Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок русского языка по теме: «Способы выражения обстоятельства образа действия» в 4-м классе с компьютерной поддержкой.




Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников способствует интенсификации учебного процесса обучения, осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого, подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Наша школа является областной базовой экспериментальной площадкой по апробации программно-методического комплекса «Информационная культура» (сотрудничество идет непосредственно с научным руководителем и авторским коллективом нового программно-методического комплекса «Информационная культура» центра «Учебная книга» г. Екатеринбурга), а также базовой площадкой областного координационного центра Intel. На базе нашей школы прошли обучение по программе «Информационная культура педагога» 35 человек. 70% учителей нашей начальной школы повышали педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство. 9 классов начальной школы (из 16) изучают информатику. Первоклассники в форме кружка, 2-4 классы за счет школьного компонента.

Работая в тесном сотрудничестве, ведущий учитель класса и учитель информатики, тоже учитель начальной школы, формируют информационную грамотность учеников в тесном единстве с изучением традиционных предметов. В этом случае дидактически продуманное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы способствует формированию предметной, коммуникативной и социальной компетентности младших школьников.

Учителя, используя полученные на курсах Intel знания и умения в области информационных технологий, разрабатывают презентации, дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературы. В школе имеется достаточно богатая медиатека, электронные учебные пособия по предметам, электронные энциклопедии; есть возможность проведения уроков в медиаклассе с использованием проекционной аппаратуры.

Ниже приводится пример урока русского языка в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, на котором в качестве дидактических материалов, обычно написанных на доске, плакатах, используется презентация, выполненная с помощью программы Power Point. Презентация выводится на экран через проекционную систему. Уроки, проводимые с использованием презентаций, становятся более яркими, эмоциональными, активизируют познавательную деятельность младших школьников.

Тема: способы выражения обстоятельства образа действия.

Задачи:

·         Формировать умения находить в предложении обстоятельства образа действия и определять способ их выражения.

·         Закреплять умение находить в предложении обстоятельства места и времени и определять способ их выражения.

·         Закреплять умение выполнять морфологический и грамматический разбор предложения.

·         Развивать логическое мышление на основе выполнения умственных операций сравнения, синтеза, анализа, обобщения.

·         Развивать логическую память на основе применения алгоритмов, речь, совершенствовать функцию наблюдения.

·         Воспитывать бережное отношение к родному языку, умение слушать и слышать речь другого человека.

Оборудование:

Тетради, учебники. Индивидуальные карточки с предложениями.

Таблицы (в презентации): Синтаксическая модель предложения. План рассказа о частях речи. Алгоритм нахождения обстоятельства. Памятки для морфологического разбора (без названия части речи). Карточки со словами из словаря.

Ход урока.

Организационный момент.

- Сегодня очень важный урок. Соберитесь, работаем быстро, четко, слаженно.

Скажите, какую часть речи я сейчас употребила, чтобы сказать - как будем работать?

Наречия образа действия.

Знания о наречиях образа действия сегодня пригодятся нам на уроке.

Минутка чистописания. (Слайд 2)

- Откройте тетради. В первой строке пишем две буквы нн, соединяя их. Начали: вниз на себя, вверх до середины, веревочка, вниз на себя, крючок до середины, секретик, вторая буква н. До конца строки пишем, проговаривая написание элементов.

Словарь.

- Найдите в словаре учебника наречие, в котором пишется двойной согласный.

Неожиданно. (Слайд 3)

Докажите, что это наречие.

Отвечает на вопрос как? обозначает образ действия.

Объясните написание этого слова.

Не - приставка, пишется слитно. Ударный гласный и, безударные гласные о, о. Жи пишется с буквой и. Двойной согласный н. Суффикс о.

·         Во второй строке три раза напишите слово неожиданно, подчеркните буквы, в написании которых можно ошибиться.

·         Расскажите об этом наречии. Пользуйтесь планом (Слайд 4).

·         Неожиданно - это наречие образа действия, отвечает на вопрос как?, обозначает образ действия, не изменяется, имеет одну начальную форму, в предложении бывает обстоятельством образа действия.

