый протекционизм, широкое распространение монополистических практик, дискриминация МСБ при активных попытках властей сохранить старую структуру капитала инструментами денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики привели к «омертвлению» капитала (складские запасы, неиспользуемые средства производства, дебиторская задолженность) и ещё большему его искажению.

Циклический кризис. Ускорение скорости внедрения новых технологий, накопление инвестиционных ошибок, увеличение объёма неиспользуемых средств производства, в том числе в Китае, интенсификация конкуренции в мировой экономике, курс белорусских властей на сохранение традиционных производств за счёт нерыночных форм поддержки при фактической блокировке системы идентификации и ликвидации производственных ошибок – все эти факторы «втолкнули» Беларусь в циклический кризис. Он охватил производителей в сырьевых секторах экономики, машиностроении, автомобилестроении, лёгкой промышленности, металлургии, а также в секторах производства других инвестиционных товаров.

Конъюнктурный кризис выражается в падении спроса внутреннего рынка, а также традиционных для Беларуси рынков России и Украины - в связи с военными конфликтами, санкциями и мерами нетарифного регулирования. Его усугубили низкая платёжная дисциплина внутри страны, острый дефицит оборотного капитала при высоких барьерах доступа к заёмным ресурсам, неадекватный уровень качества маркетинга, брендинга и управления издержками.

Назовём основные причины попадания белорусской экономики в беспрецедентный для Республики Беларусь квадрокризис.

Причина № 1 – чрезмерная централизация принятия инвестиционных, производственных и потребительских решений. Сами власти признают высокую степень неопределённости рынков, обострение конкуренции в глобальной экономике, высокую скорость внедрения новых технологий, революционные изменения в коммуникации, информации и производстве. В такой ситуации концентрация капитала, ресурсов и имущества в руках государства неизбежно ведёт к совершению грубых ошибок. В Беларуси малые и средние ошибки копились годами. Никто их не исправлял и не замерял уровень неликвидов и шлаков.

Причина № 2 - пренебрежение и блокировка многовекторности белорусской внешнеэкономической политики. Степень зависимости Беларуси от России – это результат пренебрежения европейским рынком, игнорирование важнейших процессов интеграции в глобальную экономику. Наша страна с 1993 года ведет переговоры о вступлении в ВТО. Мы до сих пор не получили статус страны с рыночной экономикой от Евросоюза. Белорусские власти не проявляют должной активности для снижения и ликвидации барьеров на вход белорусских товаров на богатый рынок ЕС.

Причина № 3 – жёсткое ценовое регулирование, которое дезориентирует кредиторов, производителей и предпринимателей на рынке товаров и услуг. Цены в Беларуси не могут полноценно выполнять координирующей, информационной функции. По ценовой либерализации мы отстали от стран Центральной и Восточной Европы более чем на 20 лет. Ручное управление ценами усугубляет инвестиционные, финансовые и потребительские ошибки.

Причина № 4 – блокировка частной собственности, как краеугольного цивилизационного института. Де-факто в Беларуси есть институт временных управляющих активами и имуществом, которые де-юре являются частными. Ни один частный собственник не может чувствовать себя в 100-процентной имущественной безопасности. Поэтому в стране доминирует логика временщиков, искажённая система управления рисками и суженные горизонты реализации коммерческих проектов.

Причина № 5 – инвестиционная дезориентация. Белорусские власти сделали ставку на государственные инвестиции в большие проекты, которые основаны на предприятиях ещё с советских времён. Они посчитали, что лучше централизованно вложить большие деньги в 100 -150 крупных проектов, чем создать условия для того, чтобы в страну пришли сотни тысяч малых инвесторов с частными деньгами. Такой подход к инвестиционной политике стал одной из причин высокой концентрации кризисных явлений в Беларуси в 2015 -2016 гг.

Причина № 6 – блокировка института банкротства и отказ от ликвидации инвестиционных и производственных ошибок. В Беларуси сформировалась устойчивая группа коммерчески бесперспективных предприятий, которые превратились в коллективный бюджетный «пылесос». В 2015 году проблема коммерческих структур, которые, по мнению правительства, «слишком-важные/большие-чтобы-обанкротиться» усугубила макроэкономическую нестабильность и неравенство условий хозяйствования.

Причина № 7 – кадровый застой. Существующая система допуска к работе в органах госуправления не создала эффективных препятствий кумовству, региональным кланам, отраслевым группировкам и ассоциативным братствам. Они заблокировали доступ в органы госуправления профессионалов, современных технократов и принципиальных администраторов. Ротация субъектов в рамках одной и той же «кадровой обоймы» указывает на опасный для страны кадровый голод. Отсутствие «социальных лифтов» и открытых конкурсов на замещение вакансий препятствует кадровой оптимизации.

