Государственное устройство
Хорватия - унитарное государство. Основная административно-территориальная единица - жупания. Форма правления в соответствии с Конституцией 1990 г. - смешанная (парламентско-президентская) республика. Высший законодательный орган - Сабор Республики Хорватии (парламент) избирается сроком на 4 года. Состоит из 2 палат - Палаты представителей (127 депутатов) и Палаты жупаний (общин) - 68 депутатов. Палата представителей избирается на основе прямого, всеобщего и равного избирательного права. Палата жупаний - также всеобщим голосованием, причем от каждой жупании избираются по 3 депутата. Президент Республики может назначать до 5 членов в Палату жупаний из числа граждан, имеющих особые заслуги перед Республикой. Экс-президент Республики становится пожизненным членом Палаты жупаний. Палата представителей и Палата жупаний могут быть распущены по решению, принятому большинством всех их представителей. Президент Республики вправе в соответствии с Конституцией распускать Палату представителей. Палата представителей решает вопросы о принятии новой Конституции и поправках к действующей, принимает законы, утверждает государственный бюджет, принимает решения о войне и мире, об изменениях границ Республики; назначает референдумы; контролирует работу правительства и других органов и лиц, ответственных перед парламентом по Конституции и законам; объявляет амнистию. Палата жупаний имеет право вносить законопроекты в Палату представителей, обсуждать и высказывать мнение по любым вопросам, находящимся в компетенции Палаты представителей; давать последней предварительное мнение по процедуре принятия Конституции и законов, регулирующих: национальные права; конституционные права и свободы человека и гражданина; избирательную систему; организацию, компетенцию и деятельность государственных органов; организацию местного самоуправления и управления. Палата жупаний может в пределах 15 дней с момента принятия закона в Палате представителей вернуть закон с мотивированными возражениями. Возвращенный закон считается принятым, если Палата представителей поддержала его большинством всех своих членов (исключая случаи, когда необходимо большинство 2/3 голосов).
По общему правилу обе палаты принимают решения простым большинством при условии, что большинство их членов присутствуют на заседании. Законы, регулирующие национальные права, должны приниматься Палатой представителей большинством в 2/3 всех членов палаты; законы, которые затрагивают закрепленные конституцией права и свободы человека и гражданина, касаются избирательной системы, организации, компетенции и деятельности местного самоуправления и администрации, - большинством всех членов палаты. Депутаты обеих палат парламента имеют право адресовывать вопросы правительству и отдельным министрам. Палата представителей может разрешать правительству на срок не более одного года регулировать декретами отдельные вопросы, относящиеся к компетенции Палаты, за исключением тех, которые касаются определенных Конституцией прав и свобод, национальных прав, избирательной системы, организации, компетенции и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Законы промульгируются Президентом Республики в течение 8 дней с даты, когда они были в соответствии с Конституцией приняты Палатой представителей. Глава государства - Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами сроком на 5 лет. Никто не может быть Президентом более чем дважды. Президент представляет Республику внутри страны и за границей, отвечает за соблюдение Конституции, гарантирует преемственность и единство Республики и регулярное функционирование органов государственной власти.
Президент назначает выборы палат парламента и в соответствии с Конституцией референдумы; назначает и освобождает от должности Премьер-министра Республики; по предложению Премьер-министра назначает и освобождает от обязанностей заместителей Премьер-министра и членов правительства; осуществляет помилование; присваивает государственные награды. В области внешних сношений Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Хорватии, получает верительные и отзывные грамоты от иностранных дипломатических представителей. В области обороны выступает как главнокомандующий вооруженными силами Республики, назначает членов Национального совета обороны и осуществляет контроль за его деятельностью, в соответствии с законом назначает на высшие воинские должности и освобождает от них. На основе решения парламента может объявлять войну и заключать мир. Президент издает декреты с силой закона и принимает чрезвычайные меры в случае состояния войны или непосредственной опасности для независимости и единства Республики или когда органы государственной власти лишены возможности нормально выполнять свои конституционные обязанности. В период, когда Президент использует такие полномочия, Палата представителей не может быть распущена. Президент Республики представляет декреты с силой закона для одобрения Палате представителей, как только парламент сможет собраться. Президент может созывать заседания правительства и определять повестку дня. Президент руководит заседаниями правительства, на которых присутствует. Президент Республики может по предложению правительства и с контрасигнатурой Премьер-министра распускать Палату представителей (после консультации с ее председателем), если она вынесла вотум недоверия правительству или в течение месяца не одобрила государственный бюджет. Президент не может распускать Палату дважды в пределах одного календарного года. Исполнительная власть осуществляется правительством, которое фактически назначает Президент и утверждает парламент. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей, министров и других членов. Оно издает декреты в соответствии с Конституцией и законом, представляет парламенту законопроекты и проект государственного бюджета, реализует законы и другие акты, принятые парламентом.
Правительство ответственно перед Президентом Республики и Палатой представителей. Премьер-министр, его заместители и члены правительства несут солидарную ответственность за решения, принятые правительством, и личную - за соответствующие участки работы. Премьер-министр должен не позднее 15 дней после своего назначения просить Палату представителей о вотуме доверия правительству. Назначение Премьер-министра и членов правительства считается принятым, если ему будет выражено доверие большинством всех членов Палаты представителей. Вопрос о вотуме доверия Премьер-министру, отдельным членам правительства или правительству в целом может быть поставлен по предложению по крайней мере 1/10 депутатов Палаты представителей. Голосования о вотуме доверия правительству может также потребовать сам Премьер-министр. Вотум недоверия выносится большинством голосов от общего количества членов Палаты представителей. В случае вынесения вотума недоверия Премьер-министру или правительству в целом Премьер-министр подает прошение об отставке Президенту Республики, который должен распустить правительство. Вотум недоверия отдельному члену правительства не влечет его обязательной отставки.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Хорватии входит в романо-германскую правовую семью и имеет общие черты с системами других бывших союзных республик Югославии. До Второй мировой войны Хорватия, как и другие части Югославии, имела свою собственную, обособленную правовую систему, которая сложилась в период австрийского владычества. В частности, основу гражданского права составлял австрийский ГК, уголовное право основывалось на австрийском Уголовном уложении 1852 г. (до 1929 г.). В 1946 г. коммунистическое правительство Югославии решило покончить с правовым партикуляризмом страны, отменив все старое законодательство (за исключением некоторой его части, не противоречившей принципам нового строя). До принятия югославской Конституции 1974 г., расширившей компетенцию союзных республик, основные отрасли права находились в ведении федерации (см. раздел "Югославия"). Со второй половины 1970-х гг. в Хорватии, как и других югославских республиках, стало приниматься собственное гражданское и уголовное законодательство в рамках основ законодательства, установленных федерацией.
После смены общественного строя в 1990 г. и провозглашения независимости в 1991 г. правовая система Хорватии переживает период бурных преобразований, направленных на создание правовой базы для демократического государства со свободной рыночной экономикой. В настоящее время основным источником права в Хорватии являются законы и другие нормативные акты. Высший нормативный акт - Конституция; за ней следуют законы, принятые парламентом; декреты, изданные Президентом в порядке чрезвычайного и правительством - в порядке делегированного законодательства, обычные декреты правительства, подзаконные акты, изданные министерствами во исполнение законов и декретов правительства и подзаконные акты, издаваемые органами местного самоуправления для решения вопросов, входящих в их компетенцию. Международные соглашения, заключенные, ратифицированные и опубликованные в соответствии с Конституцией, составляют часть внутреннего правового порядка Хорватии и имеют приоритет перед законами. Важным источником права в 1990-е гг. стали решения Конституционного суда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|