Урок русского языка по теме: «Способы выражения обстоятельства образа действия» в 4-м классе с компьютерной поддержкой.
Использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников способствует интенсификации учебного процесса обучения, осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого, подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества. Наша школа является областной базовой экспериментальной площадкой по апробации программно-методического комплекса «Информационная культура» (сотрудничество идет непосредственно с научным руководителем и авторским коллективом нового программно-методического комплекса «Информационная культура» центра «Учебная книга» г. Екатеринбурга), а также базовой площадкой областного координационного центра Intel. На базе нашей школы прошли обучение по программе «Информационная культура педагога» 35 человек. 70% учителей нашей начальной школы повышали педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство. 9 классов начальной школы (из 16) изучают информатику. Первоклассники в форме кружка, 2-4 классы за счет школьного компонента. Работая в тесном сотрудничестве, ведущий учитель класса и учитель информатики, тоже учитель начальной школы, формируют информационную грамотность учеников в тесном единстве с изучением традиционных предметов. В этом случае дидактически продуманное использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы способствует формированию предметной, коммуникативной и социальной компетентности младших школьников. Учителя, используя полученные на курсах Intel знания и умения в области информационных технологий, разрабатывают презентации, дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературы. В школе имеется достаточно богатая медиатека, электронные учебные пособия по предметам, электронные энциклопедии; есть возможность проведения уроков в медиаклассе с использованием проекционной аппаратуры.
Ниже приводится пример урока русского языка в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, на котором в качестве дидактических материалов, обычно написанных на доске, плакатах, используется презентация, выполненная с помощью программы Power Point. Презентация выводится на экран через проекционную систему. Уроки, проводимые с использованием презентаций, становятся более яркими, эмоциональными, активизируют познавательную деятельность младших школьников. Тема: способы выражения обстоятельства образа действия. Задачи: · Формировать умения находить в предложении обстоятельства образа действия и определять способ их выражения. · Закреплять умение находить в предложении обстоятельства места и времени и определять способ их выражения. · Закреплять умение выполнять морфологический и грамматический разбор предложения. · Развивать логическое мышление на основе выполнения умственных операций сравнения, синтеза, анализа, обобщения. · Развивать логическую память на основе применения алгоритмов, речь, совершенствовать функцию наблюдения. · Воспитывать бережное отношение к родному языку, умение слушать и слышать речь другого человека. Оборудование: Тетради, учебники. Индивидуальные карточки с предложениями. Таблицы (в презентации): Синтаксическая модель предложения. План рассказа о частях речи. Алгоритм нахождения обстоятельства. Памятки для морфологического разбора (без названия части речи). Карточки со словами из словаря.
Ход урока. Организационный момент. - Сегодня очень важный урок. Соберитесь, работаем быстро, четко, слаженно. Скажите, какую часть речи я сейчас употребила, чтобы сказать - как будем работать? Наречия образа действия. Знания о наречиях образа действия сегодня пригодятся нам на уроке. Минутка чистописания. (Слайд 2) - Откройте тетради. В первой строке пишем две буквы нн, соединяя их. Начали: вниз на себя, вверх до середины, веревочка, вниз на себя, крючок до середины, секретик, вторая буква н. До конца строки пишем, проговаривая написание элементов. Словарь. - Найдите в словаре учебника наречие, в котором пишется двойной согласный. Неожиданно. (Слайд 3) Докажите, что это наречие. Отвечает на вопрос как? обозначает образ действия. Объясните написание этого слова. Не - приставка, пишется слитно. Ударный гласный и, безударные гласные о, о. Жи пишется с буквой и. Двойной согласный н. Суффикс о. · Во второй строке три раза напишите слово неожиданно, подчеркните буквы, в написании которых можно ошибиться. · Расскажите об этом наречии. Пользуйтесь планом (Слайд 4). · Неожиданно - это наречие образа действия, отвечает на вопрос как?, обозначает образ действия, не изменяется, имеет одну начальную форму, в предложении бывает обстоятельством образа действия. · Найдите в словаре еще два наречия образа действия. Скажите их с вопросами. · Как? вместе, как? честно. (Слайд 5) · Их написание обсудим на следующем уроке. · ИТАК. Какие знания повторили? · Знания о наречиях образа действия. Изучение нового материала. 1). Повторение. · Каким членом предложения являются наречия? · Обстоятельством. · Что знаете об обстоятельствах? · Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия, отвечает на вопросы как? куда? откуда? где? Обстоятельства часто выражаются наречиями и существительными в косвенных падежах. · Какие бывают обстоятельства? · Обстоятельства места, времени, образа действия.