·         Найдите в словаре еще два наречия образа действия. Скажите их с вопросами.

·         Как? вместе, как? честно. (Слайд 5)

·         Их написание обсудим на следующем уроке.

·         ИТАК. Какие знания повторили?

·         Знания о наречиях образа действия.

Изучение нового материала.

1). Повторение.

·         Каким членом предложения являются наречия?

·         Обстоятельством.

·         Что знаете об обстоятельствах?

·         Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия, отвечает на вопросы как? куда? откуда? где? Обстоятельства часто выражаются наречиями и существительными в косвенных падежах.

·         Какие бывают обстоятельства?

·         Обстоятельства места, времени, образа действия.

·         Расскажите о них.

·         Обстоятельства места обозначают место действия, отвечают на вопросы откуда? где?

·         Обстоятельства времени обозначают время действия, отвечают на вопрос когда?

·         Обстоятельства образа действия обозначают образ действия, отвечают на вопросы как?

·         На какой член предложения похоже обстоятельство, если оно выражено существительным? Как их можно различить?

·         Обстоятельство похоже на дополнение. Дополнение отвечает на падежные вопросы, а обстоятельство - на смысловые вопросы.

·         Проверим, как вы умеете находить в предложении обстоятельства места, времени. Положите перед собой карточку.

·         I вариант - подчеркните в предложениях обстоятельства места, укажите способ выражения.

·         II вариант - подчеркните в предложениях обстоятельства времени, укажите способ выражения.

·         Пользуйтесь алгоритмом нахождения обстоятельств. (Слайд 6) Самостоятельная работа детей (2-3 минуты).

·         Проверим. Словосочетания читают по одному человеку от каждого варианта.

·         I вариант:

·         сидела (где?) на скамеечке, выражено существительным;

·         отправила (куда?) в деревню, выражено существительным;

·         вылетели (откуда?) из окон, выражено существительным;

·         II вариант:

·         сидела (когда?) по утрам, выражено существительным;

·         отправила (когда?) через неделю, выражено существительным;

·         превратились (когда?) тотчас, выражено наречием.

·         Поднимите руки, кто справился без ошибок. Молодцы!

). Сообщение темы, цели урока.

·         Вы уже умеете находить в предложении обстоятельства места, времени, определять способ их выражения. На прошлом уроке мы учились находить обстоятельства образа действия. Сформулируйте, пожалуйста, тему и задачу сегодняшнего урока. (Слайд 7)

·         Тема: Способы выражения обстоятельства образа действия

·         Задача: Мы будем учиться находить в предложениях обстоятельства образа действия и определять способ их выражения. (Слайд 8)

). Упражнения, наблюдения. Вывод.

·         Прочитайте предложения. (Слайд 9)

Горько расплакалась Элиза и тайком ушла из дворца. Ночью бедняжка совсем сбилась с дороги. Она медленно опустилась на мох.

Слезы катились на её королевское платье и блестели, словно алмазы. Элиза с ужасом подумала о пустынном кладбище.

Девушка без чувств упала в объятия братьев.

·         Чем являются в предложении выделенные слова?

·         Обстоятельствами.

·         Как это можно доказать?

·         Используя алгоритм нахождения обстоятельства, найдите в предложениях слова, от которых зависят обстоятельства и запишите словосочетания с вопросами. (Повторение алгоритма по схеме; ссылка на 6 слайд. Возврат на 9 слайд к предложениям). Коллективная работа с каждым предложением, запись словосочетаний в тетрадь.

·         Проверка: Расплакалась (как?) горько, ушла (как?) тайком, сбилась (как?) совсем, опустилась (как?) медленно, блестели (как?) словно алмазы подумала (как?) с ужасом, упала (как?) без чувств, кружились (как?) стаями.

·         Словосочетания каких видов записали?

§  Глагол + наречие

·         Прочитайте их. Как называется связь между словами?

·         Примыкание.

