Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы, средства и методы воспитания и социализации студентов в образовательном процессе современного университета




Программа

Государственной аттестации аспирантов

В 2016-2017 учебном году

Раздел «Педагогика и психология высшей школы»

Цивилизационно-культурное значение высшего образования в современном мире и России.

Функции высшего образования: гуманистическая, профессионально- экономическая, социально-политическая, культурная, адаптационная Цели высшего образования. Высшее образование фактор социального и экономического прогресса. Высшее образование как ценность и социальное благо. Высшее образование как фактор социализации и развития личности. Высшее образование как средство решения глобальных проблем и преодоления кризиса цивилизации. Роль высшего образования в сохранении и приумножении общечеловеческих духовных ценностей. Высшее образование как фактор международной интеграции и диалога культур. Роль высшего образования в защите национальных интересов отдельных стран. Развитие высшего образования в России на современном этапе.

 

Университет как основной фактор развития профессионального образования в современном мире. Структура, функции, образовательные задачи современного университета.

Университет как социальный институт: роль университета в жизни современного общества. Миссия современного университета как комплекс ключевых стратегических целей, отличительных особенностей и возможностей вуза Структура современного университета. Основные тенденции в развитии структуры современных университетов. Роль университета в формировании развитии государства, общества и личности, экономики и культуры. Образовательные функции университета. Научно-исследовательские функции университета. Социальные функции университета. Гуманитарные функции университета. Перспективы развития университетов в России и мире.

 

 

Нормативно-правовые основы высшего образования в РФ

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ как основа правовых отношений в системе образования Российской Федерации. Базовые понятия педагогики (образование, воспитание обучение, социализация, ФГОС профессиональное образование и пр.) в формулировке, принятой в Законе, смысл и содержание данных понятий. Основные принципы государственной политики в сфере высшего профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Педагогический смысл и роль ФГОС ВО в развитии системы высшего образования в РФ. Основные педагогические понятия, применяемые в ФГОС ВО. Номенклатура и содержание компетенций, формируемых в образовательном процессе вуза в соответствии с ФГОС ВО)

 

Предмет и основные категории педагогики. Специфика педагогики высшей школы. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.

Объект и предмет педагогики как науки. Основные категории педагогики: социализация, образование, обучение, воспитание, целостный педагогический процесс, и пр. Связь педагогики с другими науками и областями знания – философией, психологией, социологией, историей, естественными науками. Специфика целостного педагогического процесса высшей школы. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса и специфика их проявления в образовательном процессе высшей школы

Формы, средства и методы обучения студентов в образовательном процессе современного университета

Формы обучения в современной высшей школе. Различные подходы к классификация форм обучения. Очная форма обучения. Заочная форма обучения. Очно­заочная (вечерняя) форма. Экстернат. Дистанционное обучение.

Классификация форм обучения в вузе по видам учебных занятий: лекция, семинар, лабораторная и лабораторно-практическая работы, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта студентами по применению приобретенных знаний в модельных стандартных и нестандартных ситуациях); игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у студентов творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.); самостоятельная учебно-познавательная и научно-исследовательская работа студентов; производственная и дипломная: практики. Их содержательная характеристика и дидактическая целесообразность.

Методы обучения в современном вузе. Метод обучения как дидактическая категория. Различные подходы к классификации методов обучения.

Традиционные методы обучения, их классификации по различным основаниям.

Активные и интерактивные методы обучения: общая характеристика, сфера применения, дидактическая целесообразность.

Средства обучения как совокупность материальных ресурсов, призванные обеспечить образовательный процесс

Традиционная классификация средств обучения:

– словесные, визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, средства автоматизации процесса обучения.

Современные мультимедийные средства обучения и возможности их применения в образовательном процессе вуза.

 

Формы, средства и методы воспитания и социализации студентов в образовательном процессе современного университета

Образовательная среда вуза как воспитательный фактор. Структура образовательной среды вуза и её воспитательный потенциал. Традиции вуза и их роль в воспитании студентов.

