Семинар-диспут. Тема: Оценка качества в различных социальных службах Мурманской области. (2часа)
План
1. Оценка качества в ГОАУ СОН «Мурманском комплексном центре социального обслуживания населения».
2. Социальный аудит в учреждениях социальной молодежной политики.
Проблемы оценки и управления качеством в сфере услуг.
3. Система контроля качества и эффективности в негосударственном образовательном учреждении дополнительного образования взрослых «Центр развития семейных форм устройства детей» г. Мурманск).
4. Методики оценки эффективности социального сопровождения выпускников интернатных учреждений в «Доме молодежи - SOS Мурманск» (обособленное структурное подразделение негосударственного образовательного учреждения «Детская деревня – SOS Кандалакша»).
Литература: [2, с. 9-20]; [4, с. 7-19];
Вопросы и задания для самоконтроля
- Какое место занимают материальные потребности в структуре потребностей людей?
- Какие факторы способствуют (не способствуют) удовлетворению потребностей людей?
- Каковы причины малообеспеченности граждан в современной России?
- Раскройте содержание и взаимосвязь понятий «уровень жизни», «потребительский бюджет», «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда».
Задания для самостоятельной работы студентов
Вопросы для дискуссии:
1. Особенности стандартизации социальных услуг в РФ.
2. Государственные стандарты РФ в области социального обслуживания населения (плюсы и минусы).
Прочитайте статью Романова И.А. «Международные стандарты качества предоставления услуг: общий подход к развитию проблемы» [subschet.ru/subschet.../32AFF7D10E288CD5C325710B0049A111.html]; сделайте краткий конспект данной статьи с выделением наиболее значимой информации; подготовите выступление по результатам анализа статьи в виде презентации; сделайте в тетради глоссарий на основании данной статьи.
Диспут
Цель: уяснение сущности стандартизации социальных услуг; выработка умения отстаивать свою точку зрения, опирающееся на глубокое знание стандартов и научную литературу по данной проблематике.
Вопросы для обсуждения:
Имеется несколько точек зрения. Изучите одну из первых брошюр на эту тему: Панов А.М., Романов Г.И., Новикова М.А. Стандартизация социальных услуг, оказываемых в учреждениях социального обслуживания. М.: Минтруд и соцразвития РФ, МГСУ, 1998, в которой говорится о стандартизации социальных услуг, и сравните эту публикацию с другой, в которой ставится вопрос о стандартизации социального обслуживания населения в целом: см. Новикова М.А., Тарасова Н.В. Система стандартизации социального обслуживания: современное российское законодательство и перспективы развития//Социальное обслуживание.- М.: МОО «АРСС», 2004, № 1. Ваше мнение по данному вопросу и Ваши аргументы? Ведущий – преподаватель (вводное слово, комментарии, заключение), старосты групп (возглавляют команды). Разные точки зрения на данную проблему представляют студенты.
Примерные вопросы к зачету
- Квалиметрия как наука и ее место в системе других наук.
- Основные понятия квалиметрии (качество, результативность, эффективность).
- Историографический аспект квалиметрии.
- Принципы квалиметрии.
- Социальная квалиметрия как научная дисциплина. Практические задачи изучения квалиметрии в социальной сфере.
- Стандартизация как специфический вид деятельности: понятие и общая характеристика.
- Принципы и методы стандартизации.
- Международная и государственная система стандартизации. Нормативно-правовая основа стандартизации.
- Научно-методические основы стандартизации социальных услуг.
- Задачи и содержание стандартов социального обслуживания.
- Экономические принципы в сфере оказания социальных услуг.
- Социальная услуга: понятие, отличительные характеристики, качество услуги.
- Основные понятия в области оценки эффективности социальных услуг.
- Цель и задачи социального обслуживания, их взаимосвязь с оценкой качества. Виды оценки.
- Методологические основы оценки качества и эффективности социальных услуг.
- Проблемы оценки и управления качеством в сфере услуг.
- Методологические основы оценки качества жизни. История изучения проблемы качества жизни.
- Сущность и природа категории «качество жизни». Критерии оценки качества жизни.
- Индексы и интегральные показатели качества жизни.
- Направления контроля качества деятельности учреждения социального обслуживания.
- Организационные основы оценки и контроля качества деятельности учреждения социального обслуживания.
- Методы оценки качества и эффективности деятельности учреждения социального обслуживания.
- Методы оценки качества и эффективности социальных услуг, предоставляемых клиентам. Квалиметрические процедуры, их многообразие.
- Типовая квалиметрическая процедура.
- Взаимосвязь и взаимодополняемость методов квалиметрии. Разработка новых квалиметрических методов, оценка их эффективности.
- Региональный опыт работы по оценке деятельности социальных служб (учреждение на выбор студента).
- Теоретико-мировоззренческий базис синтетической социальной квалиметрии.
- Соотношение теорий и моделей практики социальной квалиметрии.
- Понятие о методах социальной квалиметрии.
- Организационно-правовые основы социально-квалиметрической практики в современной России.
- Квалитативная «революция» в социальной сфере на рубеже XX-XXΙ в. Государственные стандарты социального обслуживания населения в РФ.
- Видов социальных услуг и их содержание в соответствии с национальными стандартами.
- Региональный уровень стандартизации социальных услуг (на примере Липецкой области).
- Значение национальных и региональных стандартов социального обслуживания для практики социальной работы с разными группами клиентов.
- Менеджмент качества в сфере социального обслуживания населения.
- Проблема разработки единой методологии оценки качества предоставления социальных услуг.
- Сертификация социальных услуг и систем качества.
- Проектный анализ как инструмент управления качеством социального обслуживания.
- Оценка качества предоставления услуг – важнейший элемент системы управления качеством.
- Государственная система контроля качества социального обслуживания в РФ.
- Показатели качества услуги.
- Количественная и качественная оценка социальной услуги.
- Статистический учет и анализ параметров оценки качества социального обслуживания.
- Международное сотрудничество в решении проблем социальной квалиметрии и управления качеством социального обслуживания населения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: