Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданское и смежные с ним




Отрасли права

 

Современное гражданское право Турции сложилось в 1926 г., когда здесь были воспринят швейцарский Гражданский кодекс и частично швейцарский Обязательственный кодекс (в редакции 1911 г.). Оба акта вступили в силу в качестве турецкого Гражданского кодекса и Обязательственного закона с 4 октября 1926 г. Их турецкий перевод был сделан с французских текстов.

Выбор именно швейцарского гражданского законодательства был обусловлен его наибольшей современностью, общепризнанным высоким качеством, а также (отчасти) случайными факторами (тогдашний турецкий министр юстиции изучал право в Швейцарии).

Введение швейцарского Гражданского кодекса привело к резкому разрыву с традиционными мусульманскими представлениями о семейном и наследственном праве. Новое законодательство отрицало многобрачие, одностороннее расторжение брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного. Таким способом законодатель намеревался радикально модернизировать турецкое общество, чтобы разом покончить с вековыми традициями исламского обычного права, которого не коснулись законодательные реформы последнего султана Османской империи.

С учетом местных особенностей при рецепции швейцарского Гражданского кодекса в него все же были внесены некоторые важные изменения (например, расширены основания развода, в качестве законного установлен режим раздельности имущества супругов). Тем не менее ГК с большим трудом воспринимался населением и был затем довольно существенно подправлен законодателем и судебной практикой. Наибольшие трудности возникли в сфере семейного права. Например, когда в соответствии с новым ГК 1926 г. стал обязательным гражданский брак, крестьяне и основные слои городского населения продолжали оставаться верными традиционному религиозному брачному обряду. В результате число детей, которые, согласно писаному праву, считались внебрачными, а в глазах населения оставались законнорожденными, постепенно так сильно увеличилось, что пришлось путем принятия ряда специальных законов (1933, 1945, 1950, 1956, 1965 гг.) признать их рожденными в браке. Союз их родителей признавался браком, если обе стороны были вне официального брака на момент издания закона.

С учетом необходимости адаптации гражданского законодательства к новым социальным, экономическим и иным реалиям жизни страны 27 ноября 2001 г. турецкий парламент принял новый Гражданский кодекс, состоящий из 1030 статей. Среди важнейших изменений следует отметить полное уравнивание в правах супругов, повышение минимального брачного возраста до 18 лет, устранение юридической дискриминации внебрачных детей, расширение свободы завещания.

Несмотря на рецепцию ГК Швейцарии, турецкие законодатели решили по примеру большинства стран континентальной Европы посвятить торговому праву отдельную кодификацию. В 1926 г. Турция ввела свой Торговый кодекс (книга 1) и, следовательно, не была принята третья часть федерального Обязательственного кодекса Швейцарии, касающаяся ценных бумаг и торговых обществ. Вторая книга Торгового кодекса принята в 1929 г. Этот Кодекс также основан на западноевропейском законодательстве.

В настоящее время главным источником торгового права является Торговый кодекс 1956 г. (вступил в силу с 1 января 1957 г.). Этот Кодекс представляет собой скорее новую редакцию ТК 1926 г. Первая статья ТК 1956 г. гласит, что он является составной частью Гражданского кодекса. Новый Кодекс состоит из введения, 5 частей и заключительных положений. Часть первая дает определение предпринимателя (торговца), содержит положения о торговом регистре, торговом имени, недобросовестной конкуренции, ведении торговых книг, коммерческом представительстве. Часть вторая касается торговых компаний, третья включает правила о коммерческих документах (в том числе векселях, чеках, товарораспорядительных документах). Часть четвертая посвящена торговому мореплаванию, пятая - страхованию.

Морское законодательство Турции имело в качестве основы соответствующие положения Германского торгового уложения 1897 г. В 1982 г. принят Закон о международном частном праве и процессе.

Использование торговых марок регулируется Законом 1965 г., авторское право - Законом 1951 г. Часть XII Обязательственного кодекса (ст.372-385) содержит положения об издательских договорах. Турция участвует в основных конвенциях об интеллектуальной собственности.

