Глава I. Генезис самосознания. Трактовка самосознания в философии и психологии.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................. 3 ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ.................... 5 1.1. Развитие самосознания в филогенезе................................................ 5 1.2. Взгляд философов на проблему самосознания.................................. 5 1.3. Проблема самосознания в психологии............................................ 6 1.3.1.Взгляд зарубежных психологов на проблему самосознания....... 6 1.3.2. Взгляд отечественных психологов на проблему самосознания.. 8 Структура самосознания......................................................................... 9 Самооценка............................................................................................ 10 1.4. Развитие самосознания в онтогенезе.............................................. 10 Вывод к первой главе…...……………………………………………… 13 ГЛАВА II. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА. 14 2.1. Роль физических изменений в самосознании младшего подростка. 14 2.2. Роль мышления в становлении самосознания............................... 15 2.4. Роль социальных факторов в развитии самосознания младшего подростка..................................................................................................... 16 2.4.1. Семья............................................................................................ 16 2.4.2. Учитель и учащиеся..................................................................... 18 2.4.3. Чувство взрослости...................................................................... 18 2.4.4. Общество сверстников в школе и вне ее..................................... 19 2.4.5. Роль идеала в развитии самосознания........................................ 21 Вывод ко второй главе……….……………………………………...…. 22 Вывод к первой и второй главе……………...……………………….. 22 ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.................................................................................... 24
3.1.Методика исследования…...……………………………….… 25 3.2. Анализ данных, полученных с помощью психодиагностики...... 26 3.2.1.Социометрический срез, анкета и опросник “Мой класс……………………………………………………………………………….…...26 3.2.2.Р исуночные тесты................................................................... 26 3.2.3.Т есты на самооценку, самоотношение............................. 28 3.2.4.И деал........................................................................................... 29 ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОГО РЕБЕНКА................................. 30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 32 БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................... 35 ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………..……………………..….. 37
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема развития самосознания как важнейшего составного компонента личности. В психологической литературе показано, что являясь “ядром личности”, самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека. В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания, его развития. В числе наименее изученных вопросов - условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности. Было установлено, что на формирование личности и ее самосознание решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия и факторы. Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковой возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.
Многие отечественные и зарубежные авторы подчеркивают значение подросткового возраста для развития самосознания, которое Л.С. Выготский считал основным новообразованием этого возраста. Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте (по И.С. Кону). Этот период считается критическим или даже периодом возникновения самосознания во всей его целостности. Согласно С.Л. Рубенштейну, процесс формирования самосознания протекает “ от наивного неведения в отношении самого себя ко все более глубокому самопознанию, соединяющемуся со все более определенной, а иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе этого развития центр тяжести для подростков все более переносится к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом”. Поэтому изучение особенностей самосознания на возрастном рубеже является важным направлением психолого-педагогических исследований. Основным объектом исследования явилось самосознание растущего человека в младшем подростковом возрасте. Предметом данного исследования стали условия и факторы, влияющие на формирование самосознания в начале подросткового возраста. Цель настоящей работы заключалась в создании психологических условий, обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в начале подросткового возраста, для развития у младших подростков способности к самопознанию и самоанализу. В ходе исследования решались следующие задачи: 1. Изучить генезис самосознания личности по данным научных исследований. 2. Дать анализ основных теоретических подходов к проблеме самосознания личности в зарубежной и отечественной психологии.
3. Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания. 4. Разработать систему психолого-педагогических приемов и методов, позволяющих организовать целенаправленное самопознание подростков. Гипотеза исследования состоит в том, что формирование и развитие самосознания подростков происходит под влиянием различных условий и факторов, а также может осуществляться путем развития у них способностей к самонаблюдению, рефлексии, самоанализу, самоконтролю в процессе специально организованных занятий, включающих приемы и методы активного психологического воздействия. ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС САМОСОЗНАНИЯ. ТРАКТОВКА САМОСОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Развитие самосознания в филогенезе. Осознание своей особенности - сложный и длительный процесс как в онто-, так и в филогенезе. Процесс формирования самосознания начинается не с осознания человеком самого себя как разумной личности, противопоставленной природе и родовому коллективу. Этому предшествовал процесс формирования осознания родом самого себя как единого целого, что служило одним из условий и предпосылкой возникновения впоследствии личного самосознания, подобно тому, как формирование общества служило условием и предпосылкой формирования человека как его производной части. Сущность родового самосознания заключалась в том, что человек мысленно не выделял себя из родовой группы, к которой он принадлежал, не рассматривал себя в ней как особый центр интересов и действий, а сливался с ней. Это было обусловлено самим характером общинного способа производства, при которой отдельный человек не становится самостоятельным по отношению к общине. Основой самосознания средневекового человека было чувство непрерывной связи с его общиной, сословием и социальной функцией. Вся жизнь человека от рождения до смерти была регламентирована. Он почти никогда не покидал место своего рождения. Его жизненный мир был ограничен рамками его общины и сословной принадлежности. Для средневекового человека “знать самого себя” значило прежде всего ”знать свое место”.
В эпоху Возрождения положение меняется. Самосознание становится предпосылкой и компонентом самоопределения. “Познание себя” есть прежде всего познание своих внутренних, психологических возможностей. Это расширение сферы индивидуального, особенного, только своего. Таким образом, уже за рамками средневековья возникает психологическая интероспекция, потребность и способность анализировать собственные переживания и чувства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|