Как направление в психологической науке
Психология Бизнеса Теория и практика Учебник для магистров Под общей редакцией Н. Л. Ивановой, В. А. Штроо, Н. В. Антоновой Допущено Учебно-методическим отделом высшего образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям
Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru Москва УДК 159.9 ББК 88.4я73 П86
Рецензенты: Базаров Т. Ю. — доктор психологических наук, профессор кафе- дры социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова; Лебедев А. Н. — доктор психологических наук, профессор, заве- дующий кафедрой прикладной психологии Финансового универ- ситета при Правительстве Российской Федерации.
П86 Психология бизнеса. Теория и практика: учебник для маги- стров / под общ. ред. Н. Л. Ивановой, В. А. Штроо, Н. В. Антоно- вой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 509 с. — Серия: Магистр. ISBN 978-5-9916-2972-0 В учебнике представлена авторская концепция психологии бизнеса как прикладной области психологической науки, в основе которой лежат понимание бизнеса как деятельности и анализ основных составляющих бизнеса: личности субъекта бизнеса, организации как формы функционирования бизнеса и потребите- ля как конечной цели и фактора бизнес-деятельности. Отражены результаты научных исследований авторов в рамках работы в лабо- ратории «Психология бизнеса» НИУ ВШЭ над проектом «Самоопре- деление личности в бизнесе: модели и подходы» в 2010—2012 гг. Для лучшего усвоения материала студентами представлены автор- ские наработки по организации самостоятельной работы студен- тов, в конце каждой главы помещены проектные задания и ана- лиз кейсов, а также инструментарий для работы бизнес-психолога в различных сферах бизнеса, вопросы и задания для самоконтроля и задания-проекты для развития практических навыков.
Учебник соответствует требованиям Федерального государ- ственного образовательного стандарта высшего профессиональ- ного образования третьего поколения. Для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Психология» (по магистерской программе «Психология в бизнесе»), а также магистрантов экономических специальностей, изуча- ющих психологические аспекты бизнеса, аспирантов и преподава- телей. Может быть использован предпринимателями и менедже- рами в целях повышения эффективности управления персоналом. УДК 159.9 ББК 88.4я73
ISBN 978-5-9916-2972-0 © Коллектив авторов, 2013 © ООО «Издательство Юрайт», 2014
Авторский коллектив: Иванова Наталья Львовна — доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ — гл. 1, 3; Купрейченко Алла Борисовна — доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ — гл. 1, 2, 3; Патоша Ольга Ивановна — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ — гл. 2, 6; Антонова Наталья Викторовна — кандидат психологиче- ских наук, доцент кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ — гл. 4, 6; Штроо Владимир Артурович — кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой организационной пси- хологии НИУ ВШЭ — гл. 5.
Оглавление Введение........................................................................................................ 7 Глава 1. Психология бизнеса как направление в психологической науке............................................... 12 1.1. Психология бизнеса: предмет, задачи, методы, место в системе наук, история становления 12 1.2. Бизнес как социально-экономический феномен 38 1.3. Направления исследовательской и практической деятельности
психологов в бизнесе.............................................. 51 1.4. Психологические аспекты проблемы социальной ответственности и этики бизнеса......................................................................... 59 Вопросы и задания для самоконтроля............................................... 86 Заданияпроекты........................................................................................ 87 Глава 2. Бизнес как деятельность............................................... 89 2.1. Психологические аспекты анализа бизнеса как деятельности..................................... 89 2.2. Особенности принятия решений в бизнесе.................................................................... 112 2.3. Взаимоотношения субъектов бизнеса: конкуренция и партнерство, доверие и недоверие.............................................................. 136 Вопросы и задания для самоконтроля............................................. 156 Заданияпроекты..................................................................................... 157 Глава 3. Личность и успех в бизнесе......................................... 160 3.1. Субъекты бизнеса: участники, ролевой репертуар 160 3.2. Самоопределение личности в бизнесе............ 171 3.3. Профессиональные деформации личности в бизнесе................................................. 207 3.4. Успех в бизнесе........................................................ 221 Вопросы и задания для самоконтроля............................................. 261 Заданияпроекты..................................................................................... 262 Глава 4. Психологическая помощь субъектам бизнеса................................................................................. 263 4.1. Стресс в бизнесе и стратегии его преодоления......................................................... 263 4.2. Диагностика профессиональной пригодности и психологических проблем личности в бизнесе............................... 270 4.3. Психологическое консультирование как вид психологической помощи субъектам бизнеса................................................. 284 4.4. Коучинг как вид психологической помощи... 291 Вопросы и задания для самоконтроля............................................. 300 Заданияпроекты..................................................................................... 301 Глава 5. Организация в бизнесе................................................ 320 5.1. Организация как инструмент бизнеса.................. 320 5.2. Жизненный цикл организации. Факторы организационного развития.................. 340 5.3. Личность и организация.......................................... 356 5.4. Коммуникация в организации............................... 373 5.5. Организационная культура:
