Моделирование формализованное (виртуальное)
Нематериальное — формализованное, виртуальное моделирование болезней, патологических процессов, состояний и реакций получило широкое распространение в патофизиологии (моделирование логическое, интеллектуальное, математическое, компьютерное). Формализованное моделирование применяют при логическом моделировании в процессе обучения будущих специалистов. Логическое моделирование болезней и патологических процессов, а также самого пациента с последующим фактическим подтверждением сделанных допущений широко применяют в клинической и научной практике. Формирования у обучающихся основ врачебного мышления достигают в процессе проведения ими патофизиологического анализа конкретных экспериментальных или клинических данных, при решении профессиональных врачебных задач (ситуаций) на занятиях. Это имитирует поведение врача, моделирующего болезнь и пациента в целом, разрабатывающего методы диагностики болезни, а также стратегию и конкретные схемы лечения пациента. Патофизиологический анализ фактических данных и формулирование заключения по результатам оценки реальных сведений о патологическом процессе и больном организме являются вариантом интеллектуального моделирования при решении врачом его профессиональных задач. Компьютерное моделирование (например, патологических процессов или эффектов лечебных мероприятий) часто проводят с помощью современных вычислительных машин и программ. Методы клинического исследования В ПАТОФИЗИОЛОГИИ Патофизиологи широко используют методы клинического исследования, особенно в последние годы. Наличие современных приборов и новейших технологий исследования позволяет проводить у больного человека целенаправленное изучение динамики состояния различных органов и их систем, структурных изменений в них, биохимических и электрофизиологических показателей жизнедеятельности организма в целом. Обязательными условиями выполнения таких исследований являются их безвредность для пациента и аргументированная необходимость проведения. В настоящее время многие манипуляции у пациентов проводят неинвазивными методами.
Полученные при непосредственном исследовании пациента данные весьма важны, поскольку они позволяют, во-первых, провести точную диагностику заболевания; во-вторых, оценить эффективность (или неэффективность) лечения; в-третьих, исследовать особенности и закономерности возникновения, развития и исходов заболевания у человека; в-четвертых, дают материал для научного объяснения этиологии и патогенеза болезней и патологических процессов. Метод теоретического анализа в патофизиологии Теоретический анализ и разработка на этой основе научных представлений, концепций, гипотез и теорий, связанных с решением фундаментальных и прикладных проблем медицины и биологии — важнейший метод патофизиологии. Итог такой работы — формулирование системы обоснованных представлений о причинах и механизмах возникновения, развития и завершения болезней, болезненных состояний и патологических процессов, о принципах и методах их выявления, лечения и профилактики, теоретических положений медицины и биологии. Врачебное мышление Патофизиология (как и ряд других фундаментальных медицинских и биологических научных специальностей) представляет собой интеллектуальную базу медицины, основу профессионального врачебного интеллекта и решения актуальных медицинских проблем. Именно эту роль должна была сыграть, сыграла и играет патофизиология в медицине и биологии. По сути своей, врачебное мышление — одна из наиболее тонких и трудных разновидностей моделирования в медицине: интеллектуального моделирования пациента и его болезни. Осмотрев и выслушав больного человека, изучив результаты различных исследований (биохимических, электрофизиологических, функциональных и пр.), врач создает модель пациента и его заболевания. С учетом этого он моделирует схему дальнейшего диагностического поиска, методы (стратегию, алгоритм) лечения и профилактики заболевания у конкретного пациента.
В медицинском ВУЗе основы врачебного мышления закладывают, в значительной мере, в процессе обучения студентов методу патофизиологического анализа конкретных данных о различных формах патологии и пациенте в целом при решении реальных врачебных, а также учебных ситуационных задач. «Патофизиология — основа профессионального медицинского интеллекта!» Эксперты ВОЗ Разделы патофизиологии Патофизиология включает 3 основных раздела: общую нозологию, учение о ТПП и учение о типовых формах патологии тканей, органов и их физиологических систем. Общую нозологию и учение о ТПП обозначают как «Общая патофизиология», а учение о типовых формах патологии тканей, органов и их систем, а также отдельных нозологических форм — «Частная патофизиология» (рис. 2-3). Рис. 2-3. Разделы патофизиологии. Общая нозология В рамках общей нозологии разрабатывают 3 важных категории учений (теоретических концепций, рис. 2-4). Ы верстка! вставить рисунок «рис-2-4» Ы Рис. 2-4. Разделы общей нозологии. Собственно нозология — учение о болезни в строгом, узком смысле этого термина или частная нозология. Общая этиология — учение о причинах и условиях возникновения патологических процессов, состояний, реакций, болезней, о принципах их этиотропного лечения и профилактики. Общий патогенез — учение о механизмах развития и завершения патологических процессов, состояний, реакций и болезней, о принципах их патогенетической терапии и профилактики. Учение о типовых патологических процессах Этот раздел патофизиологии посвящен исследованию, описанию и объяснению этиологии, патогенеза, проявлений и механизмов развития ТПП, а также разработке принципов и методов их выявления, лечения и профилактики.
Учение о типовых формах патологии тканей, органов и их систем, отдельных нозологических формах (болезнях) Этот раздел патофизиологии разрабатывает научную трактовку закономерностей возникновения, развития и завершения ТФП, отдельных патологических синдромов и болезней, поражающих определенные ткани, органы и их физиологические системы, а также формулирует принципы и методы их диагностики, терапии и профилактики. Глава 3 · Общая нозология
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|