Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении




 

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида: прокурорский надзор и административный.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности. Как самостоятельная отрасль права прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в государстве определяется совокупностью правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, средства прокурорского реагирования на нарушения закона и процессуальные акты, исходящие от прокуроров как блюстителей законности [2, ст.21].

Осуществляя надзор, прокурор не имеет право отменять какие-либо акты органов управления и их должностных лиц; осуществлять контрольно-ревизионные действия; давать какие-либо указания; применять меры дисциплинарного и административного воздействия.

Прокурор использует особые методы деятельности и формы правового реагирования на нарушения законности. Полномочия прокурора по общему надзору заключаются в праве: требовать акты органов управления, предприятий, учреждений, организаций; требовать от руководителей поднадзорных органов и должностных лиц представления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений; проводить на месте проверку исполнения законов в деятельности поднадзорных органов; требовать от руководителей поднадзорных органов проверок и ревизий деятельности подведомственных им учреждений, предприятий и организаций; вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона.

В процессе осуществления надзора за законностью прокуроры правомочны выносить постановления и ставить вопрос перед соответствующими государственными органами или общественными организациями о привлечении нарушителей законом к дисциплинарной или административной ответственности. Если нарушение законности носит злостный и преступный характер, прокурор имеет право вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п. Прокурорский надзор - один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной его атрибут.

Другой вид надзора - административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Существует большое число государственных структур, занимающихся общим административным надзором. Среди них немало специализированных. Это - системы государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, системы таможенного контроля. Должностные лица, осуществляющие административный надзор, как правило, наделены полномочиями по беспрепятственному вхождению на территорию, в помещения, на склады поднадзорных; истребованию, изучению, изъятию документов; осуществлению технических проверок, замеров, вскрытий элементов; уничтожению вредных для здоровья продуктов, предметов; получению объяснений; требованию устранения выявленных в ходе проверок нарушений; внесению в органы, выдавшие лицензии, представлений о лишении или приостановлении их действия; приостановлению деятельности организаций, эксплуатации механизмов, транспортных средств.

Правовой основой деятельности государственных инспекций и приравненных к ним органов являются специальные положения, инструкции, утверждаемые, как правило, органами, в которых они находятся. В отдельных случаях положения о них утверждаются Советом Министров.

Из вышеизложенного следует, что административный надзор - необходимое средство обеспечения безопасности граждан, общества и государства. Это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов. Административный надзор осуществляется только для проверки законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску; органы административного надзора имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности; административный надзор за конкретными объектами производится систематически.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе данной работы установлено, что в жизни общества, особенно на современном этапе его развития, наблюдается бюрократизм, злоупотребления, волокита, всплеск правонарушений и другие отступления от норм поведения, которые, так или иначе, посягают на законность и дисциплину в управлении. В связи с этим укрепление законности в Республике Беларусь идет по нескольким основным направлениям, таким, как разработка и принятие законов и других правовых актов, предупреждение возможных и пресечение совершаемых нарушений прав и законных интересов лиц, принятие мер, усиливающих дисциплину и порядок, наказание виновных, воспитание у членов общества чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры, наконец, четкое регламентирование правового статуса государственных органов, должностных лиц, граждан.

Таким образом, деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются юридически-властными полномочиями. Подобного рода деятельность и понимается в качестве способа обеспечения законности. Она закрепляется в соответствующих правовых актах и осуществляется специальными методами.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий можно выделить: контроль Президента Республики Беларусь; контроль органов представительной (законодательной) власти; контроль органов государственного управления; контроль органов судебной власти. Президент обладает важными контрольными полномочиями. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Практически нет таких сфер и областей в государственном управлении, в которых Президент не выполнял бы ответственейшие функции и не обладал государственно-властными полномочиями.

Контрольные полномочия законодательных органов государства в области государственного управления являются не менее важными. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Органы государственного управления, осуществляя непосредственное управление хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством также широко пользуются предоставленными им контрольными полномочиями. Что же касается судебного контроля, то его содержанием является проверка судом при рассмотрении административных дел и споров соответствия или несоответствия действий и актов органов исполнительной власти и их должностных лиц требованиям закона.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Прокурорский надзор - один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной его атрибут.

Приведенный в данной работе анализ режима законности и дисциплины в государственном управлении позволяет сделать следующий вывод: законность и дисциплина - важнейшие правовые категории всей юридической науки и практики, а их уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...