Понятие информационной системы. Классификация информационных систем. Виды
обеспечения информационных систем. Информационная система (ИС) – упорядоченная совокупность документированной информации и информационных технологий, их эксплуатация и проектирование. Первый признак классификации — используемая техническая база. Простейшая ИС работает на одном компьютере. Это может быть персональный компьютер, и также мини-ЭВМ или большая ЭВМ. Вся информация сосредоточена в памяти этой машины и на ней же функционирует все программное обеспечение системы. Другой вариант — ИС на базе локальной сети. Обычно это информационные системы, обслуживающие учреждение, предприятие, фирму. В такой системе информация может передаваться по сети между разными пользователями; разные части общедоступных данных могут храниться на разных компьютерах сети. И наконец, третий вариант — это информационные системы на базе глобальных компьютерных компьютерных сетей. Все известные вам службы Интернета можно рассматривать как таковые. Наиболее масштабной из них является World Wide Web. Имеется также множество так называемых корпоративных ИС. Они объединяют между собой ИС, функционирующие на базе локальных сетей предприятий одного ведомства, региона и пр. Если вам приходилось покупать железнодорожные или авиабилеты на дальние расстояния, то, значит, вы пользовались услугами транспортной информационной системы, работающей на базе специализированной глобальной сети. Другой принцип классификации информационных систем — классификация по назначению, то есть по выполняемым функциям. Наиболее старым и традиционным видом ИС являются информационно-справочные, или информационно-поисковые системы {ЯПС). Основная цель в использовании таких систем — оперативное получение отзетов на запросы пользователей в диалоговом режиме. Виды обеспечения ИС Информационно обеспечение (ИС) – это важнейший элемент информационной системы, предназначенный для отражения информации, характеризующий состояние управляемого объекта и являющегося основой для принятия управленческих решений. Состоит из:
системы показателей, потоков информации, вариантов организации документооборота, систем классификации и кодирования, различных информационных массивов. Пример: банк защиты, БЗ, несколько БД. Цель разработки информационного обеспечения (ИО) и информационных технологий (ИТ) - повышение качества управления организацией на основе достоверности и своевременности данных, которые бы отвечали требованиям пользователей и условиям информационных технологий. ИО обеспечивается требованиями: 1) предоставление полной достоверной и своевременной информации для реализации расчетов и процессов принятия управленческих решений с минимумом затрат на сбор, хранение, поиск, обработку, передачу. 2) обеспечении взаимной увязки, функционирование задач на основе однозначного формализованного описания их входов – выходов на уровне показателей и документов. 3) предусматривается эффективная организация хранения и поиска данных, позволяет формировать рабочие массивы под регламентированные задачи или работать в режиме справочно – информационного обслуживания. 4) в процессе решения задач обеспечивается совместная работа управленческих работников и ЭВМ в режиме диалога. ИО бывают: 1) внемашинное – включает систему экономических показателей, потоки данных, систему классификации и кодировании, документацию. 2) внутримашинное – это система специальным образом организованных данных подлежащих автоматизированной обработке, накоплению, хранению, поиску, передаче в виде удобном для технических средств (файлы, базы/банки данных, БЗ и их системы).
