Нормальная артикуляция свистящих звуков
Нормальная артикуляция звуков с, сь, з, зь Губы растянуты как бы в улыбке в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончик языка опущен книзу и находится у основания нижних резцов, спинка языка выгнута, посередине ее образуется желобок. Прохождение струи воздуха через желобок вызывает специфический резкий шум, похожий на свист. Боковые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо приподнято и закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки при произношении звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При произношении палатализованных сь, зь передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желоба разрушается, средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, чем при произношении сиз. Нормальная артикуляция звука ц: Губы, зубы, небная занавеска, голосовые складки при произношении звука ц находятся в таком же положении, что и при произношении звука с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа: I этап — кончик языка опущен вниз, упирается в ниж II этап — передняя часть спинки языка после взрыва Виды нарушений произношения свистящих звуков В логопедической литературе выделяются следующие основные виды сигматизмов, которые отмечаются и у детей с ЗПР: —губно-зубной сигматизм. При этом виде сигматизма нижняя губа приближается к верхним резцам. Произносится звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма является прогнатия;
—межзубный сигматизм. Кончик языка просовывается между зубами. К появлению этого вида сигматизма предрасполагают следующие факторы: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизартрии, аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом, и др.; —призубный сигматизм. При этом виде сигматизма кончик языка находится на уровне щели между резцами. При произношении создается тупой шум, а не свист; —шипящий сигматизм. При этом недостатке кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вместо свиста возникает шипение; —боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и односторонний боковой сигматизм. При двустороннем сиг-матизме боковые края не касаются коренных зубов, сбоку образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух. При одностороннем боковом сигматизме щель образуется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, наличие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вялость мышц правой или левой сторон языка; — носовой сигматизм. При этом виде сигматизма Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц-с, ц-т, с-т, с-ф, с-сь, з-д, з-в, з-зъ, з-с. Методы коррекции нарушений свистящих звуков Этап постановки з в у к а. На этом этапе проводится работа по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа и развитию речевой моторики.
Артикуляторная гимнастика включает следующие упражнения. Для губ: —улыбка, трубочка, улыбка-трубочка; —опустить нижнюю губу, поднять ее;
—поднять верхнюю губу, опустить ее. Для языка: —сделать язык широким; ■—широкий — узкий язык; —широким кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу; —широкий кончик языка поднять на верхнюю губу; —широкий кончик языка опустить на нижнюю губу; —широкий кончик языка поднять на верхние зубы; —широкий кончик языка опустить на нижние зубы; —широкий кончик языка — за верхние зубы; —широкий кончик языка — за нижние зубы; —подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине языка; — подуть в отверстие пузырька; — сделать «лодочку» вне ротовой полости; — сделать «лодочку» внутри ротовой полости. При развитии фонематического анализа на этом этапе предлагаются такие задания, как: 1. Поднять руку, флажок, если в слове слышится данный звук. 2. Отобрать картинки с данным звуком. 3. Определить место данного звука в слове (начало, середина, конец, какой по счету звук в слове, после какого звука, перед каким звуком слышится данный звук). 4. Отметить место звука на графической схеме слова, на звуковой линейке. Постановка звуков с, з 1. По слуховому подражанию звук с сравнивается со свистом ветра, со звуком воды, текущей из крана, звук с сравнивается с гудением комара. 2. Используется и подражание, и показ нормальной артикуляции звука после предварительной отработки отдельных элементов артикуляции звука. 3. По подражанию с использованием тактильных ощущений. Обращается внимание на узкую холодную струю воздуха, которая ощущается тыльной стороной ладони. 4. От других звуков: звук с можно поставить от звуков ф (ребенку предлагают улыбнуться, произнести звук ф и просунуть язык между зубами — получится межзубное произношение звука с; или во время произношения звука ф оттянуть нижнюю губу вниз), от звуков и, m нижней артикуляции (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на тыльной стороне ладони ощущалась холодная струя воздуха). Постановка звука ц 1. Возможна постановка по подражанию. 2. Быстрое произнесение звуков тис. 3. Предлагается произносить звук m с опущенным кончиком языка, при этом сильно подуть на спинку языка, одновременно отодвигая язык назад.
