Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Препараты свежих растений.




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

Специальность 060108

 

Методическая разработка лекции

По фармацевтической технологии

 

 

Раздел

 

 

Тема 10.1.1 «Настойки. Эликсиры».

(Фитопрепараты)

 

 

Составитель: Бурнышева В.Т.

Уч. год.

Методическая разработка для преподавателя.

Тема 10.1.1: «Настойки. Эликсиры».

Цели: 1. Сформировать у студентов представление о фитопрепаратах.

2. Дать студентам определенный объем знаний по теме «Настойки. Эликсиры».

3. Сформировать представления об основных методах получения настоек, эликсиров, их

стандартизации.

Вид лекции: информация, диалог, визуализация.

 

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

 

Наглядность: Лек. препараты заводского производства – различные настойки, эликсиры, схема

получения настоек методом перколяции.

 

ВПС: «Порошки».

«Капли».

«Ко растворы».

«Суспензии».

«Водные извлечения».

«Суппозитории».

 

МПС: Фармакогн.: «ЛРС, содержащие различные БАВ».

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

- ГФ XI. Ст.Настойки

- Погорелов, В.И. Фармацевтическая технология: уч. пособие для студ.ср.проф. уч. завед. спец. фармация /под ред. Погорелова В.И./ Феникс., Р./Дону 2002.- С.408-425

Дополнительная:

- Муравьев, И.А. Технология лекарственных форм: уч.пособ. для студ.фамучилищ /И.А. Муравьев- М.: Медицина 1988.-С. 426-432.

- Конспект лекции

 

Структура занятия и режим времени.

  1. Организационный момент (мобилизация аудитории) – 2 мин.
  2. Вступительное слово преподавателя – 3 мин.
  1. сообщение темы, плана;
  2. постановка цели;
  3. подготовка к восприятию темы
  4. мотивация занятия;
  5. запись плана.
  1. Изложение нового материала – 82 мин.

4. Подведение итогов, задание на дом – 3мин.

 

Пояснение к структуре занятия:

1. Организационный момент – преподаватель приветствует студентов,обращает внимание на внешний вид студентов, готовность аудитории кпроведению лекции, отмечает отсутствующих.

 

Вступительное слово преподавателя.

Преподаватель называет цели лекции, дает мотивацию занятия.

Основная задача, которая стоит перед фармацией – оказание быстрой, безотказной и высококвалифицированной лек. помощи населению.

Ускорение отпуска лек. препаратов из аптеки достигается различными методами:

§ улучшение организации труда,

§ использование приборов малой механизации,

§ организация внутриаптечных заготовок и т.д.

И все же, быстрее всего отпускать готовые лек. препараты, полученные с фармацевтических фабрик и заводов. Поскольку фармацевт должен быть эрудированным в своей профессии, высоко грамотным специалистом, он обязан знать не только аптечную, но и заводскую технологию.

ЛРС является ценнейшим источником огромного числа высокоэффективных лек. препаратов, таких как соки, настойки, экстракты, эликсиры, бальзамы.

Настойки, экстракты находят широкое применение в аптечной технологии при изготовлении экстемпоральных лек. форм.

Здесь уместно спросить у студентов: с какими настойками они встречались и в каких темах? (Порошки, суппозитории, водные извлечения, коллоидные растворы).

Сегодня мы более подробно познакомимся с настойками, эликсирами, соками, их производством, очисткой, стандартизацией, хранением.

 

План лекции.

  1. Фитопрепараты, получаемые из лек. растительного сырья (иметь представление).
  2. Соки свежих растений (иметь представление).
  3. Требования ГФ к настойкам, эликсирам.
  4. Методы получения настоек.
  5. Эликсиры – определение. Получение. Очистка. Стандартизация.
  6. Хранение и отпуск фитопрепаратов.
  7. Номенклатура настоек и эликсиров.

 

Изложение нового материала.

При изложении нового материала преподаватель демонстрирует препараты заводского изготовления.

 

Подведение итогов, задание на дом.

Преподаватель кратко обобщает материал лекции, останавливаясь на основных моментах лекции, подчеркивая особо методы получения настоек и эликсиров, их стандартизацию и хранение.

 

Приложение № 1.

Текст лекции.

 

Приложение № 2.

Вопросы для выявления уровня первичного запоминания.

 

Приложение № 3.

Вопросы для актуализации знаний студентов.

 

Приложение № 4.

Номенклатура настоек и эликсиров.

Приложение № 3.

Вопросы для актуализации знаний студентов.

1. Можно ли ЛРС в настоях и отварах заменить настойкой?

2. Почему в медицине применяются не только химически чистые лек. препараты, но и препараты, в которых содержатся кроме действующих веществ сопутствующие и балластные вещества?

3. На какой крепости этанола готовят настойки: мяты, красавки, зверобоя, пустырника, валерианы?

 

Приложение № 2.

Вопросы для выявления уровня первичного запоминания:

 

  1. Какой экстрагент используется при производстве настоек и эликсиров?
  2. Какие Вы знаете настойки, эликсиры? Назовите их.
  3. В каких лек. формах мы встречались с настойками?
  4. Как добавляют настойки в ЖЛФ?
  5. Какую настойку смешивают с равной частью готовой микстуры?

 

 

Приложение № 1.

ТЕМА «НАСТОЙКИ. ЭЛИКСИРЫ».

ПЛАН.

1. Фитопрепараты, получаемые из лек. растительного сырья (иметь представление).

2. Соки свежих растений (иметь представление).

3. Требования ГФ к настойкам, эликсирам.

4. Методы получения настоек.

5. Эликсиры – определение. Получение. Очистка. Стандартизация.

6. Хранение и отпуск фитопрепаратов.

7. Номенклатура настоек и эликсиров.

 

 

ФИТОПРЕПАРАТЫ – это лек. препараты, получаемые из растений. (Здесь уместно спросить у студентов, какие они знают фитопрепараты из курса фармакогнозии?).

Само слово «фитопрепараты» происходит от латинского «phytos» - растение. Это одна из древнейших лек. форм, впервые появилась во времена Клавдия Галена (131-201 г.н.э.). Поэтому, до сих пор производство препаратов из растений называется галеновым производством.

Фитопрепараты представляют собой комплексы веществ сложного состава. Этим они отличаются от химически чистых веществ. Они пользуются большим спросом у больных, обладают эффективным фармакологическим действием и действуют более мягко.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИТОПРЕПАРАТОВ.

1. Фитопрепараты из свежих растений – соки, извлечения.

2. Фитопрепараты из высушенных растений – настойки, экстракты, эликсиры, максимально очищенные препараты, индивидуальные вещества.

ПРЕПАРАТЫ СВЕЖИХ РАСТЕНИЙ.

Высушенное ЛРС по содержанию и качеству БАВ не равноценно свежесобранному.

В процессе сушки всегда происходит или количественное, или качественное изменение в составе действующих веществ.

Из свежих растений получают комплекс биологически активных веществ в наиболее естественном состоянии.

Короткий период сбора ЛРС, сложность хранения и транспортировки свежего сырья создают определенные трудности технического порядка, поэтому эта группа фитопрепаратов немногочисленна.

Из свежих растений получают:

1. Соки.

2. Экстракционные извлечения в виде настоек или жидких экстрактов.

 

Особенностью их технологии является использование спирта различной концентрации, которая снижается в результате разбавления соком.

Настойки и экстракты получают методом мацерации и бисмацерации.

 

СОКИ СВЕЖИХ РАСТЕНИЙ.

Соки бывают натуральные и сгущенные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...