·         Значит, чем могут быть выражены обстоятельства образа действия?

·         Наречиями образа действия.

·         Словосочетания еще каких видов записали?

§  Глагол + существительное

·         Прочитайте и их. Как называется связь между словами?

·         Управление.

·         Чем еще могут быть выражены обстоятельства образа действия?

·         Существительными в косвенных падежах.

·         Какое словосочетание не прочитали?

·         Блестели (как?) словно алмазы.

·         Чем выражено это обстоятельство образа действия?

·         Неделимым словосочетанием.

·         ИТАК. Какой можно сделать вывод о способах выражения обстоятельства образа действия? (Слайд 10)

·         Обстоятельства образа действия могут быть выражены наречиями образа действия, существительными в косвенных падежах, неделимыми словосочетаниями.

·         Откройте учебник на стр. … Прочитайте правило. Что скажете? Постарайтесь запомнить это правило.

ФИЗМИНУТКА. Гимнастика для глаз. Посмотрите вверх, вниз, прямо; влево, вправо, прямо; кругом, обратно, прямо.

Какую часть речи я использовала?

·         Обстоятельства места действия.

4). Закрепление. Прочитайте предложения (слайд 11)

·         I вариант выписывает словосочетания: сказуемое + обстоятельство образа действия (выражено существительным);

·         II вариант: сказуемое + обстоятельство образа действия (выражено наречием).

·         Словосочетания выписывайте в столбик с вопросами. Пользуйтесь алгоритмом. 1 и 3 предложения - обязательно, 2 предложение - труднее, постарайтесь и с ним разобраться.

·         Самостоятельная работа по вариантам.

·         Работу проверю сама. В чем трудность второго предложения?

·         Это сложное предложение, состоит из двух простых, две основы.

·         ИТАК. Чем могут быть выражены обстоятельства образа действия?

·         Обстоятельства образа действия могут быть выражены наречиями образа действия, существительными в косвенных падежах, неделимыми словосочетаниями.. Повторение изученного.

). Морфологический разбор существительного.

·         А сейчас более подробно рассмотрим существительные, которые в предложении являются обстоятельствами образа действиями.

·         Какая строка лишняя? (Слайд 12)

1. летели с трудом

2. белые лебеди

.   лебеди летели

.   летели над морем

·         3 строка лишняя. Это нераспространенное предложение, состоит из основы. Нужно исправить: написать с большой буквы, поставить точку. (Слайд 13)

·         1, 2, 4 строки - что это?

·         Это словосочетания.

·         В каком словосочетании существительное является обстоятельством образа действия?

·         1 - летели с трудом.

·         Выполните морфологический разбор этого слова: с трудом. Выберите памятку (памятки для разбора без названий частей речи). (Слайды 14-18)

·         С трудом - сущ., труд, м.р., 2 скл., нариц, неодуш., в ед. ч., в Т.п., обст.

). Грамматический разбор предложения.

·         Используя эти словосочетания и основу, составьте распространенное предложение, запишите его и выполните его грамматический разбор.

·         Проверка.. Итог урока.

·         Чему учились на уроке?

·         Учились находить в предложениях обстоятельства образа действия, определять способ их выражения.. Домашнее задание. (Слайд 19)

·         Что скажете о текстах, которые использовали на уроке?

·         Это отрывки из сказки Г. Андерсена «Дикие лебеди».

·         Я предлагаю еще раз перечитать эту замечательную сказку и выбрать 2-3 предложения для грамматического разбора.

·         В канун 8 Марта я желаю нашим девочкам быть такими же верными, любящими, мужественными, как Элиза. (Слайд 20)

Спасибо за работу. Урок окончен.

Внедрение новых информационных технологий в практику начальной школы - нелегкий и трудоемкий процесс. Во многом это зависит от профессионально-личностного потенциала коллектива учителей, способности к творчеству, стремлению к овладению новыми педагогическими технологиями. Опыт, наработанный нашими педагогами, показывает, что использование НИТ, стимулирует творческий и профессиональный рост педагогов, создает необходимые условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...