Специфические приемы коррекции различных видов сигматизма При губно-зубном сигматизме обращается внимание на положение губ. Звук произносится несколько утрированно. При произношении следует оттянуть вниз нижнюю губу. При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует перевести в зазубное положение. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами либо закусить кончик спички. Используются специальные зонды, с помощью которых кончик языка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки языка образуется углубление. При аномалии прикуса рекомендуется ортодонтическое вмешательство. Аналогичная работа проводится при коррекции п р и -зубного сигматизма. При межзубном с-з вследствие переднего открытого прикуса для образования узкой щели рекомендуется круто поднять вверх переднюю часть спинки языка. При шипящем сигматизме предлагаются упражнения на поднятие и опускание средней части спинки языка при опущенном кончике языка, задувание на язык при опущенной средней части спинки языка, а также упражнения на образование глубокого желобка. При боковом сигматизме постановка звука занимает длительное время по причине сложности этого речевого дефекта. Во многих случаях боковой сигматизм вызывается причинами органического характера, является симптомом стертой дизартрии. В связи с этим, в процессе коррекции этого вида сигматизма большое место отводится артикуля-торной гимнастике. Необходимо добиваться того, чтобы ребенок умел сделать язык широким, чтобы боковые края языка касались верхних коренных зубов. Обращается внимание на то, чтобы язык не отклонялся вправо или влево, а желобок образовывался по средней линии. Предлагается задувание на широкий язык, боковые края которого касаются коренных зубов; задувание на кончик языка, который находится сначала вне ротовой полости, между зубами, а затем внутри ротовой полости, задувание в пузырек, отверстие ключа. При этом в качестве контроля используется тактильное ощущение узкой струи воздуха во время задувания на тыльную сторону ладони.
При коррекции носового сигматизма обращается внимание на плотность небно-глоточного затвора. Этап автоматизации. Звуки с, з, сь, зь автоматизируются сначала в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су и др., затем в обратных слогах: ас, ос, с и др., закрытых: лос, сот и т. д., в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных. Звук ц закрепляется сначала в обратных слогах ац, оц, уц, затем в прямых открытых слогах: ца, цы, цо, цу и др. После закрепления звука в слоге, переходят к автоматизации звука в слогах, словосочетаниях, фразах, связной речи. 2. Шипящие звуки Нормальная артикуляция шипящих звуков При произношении всех шипящих звуков губы выдвинуты вперед рупором, зубы на расстоянии 1-1,5 мм. При произношении звуков ш-ж одновременно образуются две щели, два шумообразующих фокуса — передний и задний. Язык широкий, кончик языка приподнят к альвеолам и передней части твердого неба, средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка приподнята. Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Язык имеет форму чашечки, ковша. Небная занавеска поднята и смыкается с задней стенкой глотки. Голосовые складки при произношении звука ш разомкнуты, а при произношении ж сомкнуты и вибрируют. При произношении звука ж наблюдается незначительная вибрация кончика языка. При произношении звука щ язык более выдвинут вперед, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед. Положение боковых краев языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш. При произношении звука щ язык более выдвинут вперед, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед. Положение боковых краев языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш. При произношении звука ч положение губ, языка, небной занавески, голосовых складок такое же, как и при глухих шипящих — ш,щ. Артикуляция звука ч осуществляется в два этапа: I этап — кончик языка и передняя часть спинки языка
II этап — после взрыва передняя часть спинки язы Некоторые авторы признают возможным как верхнее (с поднятым кончиком языка), так и нижнее произношение. Однако в логопедической работе по коррекции дефектов звукопроизношения более эффективным является формирование верхнего произношения шипящих звуков. Нарушения произношения шипящих звуков и методы их коррекции Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с артикуляцией свистящих звуков. Средство артикуляции этих звуков определяет и сходные дефекты произношения. Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков (губно-зубной, межзубный, призубный, боковой, шипящий, носовой сигматизмы). Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: ш-с, т, ж; ж-з, д, ш, щ-сь, ш, т; ч-щ, ть, с. Этап постановки звуков На этапе постановки звука необходимо проводить работу над речевой моторикой, а также развитие фонематического анализа, синтеза и представлений. Кроме артикуляторных упражнений, используемых при коррекции нарушений свистящих звуков, на этапе поста новки шипящих звуков рекомендуются и следующие специальные упражнения. Для губ — попеременно «улыбка-трубочка». Для языка — «чашечка» вне ротовой полости;., — «чашечка» внутри ротовой полости. Приемы постановки шипящих звуков: —от «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ротовой полости и сильно подуть на нее. При этом обращается внимание, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы, так как иначе образуются щели с боков и часть воздуха проходит через них. Утечка воздуха через боковые щели приводит к ослаблению шумового акустического эффекта. Во избежание этого рекомендуется прижимать щеки пальцами к челюстям; —от звука с. Предлагается.