Основными вызовами для белорусского государства в 2016 году являются следующие:

Ø глубокая ревизия существующей модели социально-экономических отношений и институтов;

Ø консолидация элит общества и бизнеса для выработки совместной антикризисной программы;

Ø формирование доверия бизнеса и общества к проведению системных структурных трансформаций экономики;

Ø создание эффективной системы идентификации проблемных, токсичных активов в структуре экономики страны, активизация механизмов их ликвидации с учётом интересов уязвимых групп населения;

Ø повышение платёжной дисциплины, ответственности государственных коммерческих организаций за своевременное и полное выполнение своих обязательств перед субъектами частного предпринимательства;

Ø принятие мер по полноценной интеграции Беларуси в региональную и мировую систему разделения труда, включая проведение ценовой либерализации, адаптации в стране международных норм и правил поведения на рынке товаров, денег и услуг;

Ø сокращение сферы нерыночных отношений, расширение доли частного сектора в экономике;

Ø децентрализация системы принятия инвестиционных, производственных отношений, расширение полномочий и самостоятельности местных органов власти и руководителей коммерческих предприятий при управлении коммерческими активами;

Ø обеспечение чёткой координации действий разных органов государственного управления при проведении экономической политики, в том числе по улучшению делового климата и сокращению регуляторного бремени;

Ø создание эффективных механизмов противодействия монополистическим, дискриминационным практикам коммерческих структур на внутреннем рынке Беларуси;

Ø разделение законодательной, регуляторной и контрольной функций в органах государственного управления.

Основные вызовы для предпринимательства Беларуси в 2016 году – это:

Ø повышение качества управления активами, издержками и персоналом для адаптации коммерческих организаций к условиям жёсткого кризиса;

Ø ревизия ассортимента производимых товаров и услуг, внедрение современных технологий в производство для повышения своей конкурентоспособности;

Ø снижение налоговой нагрузки и регуляторного бремени;

Ø ликвидация неравенства условий хозяйствования, противодействие дискриминационным практикам монополий и олигополий;

Ø нейтрализация порочной практики разработки и принятия актов законодательства, регулирующего коммерческую деятельность, без участия представителей МСБ;

Ø расширение доступа к доступному заёмному капиталу при качественном управлении финансовыми рисками;

Ø сокращение дистанции между содержанием актов законодательства и практикой их правоприменения;

Ø ликвидация деструктивных практик конфискации товаров, наложения разорительных штрафов и нарушения прав собственности, ведущих к банкротству бизнеса;

Ø создание качественных, популярных диалоговых площадок (бизнеса и общества) для формирования доверия к частному предпринимательству, его популяризации, формирования полноценного партнёрства для снижения издержек, преодоления кризисных явлений;

Ø улучшение качества диалоговых площадок бизнеса и власти;

Ø консолидация бизнес-сообщества посредством увеличения числа членов бизнес-союзов и ассоциаций.

 

Основные вызовы для белорусского общества в 2016 году – это:

Ø приобретение навыков, знаний и социального капитала для минимизации рисков оказаться без работы и в ловушке бедности;

Ø противодействие иждивенческим настроениям;

Ø создание эффективных механизмов воздействия на антикризисные решения властей;

Ø активизация участия в гражданской жизни страны, популяризация программы расширения сферы добровольных экономических отношений;

Ø интеграция талантливой, творческой молодёжи в процессы управления бизнесом и государством для противодействия «оттоку мозгов» и высококвалифицированных специалистов;

Ø реализация программ по всесторонней поддержке социально уязвимых людей, пострадавших от структурных, системных трансформаций;

Ø полноценное участие в аудите государственных программ, процессе идентификации неэффективных решений, коррупционных практик и нарушения законодательства бизнесом и органами госуправления.

 

В условиях квадрокризиса (системный, структурный, циклический и конъюнктурный) критически важным является достижение консенсуса общества, бизнеса и государства. В одиночку не справиться с проблемами, которые достигли опасной концентрации. Консенсус является ключом к успешному проведению реформ, к ликвидации опасных источников нестабильности и созданию фундаментов новой экономики развития и роста. Есть только один способ добиться консенсуса – честный, открытый, инклюзивный диалог равноправных партнёров. «Национальная платформа бизнеса Беларуси» – это вклад белорусского бизнеса в диалог с государством и обществом.