С середины 1980-х гг. страна проводит либеральную экономическую политику, ориентированную на внешние рынки. Особое внимание уделяется иностранным инвестициям. Закон о поощрении иностранных капитальных инвестиций 1954 г. был существенно либерализован в 1995 г. В том же 1995 г. принят Закон о свободных экономических зонах. В 1990-е гг. предприняты шаги по унификации турецкого экономического законодательства с тем, которое существует в Европейском союзе. В частности, в 1994 г. Турция ввела у себя антимонопольное законодательство, соответствующее политике ЕС в области конкуренции. В 1995 г. приведено в соответствие с современными международными стандартами законодательство об интеллектуальной собственности. В Закон об авторском праве 1951 г. внесены поправки, значительно улучшившие защиту литературных произведений, видео - и аудиозаписей, компьютерных программ. Принятый в 1995 г. Патентный закон заменил прежний акт 1879 г. Одновременно приняты новые законы о торговых марках, наименованиях мест происхождения товаров, промышленных образцах.

Гражданский процессуальный кодекс представлял собой рецепцию ГПК швейцарского кантона Neuchatel. В последующем в него вносились многочисленные изменения. Закон об исполнительном производстве и банкротстве 1932 г. воспроизводил соответствующий швейцарский федеральный закон.

Процесс вестернизации затронул и трудовое право, которое формировалось вне мусульманских традиций, сверху, по инициативе сил, заинтересованных в превращении Турции в общество "западного типа". При этом принятие соответствующих законов подчас предшествовало формированию условий для их реализации; развитие законодательства опережало социальную эволюцию, что вызывало необходимость его изменений, имеющих цель приспособить к национальным традициям и особенностям.

Существующее ныне в Турции трудовое право близко по своим формальным характеристикам континентальным европейским образцам. Главным его источником является Конституция, согласно которой государство берет на себя обязательство обеспечить каждому справедливую долю в национальном доходе, ликвидировать экономическое и социальное неравенство и предоставить особую защиту экономически слабым лицам. Каждый имеет право на труд и свободу заключать трудовой договор в любой избранной области; право отказаться от работы, не соответствующей возрасту, состоянию здоровья или полу; провозглашено право работников и работодателей создавать ассоциации, заключать коллективные договоры; право работников на забастовку, а работодателей - на локаут; государство обязуется принимать адекватные экономические, социальные и финансовые меры для защиты интересов работников, для обеспечения справедливой заработной платы, достаточной для приличного существования.

Важнейшие турецкие законы этой сферы: о труде (1971), о труде моряков (1967), о труде журналистов (1953), о профсоюзах (1983), о коллективных договорах, забастовках и локаутах (1983), о трудовых судах (1950). К трудовым отношениям применяются также многие положения акта гражданского права - Обязательственного кодекса. К началу 1998 г. Турция ратифицировала 36 конвенций МОТ. К источникам трудового права относится также коллективный и индивидуальный трудовые договоры.

Специфика турецкого трудового права заключается в установлении государственной монополии на деятельность по трудовому посредничеству, запрете частных бирж труда и в более низком, чем в Западной Европе, уровне правовых гарантий условий и охраны труда. Закон закрепляет одинаковый статус за профсоюзами работников и профсоюзами предпринимателей. Закон гарантирует профсоюзный плюрализм, однако как работнику, так и предпринимателю запрещено быть членом более чем одного профсоюза.

 

Уголовное право и процесс

 

В 1840 г. в Османской империи был принят Уголовный кодекс, составленный под влиянием Французского уголовного кодекса 1810 г.

Принятый в период кемалистских реформ новый Уголовный кодекс 1926 г. был основан уже главным образом на итальянском УК 1889 г. За прошедшие десятилетия УК 1926 г. неоднократно подвергался пересмотру. Так, в 1930-е гг. были сделаны заимствования из уголовного законодательства фашистской Италии, в частности, предусмотрена уголовная ответственность за коммунистическую деятельность и пропаганду. В 1971 г. в ответ на разрастание политического насилия в стране была повышена уголовная ответственность за похищение людей и введены новые составы преступлений, такие как угон воздушного судна, владение, изготовление и транспортировка взрывчатых веществ, неправомерное проникновение в публичные здания.

Проект полного пересмотра Уголовного кодекса был представлен парламенту в середине 1986 г. Предполагалось несколько снизить ответственность за общеуголовные преступления и усилить ее за преступления политические. Сохранение репрессивных тенденций в турецком уголовном праве обусловлено сохранением напряженности в республике, особенно в связи с продолжающейся вооруженной борьбой курдского народа за самоопределение. В 1997 г. закончена подготовка проекта нового УК Турции.