произнести звук с, одновременно поднимая кончик языка вверх. Возможна механическая помощь: кончик языка поднимают с помощью зонда или шпателя; —от звука т. В момент произнесения звука m предлагается с силой выдохнуть воздух; —по подражанию. Используется подражание шипению змеи, шуму деревьев при сильном ветре. При постановке звука ш используются тактильные ощущения (ощущение теплой широкой струи выдыхаемого воздуха). Рекомендуется использовать кинестетические ощущения движений пальцев кистей рук для обозначения положения языка. Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д, р, а также путем озвончения звука ш. Звук щь рекомендуется ставить от звука сь. Произносится звук сь, с помощью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам. Звук ч можно поставить следующим образом: — от звука ть в верхней артикуляции (кончик языка — от нижнего (нормального) произношения звука ть (с помощью зонда или шпателя), рекомендуется поднять кончик языка вверх и отодвинуть его назад; —при произношении ть отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч); —рекомендуется быстрое поочередное произнесение звуков ть и щ. Этап автоматизации шипящих звуков Шипящие звука ш, ж, щ автоматизируются первоначально в прямых открытых слогах, далее — в обратных и закрытых словах, в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных. Звук ч автоматизируется сначала в обратных слогах, а затем в прямых словах. 3. Звуки л-ль Нормальная артикуляция звуков л-ль Положение губ и зубов зависит от последующего гласного, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу звук л является апикальным, т. е. образуется прижиманием кончика языка (апекса). Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л-ль, таким образом, являются боковыми. Небная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют. При палатализованном ль корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и его передняя часть более приподняты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы. Нарушения произношения звуков л-ль Выделяются следующие наиболее распространенные виды ламбдацизмов: — губно-губное произношение, напоминающее звук у. —губно-зубное произношение, напоминающее звук в. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости; —межзубное произношение. При этом виде ламбдациз-ма кончик языка находится между зубами; —смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка. Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется звуками д, в, н,ль, з,р. Коррекция нарушений произношения звуков л-ль На этапе постановки звука при проведении артикулятор- ной гимнастики рекомендуются следующие специальные упражнения. Для губ (лишь в случае губно-губного или губно-зубного ламбдацизма): — растянуть губы в улыбку — губы трубочкой; — опустить нижнюю губу — поднять ее. —язык широкий-узкий (если не получается узкий язык, предлагают дотянуться до пальца, просунуть язык между вытянутыми губами); —«маятник» или «часики» (узкий язык вправо-влево); —узким языком посчитать зубы; —надавить на правую, левую щеку; —узкий язык на верхнюю (нижнюю) губу; —узкий язык за верхнюю (нижнюю) губу, на верхние и нижние зубы; —узкий язык за верхние (нижние) зубы. Рекомендуются следующие приемы постановки звука л —межзубная постановка звука л. Предлагается просунуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погудеть. Получается звук, близкий к звуку л; —постановка звука л от гласных а, у, ы. Предлагается тянуть гласный звук и и в это время просунуть кончик языка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное положение. В других случаях при произношении гласных рекомендуется поднять узкий кончик языка за верхние зубы. Автоматизация звука л осуществляется вначале в слогах ал, алла, начинающихся с гласного, от которого ставился звук. Аналогичным образом подбираются слова палка, галка, в которых звук л произносится после гласного, от которого начиналась постановка, если он ставился от звука а. В случаях искажения звука рекомендуются специальные приемы коррекции. При межзубном ламбдацизме рекомендуется произношение звука л с зазубным положением кончика языка. При губно-губном или губно-зубном произношении необходимо, прежде всего, затормозить движения нижней губы (опустить нижнюю губу вниз с помощью пальцев), используя механическую помощь, зрительный и кинестетический контроль. Затем переходят к постановке звука л с использованием какого-либо из указанных способов постановки. При носовом произношении обращается внимание на то, что воздушная струя проходит по бокам языка, а кончик языка выдвигается вперед. Вначале рекомендуется межзубное произношение звука л. При ламбдацизме необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков. 4. Звуки р-рь Нормальная артикуляция звуков р-рь Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Кончик языка широкий, истонченный, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя от них. Быстрота колебаний — от 2-3 до 30 с. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое небо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют. При произношении рь кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка приподнята.