Мы призываем к диалогу во имя укрепления суверенитета Беларуси, защиты человека труда, поддержки талантов, раскрепощения предпринимательства. Мы призываем к честной, справедливой, моральной экономической политике. Пришло время отбросить ведомственный эгоизм, организационный оппортунизм и идеологический догматизм. За нами наша страна, Республика Беларусь. Мы не имеем права отступать перед кризисом.

 

Главная проблема – ослабление системы экономической безопасности и суверенитета

 

В выступлении на торжественном собрании, посвященном 70–й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Дню Независимости Республики Беларусь, Президент Беларуси А. Лукашенко заявил: «Крепкая экономика — это залог независимости, свободы и процветания Беларуси»[1].

26 января 2016 г. Президент Беларуси подписал Указ № 26 «О внесении изменений и дополнений в Директиву Президента Республики Беларусь № 3» от 14.06.2007г. «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Данный документ определяет приоритетные направления укрепления экономической безопасности государства.

Глубокий квадрокризис белорусской экономики (системный, структурный, циклический и конъюнктурный) вкупе с негативным воздействием рецессии российской экономики поставил на повестку дня вопрос об экономической безопасности и суверенитете Республики Беларусь. Белорусские власти признают, что национальная экономика «не смогла в полной мере среагировать на современные вызовы, обусловленные общемировыми кризисными явлениями, обострением межстрановой конкуренции и нарастающими противоречиями между интеграционными группировками стран» [2] .

Директива Президента № 3 констатирует, что по производительности труда Беларусь отстает от уровня Европейского союза в 4 – 5 раз. «Энергоемкость экономики Беларуси по паритету покупательной способности почти на 20 процентов выше среднемирового уровня. По уровню материалоемкости валового выпуска республика неизменно входит в десятку государств Европы с наиболее высокими значениями этого показателя»[3]. Это значит, что в условиях резкого повышения интенсивности региональной и мировой конкуренции, активного внедрения научных, технологических открытий III и IV промышленных революций, истощения традиционных для белорусской модели источников роста наша страна вступила в зону повышенных угроз и рисков. Игнорирование их обернётся деиндустриализацией страны, оттоком финансового и человеческого капитала, увеличением отставания от мировых лидеров по ключевым технологическим позициям а также резким снижением качества жизни.

Аналитический центр «Стратегия», в книге «Национально-государственные интересы Республики Беларусь»[4] представил концепцию экономической безопасности страны, реализация которой позволила бы существенно усилить систему экономической безопасности, укрепить институты, гарантирующие её суверенитет, а также предотвратить регулярно воспроизводимые кризисы, в том числе рецессию 2015-2016 гг.

Исходя из того, что целью экономической политики правительства Беларуси является сохранение суверенитета страны, устойчивое повышение уровня жизни всех социальных групп в долгосрочной перспективе, конкурентоспособности производителей товаров и услуг, создание высокодоходных рабочих мест в международной системе разделения труда, мы выделяем следующие критерии экономической безопасности Беларуси:

Ø наличие в стране институтов, обеспечивающих долгосрочный экономический рост на основе частной собственности, открытой конкуренции, свободной торговли, солидарного общества и полноценного партнёрства бизнеса и власти;

Ø равенство условий хозяйствования экономических субъектов хозяйствования вне зависимости от формы собственности, размера, места регистрации или времени работы на рынке;

Ø наличие в стране полноценного конкурентного поля на рынках всех товаров и услуг, прозрачные, понятные и доступные для экономических субъектов правила входа на рынок и выхода из него;

Ø наличие в стране современной конкурентной инфраструктуры для производства товаров и услуг на основе высоких технологий;

Ø наличие в стране финансовых институтов, соответствующих международным стандартам;

Ø степень интеграции Беларуси в региональную и международную систему разделения труда;

Ø качество делового и инвестиционного климата;

Ø качество макроэкономической политики;

Ø качество государственного регулирования и управления имуществом, ресурсами и активами;

Ø развитость рынка труда, предложение квалифицированной, адекватной требованиям производителей рабочей силы;

Ø наличие качественной инфраструктуры образования и здравоохранения,

Ø качество государственных институтов, обеспечивающих выполнение экономическими субъектами своих договорных обязательств;

Ø качество правовой и административной систем противодействия монополистическим и олигополистическим практикам;

Ø способность экономических субъектов осуществлять экономический расчет на основе объективных рыночных индикаторов (свободная цена, состояние спроса и предложения на внутреннем и внешних рынках, предсказуемость торговых режимов);

