Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении




 

Обеспечивать законность - это значит пресекать малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона.

Верховенство закона, режим законности - необходимый аспект правого государства. Без этого невозможен элементарный порядок в обществе.

Верховенство закона над всеми другими юридическими актами является одним из условий, обеспечивающих неуклонное обеспечение законности. Все важнейшие вопросы регулируются законами, т.е. актами представительных органов власти Республики Беларусь. Акты всех иных органов и организаций должны быть строго подзаконны, т.е. издаваться на основе и в точном соответствии с законом, в пределах установленной законом компетенции данного органа или организации. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.

Деятельность по обеспечению законности и дисциплины предполагает:

недопущение нарушений в деятельности органов власти тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение нарушений;

установление причин и условий, способствующих нарушениям;

привлечение к соответствующей ответственности виновных в случае допущения нарушений;

разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

создание обстановки неотвратимости ответственности в случае допущения нарушений [11, с.112].

К гарантиям обеспечения законности относятся: экономические, политические, правовые (юридические), организационно-правовые. Политическими гарантиями законности являются режим демократии, гласность. К экономическим гарантиям можно отнести как достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капиталов, труда. К числу общих условий законности относится и состояние системы законодательства - юридические гарантии. Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении системы эффективных гарантий. На состояние законности немалое влияние оказывают такие организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность правовой подготовки кадров и др. [12, с.265].

Специальные юридические, организационно - правовые средства обеспечения законности - контроль и принуждение.

Контроль - необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, его важнейшей части (исходя из принципа разделения властей) - аппарата государственного управления, в общественной жизни. Контроль - понятие многогранное. В тех случаях, когда речь идет о контроле, не связанном с каждым отдельным решением, он рассматривается как вид деятельности, выступает в качестве функции управления. Когда же контроль рассматривают применительно к каждому конкретно принятому решению, его обычно называют стадией управленческого цикла.

Поскольку контроль выступает не в изолированном виде, а осуществляется с учетом содержания конкретной деятельности, его объем, формы и методы проведения дифференцируются в зависимости от специфики сфер и отраслей управления, места субъекта, осуществляющего контроль, в системе государственной организации или механизма государственного управления [8, с.259].

Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией. Его сущность и назначение состоят:

в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины в действиях объекта;

в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;

в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины [13, с.116].

Проверка исполнения тесно связана с контролем и является составной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения.

Также контролю свойственны такие принципы как: универсальность (означает, что контроль должен охватывать все участки государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства; <http://www.sferatepla.com/page/price/id/10.html>систематичность (проводится не один раз, время от времени, а по определенной схеме, постоянно); беспристрастность (достигается путем возложения задач контроля на лиц, которые не заинтересованы в его результатах); реальность (обеспечивается наличием необходимых квалифицированных кадров контролеров); действенность, оперативность, результативность (предполагают быстрое проведение контрольных действий контролирующим органом в случае получения сообщений о выявленных нарушениях, предотвращение правонарушений и причин, им способствующих, своевременное принятие мер по их устранению, привлечение в необходимых случаях виновных к ответственности); гласность (предполагает возможность, а в некоторых случаях - обязанность, доведения результатов контроля до сведения общественности или правоохранительных органов, других лиц, заинтересованных в результатах контроля).

Надзор как способ обеспечения законности в сфере государственного управления заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида. Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры по надзору за соблюдением законов в сфере управления. Другой вид надзора - административный. Его суть состоит в надзоре уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах [11, с.113].

Различие между административным надзором и контролем в широте охватываемой обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия.

Наиболее характерные черты административного надзора сводятся к следующему:

органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах; органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; - органы административного надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;

в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного принуждения в отношении физических и юридических лиц - предупредительно - пресекательного характера и административные взыскания. Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специальные ведомства или же специальные надзорные службы во многих ведомствах, большинство из которых называются государственными инспекциями. Следует отметить, что на практике число органов «чистого» административного надзора, совершенно отделенных от контроля, встречается довольно редко [14, с.457]. Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать свои претензии органам и должностным лицам органов государственного управления. В ст.40 Конституции Республики Беларусь закреплено, что каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы [2, ст.12]. Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Из вышеизложенного следует, что деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются юридически-властными полномочиями. Подобного рода деятельность и понимается в качестве способа обеспечения законности. Она закрепляется в соответствующих правовых актах и осуществляется специальными методами.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...