диагностика и развитие........................................... 387 5.6. Работа психолога в организации..................... 402 Вопросы и задания для самоконтроля............................................. 414 Заданияпроекты..................................................................................... 415 Глава 6. Потребительское поведение как результат и фактор бизнес-деятельности................................. 416 6.1. Маркетинг в деятельности бизнес-организации.................................................. 417 6.2. Психологические особенности потребительского поведения 422 6.3. Психологические методы исследования рынка и конкурентов 428 6.4. Психологические аспекты рекламы и продвижения товара........................................ 437 6.5. Имидж как фактор развития бизнеса............ 460 6.6. Психологические механизмы и методы создания и продвижения бренда 473 Вопросы и задания для самоконтроля............................................. 490 Заданияпроекты..................................................................................... 491 Приложения........................................................................................... 492 Приложение 1. Опросник «Шкалы организационных парадигм» Л. Л. Константина................................................. 492 Приложение 2. Психотехническая матрица рекламного воздействия (Пронина, 2002)..................................................... 504 Приложение 3. Поисковая таблица (Пронина, 2002)..................................................... 506 Список литературы............................................................................. 507
Введение Психология бизнеса — современная отрасль психологии, кото- рая возникла на стыке многих дисциплин, прежде всего таких, как психология, социология и экономика, под влиянием про- цессов социального и экономического развития общества. Становление этого нового направления в психологической науке является реакцией на многочисленные проблемы, сто- ящие перед представителями малого и среднего бизнеса и тре- бующие участия профессиональных психологов. Именно разви- тие новых социально-экономических отношений в стране при- водит к тому, что практическая психология активно включается в область бизнеса. В частности, растет востребованность тех направлений психологической работы, которые связаны с пси- хологическим сопровождением деятельности различных биз- нес-структур. В то же время среди бизнесменов появляется все больше сторонников профессионального регулирования и учета психологических процессов и проблем, которые имеют место практически в любой бизнес-организации.
Выражение «бизнес — это психология» звучит как тезис, который принимается многими представителями российского бизнеса. Сегодня многим организациям (компаниям, фирмам, предприятиям), занимающимся производством и продажей товаров и услуг, для повышения эффективности работы необхо- димы специалисты-психологи, которые хорошо понимают осо- бенности современного бизнеса и роль человеческого фактора в достижении поставленных целей, способны направить актив- ность руководителей и персонала на преодоление трудностей, повышение конкурентоспособности и развитие организации. Для специалистов, которые будут осуществлять психологиче- ское сопровождение работы бизнес-организаций, важно видеть всю многоплановость, сложность и противоречивость бизнеса. В учебнике дается его анализ на различных уровнях: психологи- ческом, социально-психологическом, социологическом. На психологическом (личностном) уровне анализа исследо- вателей интересует личность человека, занимающегося пред- принимательской деятельностью. Надо отметить, что в нашей культуре до сих пор не сложилось четкого понимания профес- сий, однозначно относящихся к бизнесу. Чаще всего термины «предприниматель» и «бизнесмен» употребляются как сино- нимы, но в любом случае психологически исследуется деятель- ность, направленная на получение прибыли, что и составляет суть бизнеса. На социально-психологическом уровне анализа на первый план выступают особенности организаций и групп, осущест- вляющих бизнес-деятельность. Изучаются закономерности воз- никновения и функционирования бизнес-организаций, влия- ние различных аспектов взаимодействия людей на результат их совместной деятельности, особенности поведения и обще- ния индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде и т.д. Современным направлением исследований в этой области явля- ется изучение организации как инструмента бизнеса, т.е. осо- бенности координации деятельности людей: руководство, лидерство, стимулирование, разрешение конфликтов и другие проблемы, возникающие в ходе деятельности организации. На социологическом уровне бизнес рассматривается пре- жде всего как социальный институт, который играет большую роль в жизни всего общества. И хотя в социологии нет единого понимания термина «социальный институт», можно сказать, что бизнес представляет собой организованную систему свя- зей и социальных норм, которая объединяет значимые ценно- сти и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основ- ным потребностям общества.
