Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Активизация познавательной деятельности учащихся в системе обучения биологии.




Формирования приемов умственной деятельности учащихся. Методика выбора методов обучения биологии.

А) Основные операции мышления: анализ – мысленное или фактическое разделение целого на части; синтез – мысленное или фактическое объединение составных частей изучаемого объекта в единое целое. Абстрагирование - мысленное выделение существенных свойств и отсечение несущественных в данный момент. Сравнение – это мыслительная операция, в процессе которой устанавливают признаки сходства и различия между предметами и явлениями. Алгоритм сравнения: 1) решить, что будут сравнивать и зачем; 2) разделить объект на части; 3) выделить признаки сходства-различия; 4) сделать вывод. Сравнение проводится для того, чтобы установить сходство и различие. Это важно при сравнении малосхожих и похожих объектов. Классификация распределение объектов по группам согласно сходству или различию между ними. При этом важен выбор основания, т. е. того признака, который лежит в основе классификации. Обобщение – это мыслительная операция, связанная с переходом от единичного особенному, а затем ко всеобщему. При этом выделяются наиболее общие существенные признаки и свойства, устанавливаются связи и отношения между ними. На основании обобщения формируются выводы, теории и законы. Систематизация – это приведение объектов в систему, расположенных в определенном порядке установления между объектами определенной последовательности. Смысловое соотнесение – нахождение связей между понятиями. Понятия могут иметь связи, основанные на разных типах отношений. Это могут быть родо-видовые отношения. Отношения части и целого. Отношение причина и следствие, последовательность, противоположность, рядоположения. Конкретизация – это мыслительный процесс, при котором единичное соотносится с общим. Она основывается на том, что должны уметь приводить примеры, факты.

Б) Требования к выбору методов преподавания биологии

Выбор методов обучения биологии определяется:

- объемом и особенно содержанием учебного материала;

- возрастом (возрастной психологией) учащихся;

- подготовленностью, общим развитием и эрудицией учащихся;

- микроклиматом в классе и в школе;

- различием и характером оборудования и средств наглядности;

- количеством учащихся в классе и их однородностью;

- конкретной целью и задачами, поставленными перед уроком.

В процессе изучения материала второй и третьей лекций учащиеся должны освоить знания: понятие о методе и его значении в учебном процессе; функции и структура метода; принципы классификации, основные классификации., разработанные отечественными учеными-методистами; пути реализации методов и методических приемов при разных формах организации и проведения учебно-воспитательного процесса; пути реализации методов и методических приемов в зависимости от логического подхода в процессе изучения нового учебного материала.

Наряду с получением и закреплением указанных знаний, в процессе проработки этих лекций необходимо сформировать комплекс наиболее дидактически ценных умений; комбинировать и рационально сочетать объем и характер изучаемого материала с методикой его преподнесения учителем и эффективностью его усвоения учащимися; вычленять доминирующие и вспомогательные функции в зависимости от типа урока, его целей и задач; четко и оперативно ориентироваться в основных принципах классификации методов и методических приемов и находить рациональные пути их реализации с учетом конкретных целей и задач урока.

Для более прочного и осознанного усвоения знаний и умений целесообразно особое внимание обратить на следующие вопросы:

Что такое метод и его дидактическая значимость в учебно-воспитательном процессе?

Каковы функции и структура метода?

Каковы принципы классификации и пути реализации методов?

 

 

Активизация познавательной деятельности учащихся в системе обучения биологии.

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым рядом средств обучения, способствующих развитию интереса учащихся к предмету. Формирование же внутренней мотивации проблема более сложная. Психологи различают четыре вида внутренней мотивации:

· Мотивация по результату (ориентация ученика на результат деятельности);

· Мотивация по процессу (заинтересованность ученика в самом процессе деятельности);

· Мотивация на оценку (заинтересованность ученика в получении хорошей оценки);

· Мотивация на избежание неприятностей (свидетельствует сама за себя). Наиболее значимыми для успешной познавательной деятельности являются первые два вида мотивации.

 

В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать, да и просто учиться.

Учение – очень сложная деятельность. Дело взрослых – организовать ее: определить ее содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребенка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.

Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения.

Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Эта фраза стала традиционной. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Каким же должен быть современный урок. Чтобы он вызвал живой отклик у ребят? Ответ один: он должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность могут обеспечить эффективность.

Психологам известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку: идущие от содержания, вызываемые видами и характером деятельности учащихся на уроке, вытекающие из их отношений с учителем и друг с другом на уроке. Для активизации познавательной активности учащихся в своей практике использую различные приемы, в своей работе хочу показать некоторые из них.

Часто, особенно на обобщающих уроках использую групповые технологии, которые предполагают: взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций; коммуникацию, общение, обмен и взаимопонимание; обмен способами действий; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная корреляция этого действия.

Руководители групп и их состав подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности его по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Работа в группе позволяет втянуть в активную деятельность весь ее состав, возрастает эмоциональная привлекательность учебной деятельности.

Хороший результат для активизации познавательной активности учащихся на уроках биологии также имеет проведение нетрадиционных уроков, применение игровых технологий. Таким образом, решается вопрос перевода ученика из пассивного объекта обучения к деятельности творческой личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...