Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет психологии бизнеса

Психология бизнеса (Business Psychology) — молодая, активно формирующаяся отрасль психологии, которая возникла на стыке нескольких гуманитарных дисциплин (психология,


социология, экономика) под влиянием как новых теоретиче- ских и практических задач, стоящих перед современной пси- хологией, так и развития социально-экономических аспектов общества, требующих психологического осмысления (Иванова, Михайлова, Штроо, 2008). Как и другие разделы психологии, она направлена на общий предмет — психику человека, а сле- довательно, базируется на фундаментальных и прикладных под- ходах, сложившихся в общей, социальной, возрастной, педаго- гической психологии и других традиционных отраслях психо- логии.

Развитие психологии бизнеса — яркий пример реакции науки на новые социально-экономические условия современ- ной жизни. В последние десятилетия мы наблюдаем в России стремительное развитие рыночной экономики, сопровожда- ющееся формированием предпринимательства, банковского дела, разветвленной торговли и сети обслуживания. Бизнес как неотъемлемая часть новых экономических отношений требует от своего субъекта порой сильного напряжения, непрерывного самосовершенствования, умения выстраивать нужные отноше- ния и управлять различными по численности группами людей. Представители бизнеса, сталкиваясь с потоком проблем, нужда- ются в помощи специалистов (консультантов, тренеров и др.), которые могут оказать помощь как в личностном, так и в про- фессиональном развитии, в том числе в приобретении навыков управления людьми. Поэтому появление психологии бизнеса отражает классическую логику выделения новых отраслей в пси- хологии, в которой главным принципом классификации явля- ется развитие психики под влиянием деятельности и социума. В частности, в этом новом прикладном направлении проявля- ется интерес ученых к психологическим проблемам людей, про- фессионально связанным с бизнесом (его созданием, реализа- цией, развитием).

Классификация отраслей психологии носит несколько услов- ный характер, поскольку они изменяются, пересекаются друг с другом и т.д. Поэтому на одни и те же предметные области могут претендовать различные психологические разделы. Так, например, психологические проблемы бизнеса изучаются социальной, экономической, организационной психологией, психологией труда и управления. Тем не менее психология биз- неса постепенно оформляется как отрасль психологии, имею- щая свою определенность, специфику, которую можно сформу- лировать следующим образом.


1. Главное, что отличает психологию бизнеса — это целост- ное отношение к бизнесу как сложному экономическому явле- нию и социальному институту. Возникнув в русле прежде всего экономической психологии и психологии труда, это направление сегодня представляет собой сложный конгломерат прикладного психологического знания, обобщающего теории и практики пси- хологического сопровождения работы различных сфер бизнеса.

2. Особенностью психологии бизнеса является ее междисцип- линарный характер. Это отрасль психологии, формирующаяся во многом под влиянием процессов социального и экономиче- ского развития общества, находится на стыке многих гумани- тарных дисциплин (психология, социология, экономика, менед- жмент и т.д.).

3. Психология бизнеса носит прикладной, практико-ориен- тированный характер. Изучение бизнеса как многопланового явления направлено на повышение эффективности бизнес-дея- тельности, оптимизацию взаимодействия субъектов бизнеса и интеграцию интересов бизнеса и общества, а также на оказа- ние эффективной психологической помощи субъектам бизнеса. Становление психологии бизнеса как прикладного направ-

ления отражает общую логику развития психологии, кото- рая так же, как и многие другие научные области, происходит несколькими путями. Прежде всего путем накопления теорети- ческих знаний, которые составляют основу науки и позволяют, с одной стороны, говорить о закономерностях существования внутреннего мира личности, с другой — прогнозировать пове- дение и развитие человека. В то же время психология — это и специфическая практика, связанная с решением конкретных прикладных задач, возникающих в процессе взаимодействия человека с различными реалиями: обществом, социальными институтами, другими людьми, профессиональными требова- ниями и т.д. Эти два пути — теоретический и практический и определяют сущность психологии, ее место среди других наук и роль в системе жизнедеятельности человека.

Как писал знаменитый немецкий психолог Курт Левин, нет ничего практичнее, чем хорошая теория. В этом высказыва- нии подчеркивается глубокий смысл психологического зна- ния: даже самое высокое теоретическое обобщение в конечном итоге направлено на оказание помощи, обеспечение развития, самосовершенствования и как результат выживания человека. Поэтому появление новых прикладных областей в психологии отражает целостное развитие науки и сложившуюся в обществе


потребность в разрешении индивидуальных, групповых, в том числе социальных, проблем.