Ø способность владельцев и распорядителей капитала свободно им распоряжаться, наряду со способностью государства эффективно выполнять функцию защитника жизни и здоровья граждан, объективного арбитра для решения споров и конфликтов;

Ø открытость и прозрачность использования органами государственного управления финансовых средств, управления государственным имуществом и активами,

Ø уровень государственного и валового долга, который не создаёт напряжения на валютном рынке, не приводит к дополнительным изъятиям у юридических и физических лиц;

Ø стабильность законодательства, регулирующего коммерческую деятельность, предсказуемый, инклюзивный характер его изменения;

Ø наличие полноценных инклюзивных диалоговых площадок бизнеса, общества и власти для обсуждения и принятия ключевых решений, определяющих стратегию развития страны;

Ø качество партнёрских отношений бизнеса, общества и власти для продвижения культуры предпринимательства, достижений социальной ответственности и трудолюбия.

Анализ актов законодательства 2015 года, практики их правоприменения, действий органов управления по реализации экономической политики показывает, что органы госуправления Республики Беларусь являются основным источником рисков и угроз для системы экономической безопасности страны. Её ослабление и эрозия осуществлялись посредством следующих действий и мер:

Ø блокировка полноценного диалога между обществом, бизнесом и государством для выработки системных мер нейтрализации внутренних источников кризисных явлений;

Ø некритическое отношение к низкому качеству научных основ стратегии долгосрочного развития экономики Беларуси, ригидная государственная система реакции на внутренние, системные и структурные ошибки, а также на изменение внешних, эндогенных факторов;

Ø игнорирование инвестиций в создание качественных институтов ранней диагностики кризисных явлений на макро- и микроуровне;

Ø блокировка мотивации населения к самозанятости в секторе предпринимательской деятельности;

Ø вытеснение государством частных внутренних и иностранных инвестиций при чрезмерной централизации принятия инвестиционных решений;

Ø неадекватные действия властей по созданию современных финансовых институтов, обеспечивающих доступность кредитов, многообразие инструментов инвестиций и сбережения;

Ø недооценка потенциала малого и среднего бизнеса в сфере создания новых рабочих мест, внедрения новых технологий, создания дополнительных источников бюджетных доходов и инновационного развития;

Ø навязывание коммерческим организациям валовых показателей производства, регулирование цен, вмешательство в отношения между производителями и розничной торговлей;

Ø дискриминационное отношение органов правопорядка к субъектам частной формы собственности при рассмотрении споров и конфликтов;

Ø игнорирование конфликта интересов (законодательная, регуляторная, контрольная функции) в органах государственного управления;

Ø нестабильность законодательства, регулирующего коммерческую деятельность, расширение практики принятия актов законодательства без учёта мнения бизнес- сообщества, без его привлечения к работе над проектами актов законодательства;

Ø сохранение внутренних источников макроэкономической нестабильности (высокая инфляция, валютная неустойчивость);

Ø бессистемное выделение налоговых, таможенных, кредитных льгот, приведшее к дискриминации малого и среднего бизнеса;

Ø низкая платёжная дисциплина, в первую очередь, государственных коммерческих организаций, высокие издержки принуждения их к выполнению своих договорных обязательств;

Ø широкое распространение явления «брешь имплемантации» (implementation gap) при применении актов законодательства;

Ø широкое распространение дискриминационных, монополистических практик;

Ø низкое качество подготовки правовой базы международных интеграционных образований;

Ø расширение сферы нерыночных отношений (рост государственных расходов), рост рисков, связанных с обслуживанием государственного и валового долга;

Ø острый дефицит координации действий органов госуправления по нейтрализации источников квадрокризиса, по созданию новых институтов и источников долгосрочного роста и развития.

Результатом эрозии системы национальной экономической безопасности стала рецессия экономики Беларуси в 2015 году (ВВП сократился на 3,9%), резкое сокращение стоимостного экспорта товаров - на 26%, обесценения белорусского рубля к доллару США, на 56% (с начала 2011 года по февраль 2016г. Br-рубль обесценился в 7 раз), существенное падение покупательной способности населения, интенсификация оттока капитала из Беларуси, обострение проблемы обслуживания внешних долгов, эскалация проблемы неплатежей, резкий рост банкротств и проблемных коммерческих организаций, ускорение процессов деиндустриализации и вытеснения белорусских производителей с их традиционных рынков. Ослабление системы национальной экономической безопасности в условиях резкого ухудшения влияния внешних факторов на экономику Беларуси ставит перед бизнесом, обществом и властью новые, более острые проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...