Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль идеала в развитии самосознания.

Идеал - то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. В возрастной психологии идеал - это нравственный образец, эталон, который служит мотивом преобразовательной деятельности субъекта. Л.И. Божович пишет: “ Психологический идеал выполняет двоякую функцию. Во-первых, он создает более или менее постоянную и интенсивную систему нравственных стремлений ребенка, которая входит в структуру его аффективных тенденций, создавая вместе с другими его потребностями и стремлениями сложную констелляцию побудительных сил, определяющих его поведение. Во-вторых, идеал, будучи осознанным, начинает выступать в качестве того нравственного эталона, по которому школьник стремиться сознательно формировать самого себя, оценивать свои и чужие поступки, шире говоря, который становится для него нравственным мерилом во всех жизненных вопросах и ситуациях” (Божович Л.И., 1968, с. 404). А Л.С. Выготский считает, что идеал подростка - это его зона ближайшего развития. То есть, желаемое “Я” - это зона ближайшего развития детей, их “завтрашний день”, а наличное “Я” - это зона актуального развития, это их сегодняшний день.

Большинство психологов считают, что формирование устойчивых идеалов начинается в младшем подростковом возрасте в форме конкретного идеала. Этот идеал характеризуется тем, что он отражает не столько качества личности, сколько типичные обобщенные поступки, в которых эти качества проявляются (“всегда помогает”). Таким образом, подросток выделяет преимущественно внешние качества идеала, а внутренние не отделяет от его действий и поступков.

Идеал младших подростков характеризуется еще и тем, что многие подростки находят наиболее привлекательные для себя образцы среди сверстников. По сравнению с взрослыми ровесник оценивается подростками как образец, который ближе, понятнее, доступнее. Подростки объясняют это преимущественным общением со сверстниками, совместной деятельностью, осознанием своего сходства с ним, большей легкостью познания сверстника и себя в сравнении с ним.

В силу равенства возможностей подросток осознает доступность для себя достижений сверстника. Это стимулирует процесс познания качеств сверстника и собственных качеств. Ошибки сверстника помогают подростку скорректировать собственные действия, избежать просчетов. Преимущественное равнение на сверстника определяется не только тем, что товарищ ближе и понятнее, но и тем, что он может помочь советом и делом.

В младшем подростковом возрасте идеал начинает выступать в качестве достаточно сильного мотива поведения. Он воплощает в себе определенную систему требований ребенка к самому себе, служит определенным стимулом самовоспитания. Если требования, предъявляемые ребенку извне, расходятся с требованиями идеала, они не окажут на него должного влияния.

 

                             Вывод ко второй главе

Во второй главе мы рассмотрели роль физических изменений в самосознании младшего подростка, когда у него появляется образ его физического «Я» - представления о своем телесном облике, о том, что благодаря бурному росту и перестройке организма резко повышается интерес к своей внешности; выяснили какую же все-таки играет роль мышление в становлении самосознания, которое существенно изменяется с возрастом ребенка; роль социальных факторов в развитии самосознания младшего подростка: семья – в ней начинаются складываться взаимоотношения с родителями, это первая социальная среда, в которой берет начало самосознание ребенка; как влияет на школьника новый состав учителей при переходе в пятый класс, ведь все учителя по требованию и по стилю преподавания разные, а подростку трудно адаптироваться к новой обстановке, появляется чувство взрослости, потребность в общении с ровесниками, которых не могут заменить родители; роль идеала в развитии самосознания, к чему стремятся и на кого хотят быть похожими.

                   Вывод к первой и второй главе

Исходя из накопленного в психологической литературе опыта, сформулируем положения, на котором основывается наше исследование.

1. Подростковый возраст является сензитивным периодом в онтогенезе самосознания, когда формируются новые компоненты структуры самосознания личности, специфичные именно для этого возрастного этапа.

2. На формирование самосознания влияет ряд условий и факторов, в частности биологические и социальные.

3. Развитие способности к самопознанию как основе самокоррекции и самосовершенствования - важнейшая предпосылка успешного становления личности подростка.

4. Целенаправленное формирование способности к самопознанию у подростков нуждается в обеспечении определенных психологических условий и требует специального руководства деятельности самопознания со стороны взрослых.

 

ГЛАВА III. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

 

Как было сказано выше, в подростковом возрасте наблюдается своеобразный пик сензитивности в формировании самосознания личности, и помощь в овладении навыками самопознания в этом периоде будет наиболее целесообразной и эффективной.

Эффективное самопознание и самоанализ черт личности подростков возможны путем оказания помощи им со стороны взрослых в создании ими благоприятных условий для этого процесса.

 Процесс познания детьми самих себя имеет свои особенности, они обуславливаются главным образом своеобразием объекта познания, который выступает и субъектом. Именно поэтому нам, взрослым, приходится создавать дополнительные условия для того, чтобы преодолеть трудности, которые возникают при этом. Эти условия не представляют собой ничего необычного, они заключаются в том, чтобы создать больше возможностей для объективации психических переживаний ребенка, показать ему собственные качества, как они проявляются на практике, помочь ему посмотреть на себя как бы со стороны, глазами других.

 Они заключаются в том, чтобы научить подростка анализировать свои психические и физические состояния, свои действия и поступки, их мотивы и цели, обобщать данные этого анализа и делать из них необходимые выводы.

 Роль такого взрослого взяла на себя я и решила провести исследования детей 10-11 лет, так как именно в этот период у подростка начинает более активно проявляться интерес к себе, к особенностям своего характера.

Исследования проводились на дому посредством групповой работы с элементами тренинга. В занятиях участвовало 4 человек (две девочки и два мальчика). Было проведено 8 занятий по 90 минут.

Б ыли поставлены следующие задачи:

- создать атмосферу и условия для самораскрытия личности каждого ребенка;

- обеспечить школьников средствами самопознания;

- повысить представления школьника о собственной значимости;

- преодоление отрицательных эмоций по отношению друг к другу.

Чтобы процесс самораскрытия развивался постепенно и естественно, без давления, курс занятий был разделен на три этапа:

1. Налаживание контакта с детьми.

2. Сплочение плюс первые элементы самораскрытия.

3. Более глубокое самораскрытие и самопознание личности каждого ребенка.

 

 

Примерная структура каждого занятия была такой:

1. Разогревающие игры, упражнения, направленные на налаживание контактов друг с другом, на создание положительной эмоциональной атмосферы;

2. Беседа в кругу о предыдущем занятии, обсуждение результатов письменных тестов, заданий каждого ребенка, сделанных на прошлом занятии, мое объективное мнение о характере каждого ребенка, советы над чем надо работать.

3. Двигательные игры, упражнения на сплочение.

4. Психодиагностика (рисуночные тесты, опросники, методики, сочинения), выполнение устных заданий, направленных на самораскрытие личности.

5. Обратная связь.

Продолжительность каждого занятия - 90 минут.

 

                     3. 1.  МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Одной из наблюдающихся в психологии тенденций является комплексное применение ряда методических приемов в рамках одного исследования. В ходе работы использовались сочинения, различные методики, опросники, рисуночные тесты, наблюдение, беседа, упражнения.

Основными методами в моем исследовании были:

- наблюдение

- психодиагостика

- доверительная беседа

- обратная связь

 

Такие методы, как двигательные упражнения, упражнения на сплочение использовались как вспомогательные, в совокупности с другими методами, хотя применялись на всех этапах и на всем протяжении исследования.

 

                   - Наблюдение.

Этот метод является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмперических данных. Невмешательство психолога в ситуацию выступает важной характеристикой метода и очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...