Психология бизнеса — это современная отрасль психологи- ческой науки и практики, которая изучает бизнес как целостное многоплановое явление и направлена на разработку практиче- ских рекомендаций по интеграции интересов бизнеса и обще- ства, повышению эффективности бизнес-деятельности, оптими- зации взаимодействия представителей бизнеса и всех заинтере- сованных сторон, а также оказанию психологический помощи субъектам бизнеса. Это также междисциплинарная область, которая основана на единстве всех отраслей психологии, пре- жде всего психологии труда, личности, развития, индивидуаль- ных различий, а также социальной, организационной и эконо- мической психологии и т.д.

 

Психология бизнеса (Business Psychology) — это меж- дисциплинарная отрасль психологической науки и прак- тики, которая изучает бизнес как многоплановое явление и направлена на повышение эффективности бизнес-дея- тельности, оптимизацию взаимодействия субъектов биз- неса как между собой, так и со всеми заинтересованными сторонами, включая общество в целом.

 

Предмет психологии бизнеса конкретизируется в соответ- ствии с представлениями о структуре психических явлений, которая отражена в категориальном аппарате психологии.

Опираясь на общепсихологический подход, выделяют следу- ющие психические категории (явления).

1. Психические процессы (познавательные и регуляторные), базовые явления, обеспечивающие отражение, познание окру- жающего мира, восприятие и переработку полученной инфор- мации (познавательные) и активное взаимодействие с ним (регуляторные). К познавательным (когнитивным) процес- сам относят ощущение, восприятие, мышление, воображение, память, к регуляторным — эмоциональные и волевые процессы. Все вместе они образуют собственно психическую деятельность человека. В данных категориях подчеркивается динамичный характер психических явлений, их постоянное развитие и фор- мирование. Благодаря психическим процессам происходит фор- мирование образов внешних и внутренних условий, в которых осуществляется деятельность, а также чувств человека и регу- ляторных механизмов его психики.


2. Психические состояния как временные модификации психических процессов, которые определяются особенно- стями жизнедеятельности, личности и отношением человека к ним (тревога, любовь, страх, аффект, восхищение, напря- жение, спокойствие и т.д.). Отчасти к психическим состоя- ниям относится и стресс как неспецифическая реакция орга- низма и соответствующее состояние. Существуют различные подходы к классификации состояний психики. Традиционно выделяют несколько групп психических состояний: моти- вационные (вызванные потребностями, желаниями), эмо- циональные (любовь, настроение, стресс), волевые (целеу- стремленность, решительность, настойчивость). Кроме того, состояния организованности сознания (внимательность, рас- сеянность), пограничные состояния (акцентуации характера, неврозы) и т.д.

3. Психические свойства личности как типологическая моди- фикация психических процессов человека, иными словами, при- сущие человеку на протяжении длительного периода его жизни особенности. К ним относят темперамент, характер, способно- сти и направленность личности (потребности, интересы, миро- воззрение, идеалы).

Понимание структуры психических явлений очень важно для бизнес-психологов, поскольку позволяет содержательно наполнить исследовательскую работу, а также практически воплощать полученные результаты. Например, при исследо- вании профессионального самоопределения личности в биз- несе обращение к различным психическим явлениям позволяет выделить различные стороны этой проблемы, такие как когни- тивные факторы самоопределения, волевые, эмоциональные механизмы и т.д.

Опора на знания о психических явлениях придает определен- ность психологии бизнеса и позволяет найти новые, отличные от тех, что предлагаются в управлении, пути решения проблем, стоящих перед предпринимателями, руководителями и сотруд- никами бизнес-организаций и т.д. Это могут быть новые идеи оптимизации бизнес-процессов с учетом особенностей сознания человека, построения типов управления и поведения успешных руководителей, разработки стратегий внутрикорпоративного обучения, способов активизации потребительского поведения, методов повышения эффективности взаимодействия предста- вителей бизнеса с деловыми партнерами, другими заинтересо- ванными сторонами и обществом в целом и т.д.


Уровни анализа бизнеса

На данный момент развития психологии бизнеса выдели- лись следующие основные уровни анализа бизнеса: личност- ный, социально-психологический, социологический.