Формы деятельности студентов, обеспечивающие их воспитание и социализацию: научно-исследовательская, художественно-творческая, спортивно-оздоровительная, волонтерская, тьюторская. Возможности их реализации в образовательном процессе вуза и воспитательный потенциал.

Средства воспитания как относительно независимые источники формирования личности, посредники между воспитателем и воспитанником: виды деятельности; предметы, вещи, оформление интерьеров, имеющие воспитательное значение; произведения, явления и предметы духовной и материальной культуры; объекты живой и неживой природы, конкретные процедуры воспитательной работы (конкурсы, фестивали, флеш-мобы, олимпиады, трудовые и спортивные мероприятия и пр.).

Педагогическое общение как воспитательный фактор. Стили педагогического общения и специфика их реализации в образовательном процессе вуза.

Методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

 

Формирование устойчивой мотивации и ценностного отношения студентов к образовательной деятельности в вузе. Личностное и профессиональное самоопределение и самореализация студентов в образовательном процессе вуза.

Понятие «мотив» и «мотивация» в образовательном процессе и учебно-познавательной деятельности студентов. Различные классификации мотивов. Мотивы, связанные с содержанием процессом учебно-познавательной деятельности Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности; мотивы самоопределения и самосовершенствования; узко-личностные мотивы; мотивы достижения и мотивы избегания. Способы формирования положительной мотивации: создание проблемной ситуации, необычные формы и методы обучения, создание индивидуальной образовательной траектории, фасилитация (психолого-педагогическая поддержка), создание перспективы, адекватная оценка достижений и результатов. Определение понятий самоопределение, самореализация, самоутверждение применительно к образовательной деятельности студента. Создание положительной мотивации к образовательной деятельности как основа профессионального самоопределения и самореализации студентов.

Содержание деятельности и профессиональная культура вузовского преподавателя

Основные направления профессиональной деятельности преподавателя высшей школы: преподавательская, учебно-методическая, научно исследовательская, воспитательная. Специфика этих видов деятельности в современном вузе. Требования, предъявляемые к деятельности преподавателя в современном вузе.

Структура и содержание профессионально-педагогической культуры

Профессионально-педагогическое сознание:

– знания о содержании, структуре и функциях профессионально-педагогической деятельности учетом специфики педагогического процесса в вузе социальной роли и миссии вузовского преподавателя;

– профессионально-педагогическое мышление (способность осмысливать профессиональные знания, формулировать профессионально-педагогические суждения, осуществлять профессиональную мыследеятельность);

– профессионально-педагогические чувства (чувства и переживания, свойственные педагогу как профессионалу, решающему воспитательные, обучающие, социализирующие и развивающие задачи в целостном педагогическом процессе вуза и готовящему специалиста-профессионала);

– профессионально-педагогические убеждения (устойчивые, эмоционально окрашенные отношения к миру, людям, профессии и самому себе, определяющие профессиональную и личностную позицию педагога высшей школы).

Профессионально-педагогические качества и способности личности (качества и способности, позволяющие педагогу успешно осуществлять профессиональную деятельность в вузе).

Профессионально-педагогические потребности (потребности осуществлять свою деятельность на основе профессионально-педагогического сознания и достигать профессионального и социально значимого результата).

Опыт профессионально-педагогической деятельности в реальных условиях образовательного процесса вуза.

Педагогическое мастерство как результат и показатель сформированности профессионально-педагогической культуры

Информатизация образовательного пространства, ее влияние на содержание и организацию образовательного процесса в современном вузе

Содержание и сущность понятий «информатизация», «информационные и телекоммуникационные технологии» применительно к образовательному процессу вуза. Информационная культура преподавателя. Информационная культура студента. Информационно-образовательная среда вуза: структура, содержание и способы создания. Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы. ИОС (ЭИОС) вуза как основной элемент комплексного научного сопровождения образовательной деятельности студента и профессиональной деятельности преподавателя. Требования, предъявляемые и ИОС (ЭИОС) вуза действующим ФГОС.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...