Исторические типы философии и их проявление в правовом познании.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Религиозное понимание права. Божественный закон (Ф.Аквинский). Философско-правовые идеи в Средние века, как и само право, носили идеациональный (божественный) характер. Правовые реалии этого периода интерпретируются сквозь призму двух основных понятий: Бог и человек. Jus divinum, jus sacrum — «божественное право есть священное право» — основной философско-правовой тезис Средневековья. Философия права стремится не только обосновать правовые основы бытия Бога, но и доказать, что именно божественная благодать позволяет судить и соизмерять поступки людей. Проблема взаимоотношения светского государства и церкви является центральной для Фомы Аквинского (1225—1274), который однозначно становится на сторону церкви и провозглашает: «Вся власть от Бога». Под правом он, как и Аристотель, понимал уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Причем право, по Фоме Аквинскому, распределяется по трем уровням: - божественное право: установления, данные Богом человеку как «твари Божьей», и нормы церкви как представительницы Божьей власти на земле; - право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке; - человеческое право как писаное, позитивное право светского государства. Каждому уровню соответствуют законы. Божественное право претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога, право народов — в законах естественных (стремление к самосохранению, продолжению рода, уважение достоинства), соответствующих природе человека; позитивное (юридическое) человеческое право — в светских законах, которые силой и страхом принуждают людей не делать зла, основано на осознании людьми характера олбщественного бытия и стремления к общему благу.
Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворечия низших законов высшим. Если человеческие законы противоречат естественным законам, то они не должны исполняться и подлежат замене. Понятно, что Вечный закон ни пересмотру, ни даже обсуждению не подлежит. Вечный закон – это рациональный план Бога, универсальный порядок вещей (включая и человека), ведомых через порядок к назначенной цели. Этот план Провидения знаком лишь Богу и блаженным святым. Отсюда справедливость — это политический и социальный порядок, который божественно-телеологически (божественно-целесообразно) ориентирован на обретение божественной благодати при совместном существовании людей. Также идеационально Фома Аквинский рассматривает и остальные явления правовой реальности. В основе его философско-правовых воззрений лежит не просто идеациональная парадигма, а способ своего рода диалектического мышления, заимствованный у Аристотеля: обращение к связям сущности и явления, причины и следствия, случайности и необходимости, божественного первоначала и первоцели, целесообразности вещей и явлений. В таком типе мышления Бог есть «сущность всех сущностей», «причина всех причин», «необходимость всех необходимостей», «форма всех форм», «цель всех целей». Такое понимание Бога делает человеческое законотворчество божественно предустановленным и потому независимым от человеческой воли, более того, людские законы предпосланы воле земного законодателя свыше.
Исторические типы философии и их проявление в правовом познании. Исторический тип философии — господствующая в общественном сознании на определенном историческом этапе трактовка предельных оснований бытия и соответствующий подход к рассмотрению наиболее общих вопросов сущности человека и его взаимоотношений с окружающим миром, включая нормы правового общения. (См. схему 13 «Логико-исторические типы философской рефлексии права»).
Первой развитой формой философствования считается космоцентризм, характерный для Древней Греции. «Первоначальному» космизму свойственно то, что человек предстает как элемент, звено космической жизни, проявляющейся в форме человеческого бытия. Структура космоса, включающего божественную душу (демиург), вселенский разум (Логос), телесную субстанцию (фюсис), воспроизводится в структурах человека и общества. Познание космоса, в основе которого лежит метафизическая мудрость (София), позволяет определить способы, правила, законы управления природой (технэ) и отношениями между людьми (номос) по законам справедливости (Дике). Таковы космоцентрические истоки права в представлениях мудрецов Античности. Антропоцентизм, оформившийся во времена Возрождения (и следующий за ним современный антропологизм), рассматривал человека в качестве исходного пункта, средства и конечной цели философского познания и объяснения мира. Рационально-гуманистическая рефлексия права выступает как единство идей гносеоцентризма и просветительства. Гносеоцентризм: На первом месте проблема специфики познавательной деятельности в свободной от теологии науки и философии. Основными аспектами гносеологической проблематики стали вопросы метода. В сфере социального познания зарождалось юридическое мировоззрение. Просветительство: Просветительский тип философствования исходит из свойственного человеку и обществу единства нравственности и разума в качестве основных источников социального прогресса. Получила развитие тенденция духовного и социального освобождения человека под знаменами прав человека, гражданского общества, правового государства. Субъект-объектный аналитизм: рассмотрение взаимодействия человека, мира, общества в более широком, деятельностно-историческом аспекте, предполагающем гармонию и противоречивость разума и нравственности (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Фейербах).
Классово-идеологический тип философствования наиболее ярко проявился в трудах К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895), В. И. Ленина (1870—1924) и их последователей. Основы марксистской доктрины права могут быть представлены следующим образом: распространение идей материализма и диалектики на жизнь общества, способ материального производства как основа функционирования общества, смены общественно-экономических формаций, классовая борьба как движущая сила общественного развития, право как элемент политической надстройки, воля господствующего класса, возведенная в закон, ниспровержение буржуазного права на основе революционного правосознания пролетариата, пролетарское право как орудие диктатуры пролетариата в условиях переходного периода, гуманистическая и демократическая эволюция права при социализме, отмирание государства, демократии, права при коммунизме. Позитивистский тип размышлений представляет мировоззренческую и методологическую ориентацию на признание ведущей роли позитивного (конкретного, опытного, эмпирического) познания природных и социальных явлений по отношению к умозрительным, спекулятивным рассуждениям. Правовой (юридический) позитивизм находит проявление в таких концепциях, как: утилитаризм И. Бентама (1748-1832), право власти Дж. Остина (1911-1960), нормативизм Г. Кельзена (1881-1973), лингвистическая теория Харта, юридический реализм Холмса, социологический позитивизм Р. Дворкина, теория справедливости Дж. Роулса (1921-2002) и др. Иррационализм — черта философствования, проявляющаяся в привнесении в понимание природы права идей волюнтаризма, инстинктивизма, интуитивизма, индивидуализма (Шопенгауэр, Ницше, Шпейнглер, Фрейд). Герменевтика выступает, с одной стороны, как искусство истолкования текстов, с другой — как направление философии, связанное с проблемами понимания и языка. Феноменологическая рефлексия права. Называя свою философию феноменологией, наукой о чистых феноменах, Гуссерль расширил традиционное понятие феномена, который обозначает теперь единство, пронизывающее смену созерцаний, т.е. «чистые» содержания, «единство» сознания. Отображение социальных отношений, интересов, целей в правовых нормах в деятельности правотворческих органов предстает как совокупность процессов выбора определенных, сложившихся правовых феноменологических моделей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|