10. Корпоративные информационные системы. Принципы-организации корпоративных информационных систем. Гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) информационные системы. Корпоративные информационные технологии. Технологии "клиент/сервер". Управление распределенными вычислениями. Понятие корпоративности подразумевает наличие довольно крупной территориально распределенной информационной системы вне зависимости от формы совокупности. Следовательно, любая организация либо предприятие с перспективой существенного расширения, использующая ИС как цикл деятельности может стать корпоративной. Эффективное управление должно учитывать многообразие ресурсов и высокую скорость изменения операционного окружения. Функциями ее являются: планирование, организация, оптимизация, координация, контроль, анализ. Чертой комплексной ИС является расширение контура автоматизации для получения замкнутой, саморегулирующейся системы, способной гибко и оперативно перестроить принципы своего функционирования. В состав КИС должно входить:- средства для документооборота;- информационная поддержка предметной области;- коммуникационное программное обеспечение;- средство организации коллективной работы сотрудников;- технологические продукты: средства финансового анализа, складская программа и т.д. Различают несколько подходов в организации деловых процессов: КИС характеризуется универсальностью и эффективностью и способно объединять различные процессы, автоматизировать их, одновременно сохраняя специфические и важные нюансы. Принципы организации КИС Информационные системы можно рассмотреть в соответствии с общепринятыми стандартами. Организация ИС в соответствии со стандартом MRP II Целью ИС является обеспечение оптимального формирования потоков материалов и готовых изделий. ИС объединяет все основные процессы, реализуемые предприятиями и выполняет функции и процедуры:- информирование руководства предприятия о результатах деятельности всех подразделений;- оптимизация потоков материальных ресурсов, например:- сокращение избыточных ресурсов на складах;- сокращение непроизводственных затрат;- оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное планирование деятельности;- планирование и оперативный контроль за циклом производства для повышения эффективности использования производственных мощностей и ресурсов;- создание гибкой ИС в отделе реализации продукции (контроль за платежами, отгрузкой продукции, контроль за сроками выполнения договорных обязательств);- автоматизация финансовой деятельности и представление ее результатов на уровень руководства предприятия;- уменьшение совокупной стоимости информационных технологий;- гибкое изменение системы в зависимости от функции предприятия.Для стандарта MRP II совершенно естественным является использование иерархии планов.Иерархия планов – это зависимость планов нижних уровней от планов более высоких уровней путем соответствия заданным свыше показателям – ограничителям.
Связь планов предусматривает возможность обратного воздействия. Цепочка планов представляется так: Стратегическое планирование ↓ ↑ Бизнес – планирование ↓ ↑ Планирование объема продаж и производства (прогноз объема продаж, прогноз производства, прогноз запасов, прогноз незавершенного объема производства) ↓ ↑ Планирование ресурсов ↓ ↑ Главный плановый график производства ↓ ↑ Планирование потребностей материалов ↓ ↑ Планирование потребностей в мощностях Технологии Клиент/Сервер КИС, построенные на базе компьютерных сетей и обеспечивающие решения:- хранение данных, обработка данных, организация доступа пользователей данных, передача данных и ресурсов обработки пользователей.Потребность в огромных количествах данных постоянно растет и становится причиной развития систем распределенной обработки данных (РаСУБД). Различают понятия: распределенная обработка данных БД с сетевым доступом архитектура клиент – сервер распределенной БД. Под распределенной обработкой данных понимают обработку приложений несколькими территориально распределенными ЭВМ.
Технологии распределения обработки базируются на двух концепциях: 1. Файл – сервер, где на машине сервере обеспечивается функционирование части сетевой версии СУБД, которое осуществляет управление данными БД называют файл – сервером. Клиент – это задача, рабочая станция или пользователь, которые формируют запрос на сервер для выполнения сложных процедур. Реализуются так: В сети есть главный компьютер- файловый сервер. Он предоставляет в совместное пользование файлы, БД, периферийные устройства и т.д. Сетевая ОС состоит из двух частей: одна - на сервере, вторая (оболочка) устанавливается на рабочие станции. Оболочка обеспечивает взаимодействие между программами рабочей станции и сервером. Файловый сервер используется как хранилище данных. Вся информация обрабатывается на рабочих станциях. 2. Клиент – серверная технология используется не только как хранилище программ и данных, но и вычислительная среда. Программное обеспечение в этой модели состоит из 2-ух частей, они взаимосвязаны: файл – сервер и программа клиента – пользователя. Программа клиент формирует запрос и посылает его к файл – серверу (программе!!!), которая установлена на компьютере с общим доступом. Так происходит обработка и с помощью специальных протоколов отображаются результаты запроса на пользовательской машине. Гетерогенные системы значит разнородные, а гомогенные — однородные системы; при этом, однако, есть ряд подразумеваемых допущений, почему вопрос заслуживает более подробного рассмотрения.