На личностном уровне исследуются личность бизнесмена и психологическая структура его профессиональной деятель- ности. Поскольку круг профессий, относящихся к бизнесу, как уже говорилось, в нашей культуре четко не определен, психоло- гически исследуется деятельность, направленная на получение прибыли, что и составляет суть бизнеса. На этом уровне внима- ние исследователей фокусируется на личностных особенностях людей, склонных к занятию бизнесом, процессах самоопреде- ления и самоидентификации бизнесменов, факторах удовлет- воренности деятельностью и т.д. Особое внимание уделяется внутриличностным конфликтам и психологическим кризисам в процессе бизнес-деятельности. Интерес исследователей при- влекают также процессы принятия решения в бизнесе.

На социально­психологическом уровне анализа изучаются осо- бенности организаций и групп, занимающихся производством товаров и услуг, их реализацией, закономерности появления, раз- вития и функционирования бизнес-организаций, аспекты взаи- модействия людей в процессе их совместной деятельности и т.д. Современные исследования в этой области рассматривают орга- низации как инструмент бизнеса, т.е. особенности координа- ции деятельности людей: руководство, лидерство, стимулирова- ние, разрешение конфликтов и другие проблемы, возникающие в ходе деятельности организации. Социально-психологической уровень анализа предполагает также изучение психологических проблем взаимодействия в бизнесе, делового партнерства, кон- куренции, деловой этики, репутации, доверия и т.д. В фокусе вни- мания находятся социально-психологические факторы поведе- ния, взаимодействия и общения индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде. Важное место в ряду изучаемых феноменов зани- мают стратегии проведения переговоров, способы разрешения конфликтов, принципы эффективного заключения сделок и дело- вого общения.

На социологическом уровне бизнес исследуется прежде всего как социальный институт, который занимает большое место в жизни всего общества. Так как бизнес представляет собой систему связей и социальных норм, которая объединяет ценно- сти и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основ-


ным потребностям общества, наиболее важными изучаемыми проблемами являются социальная ответственность бизнеса, проблемы взаимодействия со всеми заинтересованными сто- ронами, имидж бизнеса и бизнесменов в обществе и т.д.

Таким образом, бизнес с психологической точки зрения может рассматриваться в разных аспектах:

• как особая деятельность, направленная на получение при- были и предъявляющая определенные требования к личности деятеля;

• как организация (группа людей), имеющая свои законо- мерности возникновения и функционирования;

• как социальный институт, оказывающий существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социа- лизацию граждан и стандарты общественного поведения.

Все выделенные составляющие бизнеса (деятельность, лич- ность, организация, социальный институт) тесно связаны между собой, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Поэтому представители различных областей знаний, по-разному изучая и интерпретируя бизнес, в той или иной степени учитывают эти сторона бизнеса как сложного общественного и психологиче- ского явления. Современная, пока еще очень молодая, психо- логия бизнеса развивается, опираясь на все три обозначенных уровня анализа бизнеса. Такой многоплановый подход к бизнесу позволяет увидеть различные стороны этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы бизнес-психоло- гов. Это сложный путь, поскольку он предполагает адаптацию академического научного аппарата к решению задач практи- ческой психологии, что в любой прикладной отрасли представ- ляет собой наибольшую трудность.

Основным объектом исследований в области психологии бизнеса являются психологические механизмы и закономер- ности функционирования бизнеса как сложного психологиче- ского феномена.

Приоритетные направления исследований (предмет):

1) деятельность и личность бизнесмена: структура биз- нес-деятельности, психология успеха в бизнесе, психологи- ческие аспекты принятия решений, профессиональное само- определение и развитие и т.д. В этом направлении проводится, например, исследование профессионального и социального самоопределения личности в бизнесе, в частности, мотивация выбора того или иного виды экономической активности, фено-


мена профессиональной идентичности, эмоционального выго- рания, профессиональных деформаций и т.д.;

2) организация как инструмент бизнеса: психология управ- ления персоналом, организационная культура, развитие, ком- муникации, обучение в организации и т.д. Проводятся исследо- вания организационных факторов деятельности субъектов биз- неса, методов формирования эффективной организационной культуры, создания оптимального психологического климата и атмосферы, приверженности и лояльности, деловой этики и доверия в бизнес-организациях. Важным направлением явля- ется динамика организационных феноменов в изменяющихся условиях как внешних, так и внутренних (кризис, реструктури- зация, смена собственника и т.д.);