Таким образом, бизнес может рассматриваться в разных аспектах: • как особая деятельность, направленная на получение при- были, и предъявляющая определенные требования к личности деятеля; • как организация (группа людей), имеющая свои законо- мерности возникновения и функционирования; • как социальный институт, оказывающий существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социа- лизацию граждан и стандарты общественного поведения. Все выделенные составляющие бизнеса (деятельность, орга- низация, социальный институт) тесно связаны между собой, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Поэтому пред- ставители различных областей знаний, по-разному изучая и интерпретируя бизнес, должны учитывать эти стороны биз- неса как сложного общественного и психологического явления. Современная, еще очень молодая психология бизнеса развива- ется, опираясь на все три уровня анализа бизнеса. Такой мно- гоплановый подход к бизнесу позволяет более полно учесть раз- личные стороны этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы психологов в бизнес-организациях. Это сложный путь, поскольку он предполагает адаптацию академи- ческого научного аппарата к решению задач практической пси- хологии, что в любой прикладной отрасли представляет собой наибольшую трудность. Бизнес также невозможно рассматривать, не касаясь лич- ности того, кто его создает — субъекта бизнеса. Становлению и самоопределению личности в бизнесе уделено значительное внимание в данном учебнике. Важное место занимает также анализ той стороны, ради которой и возникает бизнес — потре- бителей, а также механизмов и методов продвижения товара как продукта бизнеса. Таким образом, в психологии бизнеса как прикладной области психологической науки можно выделить следующие разделы, соответствующие основным главам учеб- ника: психология бизнеса как деятельности, психология лично- сти в бизнесе, организация как форма существования бизнеса, психология потребителя и продвижения товара как продукта бизнес-деятельности. Большое внимание в учебнике уделяется практической работе бизнес-психолога с личностью, организа- цией и потребителем в системе бизнес-деятельности. Логика учебника учитывает многоплановость бизнеса, его важную позицию в обществе, социальные и психологические последствия его активного развития в современной России. Учебник предназначен для подготовки психологов, способных квалифицированно осуществлять психологическое сопрово- ждение работы бизнес-организаций и их собственников. При проведении психологической работы с бизнесменами и бизнес- организациями необходимо учитывать ту роль, которую играет бизнес в обществе и истории человечества. Многими авторами предпринимательство рассматривается как главная созидатель- ная сила всякой цивилизации. Представитель Гарвардской школы бизнеса профессор У. Дон- хэм писал: «Во многих своих процессах бизнес — это разруши- тель рутины и социальных ценностей. Снижение цен и прорыв новых компаний на рынок сопровождаются исчезновением многих милых и привычных нашему сердцу деталей окруже- ния, ломкой некогда добрососедских отношений между мел- кими торговцами и владельцами маленьких предприятий, лом- кой традиций и истории, резким и неприятным для многих усу- гублением социального расслоения людей. Но у этих процессов есть и оборотная сторона медали. И хотя бизнес — это разрушитель множества социальных тра- диций, но он также и величайший в мире строитель новых традиций. На место «общинной», соседской культуры прихо- дит новая, корпоративная культура. Реклама становится эле- ментом реальности и активно насаждает свои цели и ценно- сти. Бизнес — это постоянный строитель новых путей разви- тия, постоянный экспериментатор, безостановочно ищущий новые способы создания смыслов и ценностей» (Емельянов, Поварницына, 1998, с. 44). Материал данного учебника подготовлен на основе много- численных работ психологов, опубликованных в отечественной и зарубежной печати. Кроме того, в нем учитывается многолет- ний опыт работы авторов в качестве исследователей, консуль- тантов, тренеров, организаторов учебных программ с бизнес- организациями и представителями бизнеса. Использованные в данном учебнике психологические тесты и методики приведены исключительно в учебных целях. Для использования методик в целях психодиагностики или научных исследований, а также получения психометри- ческих данных просьба обращаться к авторам — разработчи- кам методик. Хочется выразить признательность тем, кто помог нам соз- дать эту книгу, и прежде всего Л. А. Петровской, профессору кафедры социальной психологии МГУ, за моральную под- держку на стадии разработки проблематики учебника, сту- дентам факультета психологии НИУ-ВШЭ за энтузиазм в отно- шении новой исследовательской области и предоставленные материалы, коллективу кафедры организационной психологии НИУ-ВШЭ за критические замечания при обсуждении разделов пособия, всем авторам, к чьим материалам мы обращались при написании учебника. В результате изучения материала учебника студент должен: Знать • основные теоретические подходы к анализу бизнеса как общественного, экономического и социально-психологического феномена; • психологические особенности деятельности и личности бизнесмена; • специфику функционирования и развития бизнес-орга- низаций, закономерности и механизмы потребительского пове- дения; Уметь • анализировать особенности бизнес-деятельности, меха- низмы самоопределения и развития личности в бизнесе, спо- собы психологического воздействия на потребительское пове- дение; Владеть • методами диагностики личностных особенностей, психо- логической помощи и поддержки субъектов бизнеса; • методами диагностики и развития бизнес-организации; • психологическими методами маркетингового иссле- дования, проведения психологической экспертизы рекламы, имиджа, бренда.
ГлАвА1 Психология бизнеса как направление в психологической науке В результате изучения данной главы студент должен: Знать • основные понятия, структуру и логику развития в нашей стране и за рубежом психологии бизнеса как нового направления психологии; • специфику теоретических и прикладных исследований бизнеса; • сущность психологического подхода к бизнесу, иметь представ - ление об этике и значении бизнеса для общества и личности; Уметь • анализировать с психологической точки зрения структуру и механизмы функционирования бизнеса, факторы развития бизнеса; Владеть • навыками в определении исследовательских областей и методов в работе психолога в бизнес-организации и с субъектами бизнеса. Ключевые слова: психология бизнеса, бизнес, функции бизнеса, субъекты бизнеса, социальная ответственность бизнеса, этика бизнеса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|