Уголовно наказуемые деяния по турецкому УК подразделяются на уголовные преступления и проступки. Минимальный возраст уголовной ответственности - 11 лет.

Одним из наиболее спорных вопросов для правовой системы Турции в 1990-е гг. являлся вопрос о смертной казни, сохранение которой препятствовало вступлению страны в Европейский союз. К 1990 г. 16 статей УК 1926 г. (с поправками) предусматривали смертную казнь в качестве обязательной меры за преступления против государства, правительства и Конституции. Кроме того, 8 статей предусматривали обязательную смертную казнь за общеуголовные преступления, такие как убийство или преступления, в результате которых несправедливо казнен другой человек. Двенадцать статей Военно-уголовного кодекса Турции, две статьи Закона об измене и одна статья Закона о контрабанде также предусматривали смертную казнь в качестве обязательной меры наказания.

Последний раз это наказание приводилось в исполнение в 1984 г. 2 августа 2002 г. турецкий парламент проголосовал за отмену смертной казни, с оговоркой, что в случае войны или угрозы войны турецкое правосудие оставляет за собой право применения смертной казни. Во всех остальных случаях высшей мерой должно стать пожизненное заключение.

К другим уголовным наказаниям относятся строгое заключение, обычное заключение, крупные штрафы. Строгое заключение означает каторжные работы на срок от одного года до пожизненных. Для рецидивистов оно может начинаться с одиночного заключения. Обычное заключение назначается на срок до 20 лет и также связано с принудительным трудом. В некоторых случаях осуждение может влечь запрет на занятие публичных должностей, а также на занятие некоторыми профессиями или видами деятельности.

Закон об исполнении наказаний (1965) имел целью несколько смягчить суровость УК, предусмотрев альтернативные меры уголовного воздействия и штрафы, а также стимулировать использование коротких тюремных сроков (до 6 месяцев, ныне - до одного года). Были также введены новые формы условного освобождения, такие как тюремные отпуска, домашний арест, заключение по выходным и ночное заключение. Все это позволило разгрузить перенаселенные тюрьмы на 50%.

Антитеррористический закон 1991 г. аннулировал статьи УК, устанавливавшие ответственность за "идеологические преступления". Однако он ввел широкое и запутанное определение терроризма, предоставив правительству право использовать закон не только для борьбы с террористами, но также налагать наказания на обычных граждан за письменную и устную пропаганду, митинги и демонстрации, имеющие цель "нанести ущерб нерасторжимому единству государства".

Уголовный процесс в целом построен по германскому образцу. УПК заимствован у Германии в период кемалистских реформ. Рассмотрение дел в суде (кроме мелких) - коллегиальное. Конституция провозглашает многие общепризнанные демократические принципы уголовного судопроизводства. Однако фактически в ходе судебного разбирательства состязательность сторон не обеспечивается, защита не имеет равных прав с обвинением, адвокат обязан вести себя на заседании лояльно. Суда присяжных в Турции не существует.

Постоянная политическая напряженность и нестабильность в стране оказывают крайне негативное влияние на уголовный процесс. В делах о политических и террористических преступлениях права обвиняемых существенно ограничены законом, и еще больше - на практике. Такие дела рассматриваются военными или чрезвычайными судами. Так, после военного переворота 1980 г. большинство смертных приговоров выносили военные суды, рассматривая дела о преступлениях, которые "привели к объявлению военного положения". Адвокатам политических заключенных всячески мешали и препятствовали. Широко распространена практика применения пыток в уголовных процессах по любым категориям дел.

В 1990-е гг. под давлением европейских государств и международных правозащитных организаций в уголовно-процессуальном законодательстве Турции произошли некоторые позитивные изменения. В частности, в 1992 г. закон установил, что обвиняемый в "групповых преступлениях" не может быть задержан полицией без приказа судьи на срок более 4 суток (ранее этот срок составлял 15 суток). Обвиняемый теперь имеет право на неконтролируемое общение с адвокатом в любой момент. Максимальный срок содержания под стражей в период предварительного расследования установлен в 6 месяцев. По делам, переданным в суд, максимальный срок содержания под стражей, включая досудебное, не может превышать 2 лет. Одна лишь тяжесть преступления отныне не является достаточным основанием для взятия лица под стражу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...