Структура корпоративной информационной системы. Требования к КИС. Международные стандарты ISO в области компьютерных информационных технологий. Стандартизация и сертификация создании и функционировании корпоративных ин-формационных систем. Выделяют основные этапы проектирования КИС: 1. Информационное обследование. ИС нужна организации, чтобы обеспечивать информационно – коммуникативную поддержку ее деятельности, поэтому ведут речь о структуре и функциональном наполнении ИС. А для этого нужно разобраться в целях и задачах организации, чтобы понять. что нужно автоматизировать. 2. Выбор архитектуры системы и аппаратно – программных средств в ее реализации. 3. Выбор СУБД. На белорусском рынке присутствуют практически все СУБД, принадлежащие элитному классу: Oracle, Sybase, Ingress. 4. Выбор системы автоматизации документооборота. Он позволяет автоматизировать рутинные операции, автоматически передавать и отслеживать перемещение документов внутри корпорации. 5. Выбор программного обеспечения для управления документами. 6. Выбор специализированных прикладных программ. 7. Системы поддержки принятия решений (СППР) ИС предъявляет требования: - системность;- комплексность;- модульность;- открытость;- адаптивность;- надежность;- безопасность;- масштабируемость;- мобильность;- простота в изучении; - поддержка внедрения и сопровождения со стороны разработчика. В настоящее время выделяют следующие основные общепризнанные стандарты КИС: 1-й стандарт — MRP или планирование потребностей в материальных ресурсах. Данный стандарт относится к 70-м гг. XX столетия. Суть стандарта MRP состоит в минимизации издержек, связанных со складскими запасами и различными участками в производстве. Базовым в данном стандарте является понятие спецификации изделия, которая показывает зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и пр. от плана выпуска готовой продукции. На основе плана выпуска продукции, спецификации изделия и учета особенностей технологической цепочки и осуществляется расчет потребностей производства в материалах. Недостатком этого стандарта является отсутствие учета загрузки производственных мощностей, стоимости рабочей силы при расчете потребностей в материалах.
2-й стандарт — MRP II или планирование производственных ресурсов. Этот стандарт, относимый к 80-м гг., представляет собой стандарт MR.P в соединении с элементами моделирования бизнес-процессов и обратными связями при планировании, разработанными под конкретный тип производства. Стандарт MRP II в большей степени ориентирован на средние по размеру организации. Этот стандарт был разработан в США и поддерживается Американским обществом по управлению производством и запасами APICS. В КИС, отвечающей стандартам MRP II, должны быть обязательно реализованы 16 групп функций: Планирование продаж и производства, Управление спросом, Составление плана производства, Планирование потребностей в материалах, Спецификация продуктов, Управление складом, Плановые поставки, Управление на уровне производственного цеха, Планирование производственных мощностей, Контроль входа/выхода, Материально-техническое снабжение, Планирование распределения ресурсов, Планирование и контроль производственных операций, Финансовое планирование, Моделирование, Оценка результатов деятельности. 4-й стандарт — CSRP или планирование ресурсов организации, синхронизированное на потребителя. Этот стандарт относится к концу 90-х гг. и представляет собой реализацию стандарта ERP в соединении с автоматизацией взаимодействия с клиентами. Если первые три стандарта КИС в большей степени ориентированы на внутренние бизнес-процессы организации, то CSRP выходит за рамки конкретной организации и акцентирует внимание на внешних бизнес-процессах. 5-й стандарт. — ERP, или управление внутренними ресурсами и внешними связями организации. По определению Gartner Group, ERP II — это корпоративная информационная система, открытая для всех участников, действующих в поле общих интересов бизнеса. Некоторые специалисты в области ИТ-технологий считают, что ERP II — это бизнес-стратегия организации, принадлежащей к определенной отрасли, и набор ключевых для данной отрасли приложений, помогающих клиентам и акционерам организации увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов как внутри организации, так и во внешнем мире — в рамках сотрудничества с другими корпорациями.
12. Источники информации в информационной системе. Информационные модели объекта управления. Информационные массивы и потоки. Информационные массивы, предназначенные для постоянного или временного хранения информации, которой обмениваются между собой внешние и внутренние по отношению к системе источники и потребители информации. Массив представляет собой совокупность данных, объединенных единым смысловым содержанием, которое обычно отражается в его названии. Основными элементами массивов, определяющими их содержание, являются записи - наименьшие элементы массива, которыми оперируют пользователи массива при обработке информации. Часто группы отдельных записей объединяют в более крупные - блоки. Наименьший элемент записи, имеющий единое смысловое значение, - информационное поле. Массивы информационного обеспечения АСУ можно классифицировать по различным признакам. Основными классификационными признаками массивов являются: Семантическое содержание; Технология использования; Носитель информации; Технические характеристики. Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (носителей). Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики: неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна.); множественность подразделений — поставщиков информации; множественность подразделений — потребителей информации; сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов; множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту; многовариантность оптимизации информационных потоков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|