§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи * Дефекты произношения звуков р-рь В логопедической практике отмечается большое количество разнообразных искажений звука р (до 28). Основными видами искажений являются следующие: — губно-губное, или «кучерское» произношение, при котором вибрируют губы, как в слове ТПРУ; — одноударное произношение. В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов; — боковое произношение. При этом виде произношения различается двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка, при одностороннем — кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний); — картавое, или горловое, произношение. Выделяются два его подвида: велярное р, которое образуется вибрацией мягкого неба, и увулярное, при котором вибрирует маленький язычок;
— носовое произношение, когда звук р произносится с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос; — глухое р, которое произносится без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и вибрируют). Звук р чаще всего заменяется следующими звуками: л, лъ, й, д, г, е. г Методы коррекции нарушений произношения звуков р-рь Нарушения произношения звука р связаны с недостаточной подвижностью кончика языка. В связи с этим, при проведении артикуляторной гимнастики необхо-димо работать: 1) над поднятием кончика языка вверх; 2) над развитием подвижности, вибрацией кончика языка. Рекомендуются такие специальные упражнения для развития подвижности кончика языка: — подъем кончика языка на верхнюю губу, опускание на нижнюю губу; — подъем кончика языка на верхние зубы, опускание на нижние зубы;
—подъем кончика языка к верхним альвеолам, опускание к нижним альвеолам; —«пересчитать» кончиком языка верхние, нижние зубы; —пощелкивание языком; —присосать язык к небу; —«болтушка» — кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой; —«цоканье»; —«пулеметик» — частое произношение звуков т, д; —сдувание кусочков ваты, тонкой бумаги с кончика языка, просунутого между губами; —вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами; —«балалайка» — в момент произнесения звука д (или ж) чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель или палец, под кончиком языка проводятся частые движения слева направо и справа налево. Возникает механическая вибрация языка. Рекомендуются следующие способы постановки звука р: — присосать кончик языка к твердому небу, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть через рот; — от «балалайки» при механической вибрации кончика языка подается голос; — от быстрого произношения звуков т, д, ж. При этом также используется механический способ постановки звука: с помощью пальца или соски в момент произнесения звука производится вибрация кончика языка. Постановка звука/) является длительной. Поэтому автоматизация звука р проводится еще до окончательной отработки, без механической помощи, нормального звучания р. С механической помощью звук произносится в следующих слогах: дра, дро, дру; в словах дрова, друг, в словосочетаниях, предложениях. Вначале звуку р в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дрова или трава). 5. Звук} Нормальная артикуляция звука j и его нарушения Звук /' — это среднеязычный щелевой звук, сонант. Его артикуляция в ударном слоге похожа на артикуляцию звука и. Губы слегка раскрыты в виде улыбки, но в слоге с последующей гласной положение губ зависит от этой гласной: йа, йо, йу. Кончик языка — у нижних зубов, края языка упираются в коренные зубы. Средняя часть языка приподнята к твердому небу, образуя щель более узкую, чем при звуке и. Задняя часть языка продвинута вперед. Мягкое небо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. От звука и среднеязычный согласный отличается тем, что при его произнесении имеет место большая сила воздушной струи, а также большее напряжение артикуляционных мышц. Нарушения произношения звука / наблюдаются относительно редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука: олка, ама, либо в замене его звуком ль: л яма, лелка. Коррекция нарушений произношения звука у Звук / можно поставить по подражанию и с механической