3) взаимоотношения бизнеса и всех заинтересованных сто- рон (stakeholders), в том числе общества. Изучаются проблемы социальной ответственности бизнеса, взаимодействия с дело- выми партнерами, потребительская, социально-экономическая и культурная среда бизнеса, факторы экономического развития, психология межкультурного взаимодействия и т.д. Проводятся исследования потребительского поведения, методов и меха- низмов продвижения продукта бизнес-деятельности. Важное место занимают проблемы разрешения конфликтов, проведе- ния деловых переговоров и заключения сделок, а также проб- лемы делового общения. Привлекает внимание также имидж бизнеса и бизнесмена в обществе и у представителей различ- ных социальных групп.

Задачи психологии бизнеса

В психологии бизнеса, так же как и в любой другой отрасли психологии, задачи определяются исходя не только из собствен- ной специфики, но и из понимания структуры психики и задач науки в целом.

Основной задачей психологии является изучение структуры, механизмов, а также объективных закономерностей функцио- нирования и развития психических явлений (психических про- цессов, состояний и свойств личности). Также не менее важную роль играет исследование условий и механизмов применения на практике полученных знаний о психике человека.

По мере становления подхода в психологии или научной отрасли происходит усложнение поставленных задач, переход от накопления фактического материала к построению психо- логических концепций, что отражается в следующих задачах:


• задачах обнаружения фактов (описание разнообразных психологических феноменов и их проявлений);

• задачах накопления и обобщения фактов (выделение наи- более важных фактов, описание явлений);

• задачах установления закономерностей или законов явле- ний (объяснение фактов, нахождение причинно-следственных связей);

• задачах выявления механизмов закономерностей или законов (построение научной концепции);

• задачах выявления условий и форм практического использования полученных знаний (применение научных концепций на практике). Это наиболее сложный блок задач, поскольку психолог сталкивается с организационными, мате- риальными, социальными проблемами, а также вопросами морально-этического плана. Любое внедрение психологиче- ских знаний на практике должно следовать общему принципу

«Не навреди!», что не всегда возможно. При этом от психо- лога требуется знание и «чувствование» этики взаимодействия и многих других аспектов жизнедеятельности людей.

Задачи психологии бизнеса мы подразделяем на два основ- ных блока:

1) исследовательские, связанные с анализом бизнеса как профессионального, социального и организационного фак- тора развития психических явлений, изучением психологиче- ских закономерностей и законов бизнес-деятельности, делового взаимодействия и т.д.;

2) практические, направленные на оптимизацию взаимоот- ношений бизнеса и общества, взаимодействия субъектов биз- неса между собой, повышение эффективности деятельности субъектов бизнеса и сохранение их психического здоровья.

На данном этапе становления психологии бизнеса боль- шое значение имеют задачи, связанные с накоплением фак- тического материала об особенностях психических процессов, личности представителей бизнеса; благоприятных и неблаго- приятных психических состояниях в условиях деятельности бизнесменов; проявлениях психологических феноменов при планировании и реализации бизнес-деятельности; организа- ционных факторах развития личности в бизнесе и т.д.

Основными научно-исследовательскими задачами психоло- гии бизнеса являются:

• разработка методологических проблем, понятийного и методического аппарата в сфере психологии бизнеса;


• системный анализ деятельности субъектов, профессио- нального развития, самоопределения личности в бизнесе, про- цессов принятия решений и т.д.;

• исследование проблем и специфических последствий биз- нес-деятельности для личности;

• исследование организационного контекста бизнеса, зако- номерностей функционирования и развития бизнес-организа- ций; механизмов и эффектов взаимодействия личности и орга- низации в ходе реализации бизнес-деятельности;

• исследование взаимодействия субъектов бизнеса между собой — партнерство и конкуренция, конфликты, переговоры, деловая этика и т.д.;

• исследование взаимоотношений бизнеса и всех заинтере- сованных сторон, в том числе общества и его отдельных групп (социальная ответственность и имидж бизнеса), а также резуль- татов бизнес-деятельности, формирования имиджа и бренда бизнес-организации и продуктов бизнес-деятельности, потре- бительского поведения и психологических механизмов продви- жения товаров и услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...