Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная система. Органы контроля




 

Согласно Конституции ЦАР Президент Республики является гарантом независимости судебной власти. Ему помогает с этой целью Высший совет магистратуры (ВСМ), в котором он председательствует. ВСМ обеспечивает продвижение по службе судей и независимость судебной власти.

Правосудие осуществляется Кассационным судом, Государственным советом, Счетным судом, Трибуналом конфликтов, а также другими судами и трибуналами. Наряду с гражданскими действуют военные суды. В 1998 г. был учрежден суд по делам несовершеннолетних.

Высшим судом общей юрисдикции является Кассационный суд, который состоит из 3 палат: уголовной, гражданской и коммерческой, социальной. Решения Кассационного суда обжалованию не подлежат.

Высшим органом административной юстиции является Государственный совет, выступающий в качестве апелляционной и ревизионной инстанции для административных трибуналов, других органов административной юстиции и Счетного суда. Государственный совет также консультирует Президента Республики, председателя Национального собрания по любым административным вопросам. Он может по собственной инициативе представить вниманию Президента Республики реформы законодательного или регламентарного характера.

Высшим органом финансового контроля является Счетный суд; однако его решения могут быть обжалованы в Государственный совет.

Трибунал конфликтов является судебным учреждением с непостоянной юрисдикцией. Он рассматривает споры о компетенции между юрисдикционными органами судебного и административного характера.

Органом конституционного контроля является Конституционный суд (КС) в составе 9 членов. 3 из них назначаются Президентом Республики, 3 Председателем Национального собрания и 3избираются судьями из своей среды. Срок полномочий членов КС - 9 лет, без права переизбрания. Бывшие президенты Республики - почетные члены КС с консультативным голосом. КС определяет конституционность законов, разрешает споры о компетенции между органами государства, следит за проведением выборов и референдумов и объявляет их результаты.

Особым судебным органом является Высокий суд правосудия, состоящий из 6 судей и 6 депутатов Национального собрания, избранных тайным голосованием их коллегами. По требованию прокуратуры или Национального собрания Президент Республики может передать на рассмотрение этого Суда дела по обвинению министров или депутатов Парламента в государственной измене.

 

Литература

 

Espinasse M. Central African Republic // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1968.

Salacuse J. W. Africa South of the Sahara // An Introduction to Law in Frenchspeaking Africa. Vol. 1. Charlottesville, 1969.

 

Чад

Республика Чад

 

Государственное устройство

Правовая система

Судебная система. Органы контроля

Литература

 

Государство в Центральной Африке.

Территория - 1284 тыс. кв.км. Столица - г. Нджамена.

Население - 6,4 млн. чел. (1998 г.); арабизированные племена (30% населения), а также загава, уаддай, хауса, хаджерай, канури, канембу, сара, багирми, бонго и др.

Официальные языки - французский и арабский.

Религия - примерно 50% населения - мусульмане-сунниты, 23% - христиане, 27% - анимисты (местные верования).

С Х в. на территории современного Чада существовал ряд раннефеодальных государств. В 1890 г. началось завоевание страны французскими колонизаторами, закончившееся к 1914 г. В 1960 г. провозглашена независимость. С середины 1960-х гг. в Чаде почти непрерывно шла вооруженная борьба между правительственными войсками и различными военно-политическими группировками, в основе которой лежали клановые, межэтнические и межрегиональные противоречия. С 1992 г. наметился процесс национального примирения.

 

Государственное устройство

 

Чад - унитарное государство. Административно-территориальное деление 14 префектур.

31 марта 1996 г. на референдуме одобрена Конституция, согласно которой в стране введена президентская форма правления. Политический режим - переходный. В 1991 г. принят закон о политических партиях, положивший начало введению многопартийности.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту, состоящему из Национального собрания и Сената. Национальное собрание в составе 125 депутатов избирается всеобщим прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. Сенаторы - коллегией выборщиков, составленной из региональных, департаментских и муниципальных советников сроком на 6 лет; 1/3 Сената обновляется каждые 2 года. Сенат представляет децентрализованные территориальные общности.

Глава государства - Президент; он является главнокомандующим вооруженными силами. Президент избирается всеобщим прямым и тайным голосованием сроком на 5 лет и может переизбираться еще раз.

Исполнительная власть осуществляется Президентом и правительством. Руководителем правительства является Премьер-министр, назначаемый Президентом. Другие члены правительства назначаются главой государства по предложению Премьер-министра. После своего назначения Премьер-министр должен получить вотум доверия в Парламенте. Правительство несет ответственность перед Парламентом.

Для определения общей политики и принятия наиболее важных решений правительства Президент созывает Совет министров и председательствует на нем. По поручению Президента в Совете министров может председательствовать Премьер-министр.

 

Правовая система

 

Правовая система Чада носит смешанный характер. Все современные отрасли законодательства, начиная с конституционного, основаны на французском (т.е. романо-германском) праве. В то же время население, особенно за пределами городов, продолжает широко применять местное обычное право. В мусульманской общине по вопросам личного статуса и некоторым другим применяется, кроме того, некодифицированное мусульманское право маликитской школы.

Согласно Конституции 1996 г. до их кодификации обычные и традиционные нормы применяются только в общинах, где они признаются. Однако обычаи, противоречащие общественному порядку или те, которые закрепляют неравенство между гражданами, запрещаются (ст.161). Обычные или традиционные нормы, устанавливающие супружеские режимы и порядок наследования, могут применяться только с согласия заинтересованных сторон. В отсутствие такого согласия применяется исключительно национальное право. Оно же действует в случае конфликта между двумя или более обычными нормами (ст.162). Хранителями традиций и обычаев выступают представители родо-племенной знати.

В сфере частного права действуют Гражданский и Торговый кодексы Франции с местными изменениями. Готовится принятие отдельного Семейного кодекса. С момента провозглашения независимости правительство проводило политику привлечения иностранных инвестиций. Действуют Инвестиционный кодекс 1987 г. и Горный кодекс 1995 г.

Характерная особенность аграрного строя в Чаде - преобладание общинного землевладения. Земля в общине находится одновременно во владении всего коллектива и отдельных больших и малых семей. Соблюдается принцип общинного землевладения - неотчуждаемость земли, запрет продажи или передачи ее чужеземцам. На практике же в общине иногда имеет место и аренда, и залог участка, и даже его продажа. Около 90% населения страны являются членами общины. Формально земля в Чаде принадлежит государству, оно передает ее во владение общины, а община предоставляет участки земли в пользование своим членам.

В 1966 г. в Чаде был принят первый национальный Трудовой кодекс (на основе французского Кодекса о труде для заморских территорий Тропической Африки 1952 г.). Конституция 1996 г. признает право на объединение в профсоюзы и на забастовку.

Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс, принятый в период независимости, а также УК Франции 1810 г. Среди видов наказания сохраняется смертная казнь, которая предусматривается за большое число преступлений, в том числе за убийство, которому предшествовало, сопутствовало или за которым последовало другое преступление; отравление; измену; шпионаж и различные воинские преступления, включая переход к врагу, подстрекательство к дезертирству и капитуляцию при отсутствии приказа.

В области уголовного процесса при рассмотрении дел о небольших, а иногда и более серьезных преступлениях широко применяются традиционные процедуры, в том числе уплата компенсации потерпевшему вместо публичного преследования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...