помощью от других звуков. Рекомендуются следующие приемы постановки звука j: 1) От звука и. Детям предлагается произнести кратко, с шумом звук ц. Толчок воздушной струи можно ощутить на кисти руки (тактильный контроль). Второй способ постановки / от звука и. Предлагается на одном выдохе произнести сочетание звуков, например, иа, аиа. При этом ц произносится более протяжно, а последующий гласный о — кратко. Получается айа. Для получения конечного / в слоге предлагается произнести слог аи с резким ударением на звуке а, получается ай. Далее предлагаются слова, которые начинаются с сочетания йа (яма, яблоко), затем произношение звука автоматизируется в словах, в которых звук слышится в конце и середине слова: май, край, майка, лейка. Аналогичным образом проводится работа в слогах с другими гласными. 2) От звука з (с механической помощью). Предлагается произнести слог за. С помощью шпателя передняя часть языка отодвигается вглубь ротовой полости. Сначала слышится зя, далее — средний звук между зь и жб, затем — йа. Автоматизация звука сначала проводится в словах с начальным восходящим дифтонгом: яма, ежик, Юля, ели; затем — в словах, включающих данный звук в середине слова. Далее переходят к нисходящему дифтонгу: трамвай, мой, улей. Б. Заднеязычные согласные Нормальная артикуляция заднеязычных звуков к, г, х Положение губ при произношении заднеязычных согласных зависит от последующей гласной. При произношении к-г имеются три фазы артикуляции: смычка, выдержка и взрыв. Активным речевым органом является задняя часть спинки языка, которая, поднимаясь вверх, производит смычку с мягким небом. Боковые края языка упираются в задние коренные зубы. Кончик языка, передняя и средняя части спинки языка опущены. Мягкое небе поднято. Голосовые складки при произношении звука к раскрыты, а при произношении г — сомкнуты и вибрируют. При произношении глухого щелевого х задняя часть спинки языка отодвигается назад и приподнимается к мягкому небу, но не смыкается с ним. Задние боковые края языка упираются в коренные зубы. Кончик языка — у нижних зубов, но слегка отодвинут от них. Мягкое небо поднято. Голосовые складки раздвинуты. Произнесение мягких кь, гь, хъ приближается к средней язычной артикуляции. Нарушения произношения заднеязычных звуков Нарушения произношения заднеязычных согласных встречаются относительно редко (1,5% всех случаев нарушений произношения) и проявляются следующим образом: —отсутствие звуков (от, усь вместо кот, гусь); —замена звуками тлд (бабуста, дусь); —замена смычных г, к придыхательным южно-русским заднеязычным звуком; —произнесение едва слышного взрывного звука, при этом при произношении звуков г, к спинка языка не смыкается с небом; —замены внутри группы заднеязычных звуков: г-к,к-х. Методы коррекции нарушений произношения заднеязычных согласных звуков. Способы постановки заднеязычных звуков Заднеязычные звуки ставятся либо по подражанию, либо с механической помощью. Звук г можно поставить от звука д в слоге да. В момент при отодвигании языка вглубь получается га-га-га. Аналогичным образом ставится звук к от звука m в слоге та. Звук к можно поставить также от звука х: при длительном произнесении х слегка нажимают большим пальцем на дно ротовой полости в области корня языка до тех пор, пока не получится звук к. При постановке звука х могут быть использованы следующие приемы: погреть озябшие руки, подышать на руки, засмеяться. Некоторые авторы рекомендуют ставить х от звука к. Предлагается в момент произнесения звука к сильно выдохнуть, взорвав смычку и удерживая щелевой момент. Звук х можно поставить и от звука с в слоге са, с помощью шпателя отодвигая вглубь кончик и спинку языка: са-ся-хя-ха. Автоматизация смычных г-к проводится сначала в обратных: ак, ок, затем в прямых слогах. Звук х сначала автоматизируется в прямых слогах: ха, хо, затем в обратных слогах: ах, ох, ух. В дальнейшем звуки закрепляются в словах, в предложениях, в тексте. В случае замен звуков необходим этап дифференциации.
7. Дефекты звонкости и глухости и их коррекция
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|