Развитие речевого дыхания и голоса
После того как у детей сформировался плавный длительный выход, вводятся голосовые упражнения. Необходимо обращать внимание детей на различную силу, высоту и тембр голоса. С этой целью можно рекомендовать такие, например, игровые упражнения. «Эхо» Детей распределяют на две группы. Одна из групп — «эхо». Первая группа детей громко произносит гласные звуки — а, о, у или сочетания гласных: ау, у а, оа, ао, уи. Вторая группа «эхо» — тихо повторяет. Затем группы меняются ролями. «Вьюга» Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу: «Вьюга начинается» —дети тихо гудят: «У-у-у...» По сигналу: «Сильная вьюга» — дети громко произносят: «У-у-у...» По сигналу: «Вьюга затихает» —дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу: «Вьюга кончилась» — замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать (или заменить) движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх — усиление голоса, движение руки вниз — уменьшение силы голоса. «Дует ветер» Дети водят хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом: «Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок: «В-в-в...». Произносится тихо. — «Как дует тихий ветерок?» Дети останавливаются и повторяют тихо: «В-в-в...». «Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому, и вдруг подул сильный ветер: «В-в^в...». Произносится громко. — «Как дует сильный ветерок?» Дети громко повторяют. Вызывают интерес у детей и игры со звукоподражанием. «Лесенка» Перед детьми на доске — картинка с нарисованной лесенкой. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукопродражания, изменяя высоту и силу голоса. «На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла». Дети произносят низким и громким голосом: «Ав-ав-ав». «На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала». Дети произносят более тихим и высоким голосом: «Мяу-мяу». «На третью ступеньку вскочил петух и громко запел». Дети произносят громким и высоким голосом: «Ку-ка-ре-ку». «На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал». Дети произносят низким и тихим голосом: «Ж-ж-ж». «На пятую ступеньку села пчела и запела песенку: «З-з-з». Дети произносят тихим и высоким голосом: «З-з-з».
«Корова и телята» Детям предлагается сюжетная картинка «На лугу». Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе: «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Дети первой группы произносят низким голосом: «Му-му». «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Логопед обращается к детям второй группы. Дети отвечают высоким голосом: «Му-му». Затем группы меняются ролями. Аналогично проводятся игры на звукоподражания другим животным: «Кошка и котята», «Курицаи цыплята» и т. д. «Кто как кричит?» У детей картинки с изображением домашних животных. Логопед обращается к детям: «Поселились в домике животные», — затем подходит к одному из детей, стучит около его картинки и спрашивает: «Тук-тук, кто в домике живет?» Если у ребенка кошка, он отвечает: «Мяу-мяу*. «Кто это?» — спрашивает логопед. Дети отвечают: «Кошка» — и т. д. Закрепление речевого дыхания в процессе речи В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения. «Цветы» Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов (живых или бумажных с запахом). Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно увеличиваются. Например: «Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет».
«Добавление фразы» Логопед проводит беседу по сюжетной картинке. Произносит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, дополняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе. Например: «Девочка катает (коляску). Мальчики играют (в мяч). Мама несет (сумку). Папа переходит (дорогу)». Для развития и закрепления правильного речевого выдоха используются короткие стихотворения. Дети заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения. Примерные стихотворения: Вот какой у нас арбуз — Замечательный на вкус! Даже нос и щеки Все в арбузном соке. (3. Александрова) У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду — Я в траве его найду. (АБарто) Падают, падают листья — В нашем саду листопад... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. (М. Ивенсен) Интересным видом работы являются диалоги. В работе над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, определенные характеристики голоса, но и формируются правильные интонации, выразительность речи. «Медведь и лиса» —Ты куда идешь, медведь? —В город елку присмотреть. —А зачем тебе она? —Новый год встречать пора. —Где поставишь ты ее? —В дом возьму к себе, в жилье. —Что вырубил в лесу? —Жалко, лучше принесу. «Лис и мышонок» —Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный? —Землю копал. —Для чего землю копал? —Норку делал. —Для чего норку делал? —От тебя, лис, прятаться. —Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу. —А у меня в норке спаленка. «Елочка»
—Елочка, елка, Колкая иголка, Где ты выросла? —В лесу. —Что ты видела? —Лису. — Что в лесу? «Ты куда?» —Гусь-гусек, куда пошел ты? —На речной песочек желтый. —А ты, Гуля-голубок? — В лес зеленый на дубок. «Куда, Миша, едешь?» —Куда, Миша, едешь? Куда погоняешь? — Сено косить. —А на что тебе сено? — Коров кормить. -А ты? — спросили Зайку. -В поле, на лужайку. -А ты куда, Аленушка? -Я во двор, на солнышко.
(О. Бедарев) -А на что тебе коровы? -Они молочко дают. -А зачем тебе молочко? -Малых деток поить. Рекомендуется использовать инсценировки по известным сказкам: «Репка», «Три медведя», «Колобок», «Теремок» и др. II стадия коррекции нарушений звукопроизношения Основным содержанием этой стадии является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков. На этой стадии логопедическая работа проводится в следующих направлениях: 1) развитие артикуляторнои моторики; 2) развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза; 3) уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков. Выделенные направления логопедической работы реализуются параллельно. Так, на каждом занятии проводится развитие артикуляторнои моторики, элементарных форм фонематического анализа, уточнение акустического и артикуляторного образа звука. Развитие артикуляторной моторики На втброй стадии продолжается развитие кинестетических ощущений, уточнение движений языка, губ. При этом совершенствуется выполнение артикуляторных упражнений первого этапа, а также вводятся в работу более сложные артикуляторные упражнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|