· Расскажите о них. · Обстоятельства места обозначают место действия, отвечают на вопросы откуда? где? · Обстоятельства времени обозначают время действия, отвечают на вопрос когда? · Обстоятельства образа действия обозначают образ действия, отвечают на вопросы как? · На какой член предложения похоже обстоятельство, если оно выражено существительным? Как их можно различить? · Обстоятельство похоже на дополнение. Дополнение отвечает на падежные вопросы, а обстоятельство - на смысловые вопросы. · Проверим, как вы умеете находить в предложении обстоятельства места, времени. Положите перед собой карточку. · I вариант - подчеркните в предложениях обстоятельства места, укажите способ выражения. · II вариант - подчеркните в предложениях обстоятельства времени, укажите способ выражения. · Пользуйтесь алгоритмом нахождения обстоятельств. (Слайд 6) Самостоятельная работа детей (2-3 минуты). · Проверим. Словосочетания читают по одному человеку от каждого варианта. · I вариант: · сидела (где?) на скамеечке, выражено существительным; · отправила (куда?) в деревню, выражено существительным; · вылетели (откуда?) из окон, выражено существительным; · II вариант: · сидела (когда?) по утрам, выражено существительным; · отправила (когда?) через неделю, выражено существительным; · превратились (когда?) тотчас, выражено наречием. · Поднимите руки, кто справился без ошибок. Молодцы! ). Сообщение темы, цели урока. · Вы уже умеете находить в предложении обстоятельства места, времени, определять способ их выражения. На прошлом уроке мы учились находить обстоятельства образа действия. Сформулируйте, пожалуйста, тему и задачу сегодняшнего урока. (Слайд 7) · Тема: Способы выражения обстоятельства образа действия · Задача: Мы будем учиться находить в предложениях обстоятельства образа действия и определять способ их выражения. (Слайд 8)
). Упражнения, наблюдения. Вывод. · Прочитайте предложения. (Слайд 9) Горько расплакалась Элиза и тайком ушла из дворца. Ночью бедняжка совсем сбилась с дороги. Она медленно опустилась на мох. Слезы катились на её королевское платье и блестели, словно алмазы. Элиза с ужасом подумала о пустынном кладбище. Девушка без чувств упала в объятия братьев. · Чем являются в предложении выделенные слова? · Обстоятельствами. · Как это можно доказать? · Используя алгоритм нахождения обстоятельства, найдите в предложениях слова, от которых зависят обстоятельства и запишите словосочетания с вопросами. (Повторение алгоритма по схеме; ссылка на 6 слайд. Возврат на 9 слайд к предложениям). Коллективная работа с каждым предложением, запись словосочетаний в тетрадь. · Проверка: Расплакалась (как?) горько, ушла (как?) тайком, сбилась (как?) совсем, опустилась (как?) медленно, блестели (как?) словно алмазы подумала (как?) с ужасом, упала (как?) без чувств, кружились (как?) стаями. · Словосочетания каких видов записали? § Глагол + наречие · Прочитайте их. Как называется связь между словами? · Примыкание. · Значит, чем могут быть выражены обстоятельства образа действия? · Наречиями образа действия. · Словосочетания еще каких видов записали? § Глагол + существительное · Прочитайте и их. Как называется связь между словами? · Управление. · Чем еще могут быть выражены обстоятельства образа действия? · Существительными в косвенных падежах. · Какое словосочетание не прочитали? · Блестели (как?) словно алмазы. · Чем выражено это обстоятельство образа действия? · Неделимым словосочетанием. · ИТАК. Какой можно сделать вывод о способах выражения обстоятельства образа действия? (Слайд 10) · Обстоятельства образа действия могут быть выражены наречиями образа действия, существительными в косвенных падежах, неделимыми словосочетаниями. · Откройте учебник на стр. … Прочитайте правило. Что скажете? Постарайтесь запомнить это правило. ФИЗМИНУТКА. Гимнастика для глаз. Посмотрите вверх, вниз, прямо; влево, вправо, прямо; кругом, обратно, прямо. Какую часть речи я использовала? · Обстоятельства места действия. 4). Закрепление. Прочитайте предложения (слайд 11) · I вариант выписывает словосочетания: сказуемое + обстоятельство образа действия (выражено существительным); · II вариант: сказуемое + обстоятельство образа действия (выражено наречием).
· Словосочетания выписывайте в столбик с вопросами. Пользуйтесь алгоритмом. 1 и 3 предложения - обязательно, 2 предложение - труднее, постарайтесь и с ним разобраться. · Самостоятельная работа по вариантам. · Работу проверю сама. В чем трудность второго предложения? · Это сложное предложение, состоит из двух простых, две основы. · ИТАК. Чем могут быть выражены обстоятельства образа действия? · Обстоятельства образа действия могут быть выражены наречиями образа действия, существительными в косвенных падежах, неделимыми словосочетаниями.. Повторение изученного. ). Морфологический разбор существительного. · А сейчас более подробно рассмотрим существительные, которые в предложении являются обстоятельствами образа действиями. · Какая строка лишняя? (Слайд 12) 1. летели с трудом 2. белые лебеди . лебеди летели . летели над морем · 3 строка лишняя. Это нераспространенное предложение, состоит из основы. Нужно исправить: написать с большой буквы, поставить точку. (Слайд 13) · 1, 2, 4 строки - что это? · Это словосочетания. · В каком словосочетании существительное является обстоятельством образа действия? · 1 - летели с трудом. · Выполните морфологический разбор этого слова: с трудом. Выберите памятку (памятки для разбора без названий частей речи). (Слайды 14-18) · С трудом - сущ., труд, м.р., 2 скл., нариц, неодуш., в ед. ч., в Т.п., обст. ). Грамматический разбор предложения. · Используя эти словосочетания и основу, составьте распространенное предложение, запишите его и выполните его грамматический разбор. · Проверка.. Итог урока. · Чему учились на уроке? · Учились находить в предложениях обстоятельства образа действия, определять способ их выражения.. Домашнее задание. (Слайд 19) · Что скажете о текстах, которые использовали на уроке? · Это отрывки из сказки Г. Андерсена «Дикие лебеди». · Я предлагаю еще раз перечитать эту замечательную сказку и выбрать 2-3 предложения для грамматического разбора. · В канун 8 Марта я желаю нашим девочкам быть такими же верными, любящими, мужественными, как Элиза. (Слайд 20) Спасибо за работу. Урок окончен. Внедрение новых информационных технологий в практику начальной школы - нелегкий и трудоемкий процесс. Во многом это зависит от профессионально-личностного потенциала коллектива учителей, способности к творчеству, стремлению к овладению новыми педагогическими технологиями. Опыт, наработанный нашими педагогами, показывает, что использование НИТ, стимулирует творческий и профессиональный рост педагогов, создает необходимые условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|