Рекомендации органам исполнительной власти федерального уровня
Рекомендации органам исполнительной власти, осуществляющим деятельность в сфере образования, по дальнейшему использованию результатов аналитического исследования системы граждановедческого образования Результаты аналитического исследования системы граждановедческого образования, проведенного среди учащихся 8-х классов, позволяют диагностировать сложившуюся ситуацию в области граждановедческого образования в Российской Федерации, способствовать системному мониторингу общего состояния обществоведческого образования, выявить имеющиеся проблемные зоны и разработать рекомендации органам исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в сфере образования, по дальнейшему использованию полученных материалов. Могут быть выделены основные области, к которым относятся сформулированные рекомендации: структура обществоведческого и граждановедческого образования, содержание образования, система высшего и дополнительного профессионального образования педагогов (подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов), мониторинговые исследования и оценка качества образования, методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Аналитическое исследование системы граждановедческого образования, проведенное в 2016 году, показало общее состояние, позволило выявить существующие в этой области проблемы и представило материал для формулирования конкретных рекомендаций по повышению качества граждановедческого образования. Представленные рекомендации направлены на совершенствование деятельности органов управления образованием в системе исполнительной власти в различных направлениях - оценка качества образования, проведение системных мониторинговых исследований, совершенствование нормативно-правовой базы, развитие социального проектирования в системе образования, повышение профессиональной компетентности педагогов. Рекомендации имеют комплексный характер, акцентируют внимание на организацию как учебной, так и воспитательной работы, способствуют межпредметной интеграции, повышению эффективности проектной деятельности обучающихся, реализации метапредметных подходов в образовании, повышению мотивации обучающихся, конструктивному взаимодействию образовательных организаций с родителями и социокультурным окружением, адекватной экспертизе педагогической деятельности с позиций ценностей и принципов граждановедческого образования.
Рекомендации обращают внимание на ряд направлений деятельности исполнительных органов власти в рамках граждановедческого образования: - внесение изменений в области профессионального развития педагогов и повышения компетентности в области граждановедческого образования; - поддержка сотрудничества и взаимодействия различных участников образовательного процесса и представителей социокультурного окружения в области становления гражданских качеств школьников; - изменение нормативно-правовой базы образования в соответствии с компетенцией органа исполнительной власти; - разработка шагов по развитию проектной деятельности с акцентом внимания на социальное проектирование в образовании; - анализ и оценка образовательной ситуации в области граждановедческого образования; - обращение внимания на повышение мотивации школьников в граждановедческом образовании; - разработка эффективных процедур оценивания достижений обучающихся в области граждановедческого образования; - внесение корректив в содержание и повышение качества граждановедческого образования.
Особенностью и уникальностью граждановедческого образования является невозможность его сведения к конкретной дисциплине школьного цикла (обществознанию, праву и истории). Актуальным и значимым в современном мире становится обращение особого внимания на гражданское становление молодого поколения. Гражданская ответственность и зрелость гражданских ценностей является залогом стабильности и перспективности политического, экономического, социального и культурного развития любой страны. В связи с этим изменения в системе граждановедческого образования требуют комплексного и системного характера. Они должны иметь четкую и долгосрочную стратегию, целеполагание, носить практико-ориентированный характер и иметь аналитическое, информационное и научно-методическое сопровождение. Граждановедческое образование невозможно свести к преподаванию отдельных школьных дисциплин, так как оно обращено и к содержанию литературы, мировой художественной культуры, основ безопасности жизнедеятельности, иностранного языка, биологии, географии и других школьных предметов. По результатам аналитического исследования системы граждановедческого образования может быть выделен ряд направлений системных преобразований: - усиление граждановедческой направленности в разработке практических действий по реализации Стратегии развития воспитания и других государственных программах в области поддержки молодежи; - организация воспитательной деятельности школы с акцентом на гражданскую составляющую и практические действия школьников в области гражданской активности и самореализации в практике общественно значимых дел; - соотнесение граждановедческих знаний в различных школьных предметах для систематизации и преодоления отрывочности и межпредметной автаркии; - развитие межпредметной интеграции и метапредметного подхода в системе граждановедческого образования с учетом современных научных достижений и тенденций общественных изменений в стране и мире; - выдвижение гражданского воспитания и социализации подрастающего поколения в условиях общественных перемен в качестве приоритетного направления;
- консолидация внеклассной и внешкольной воспитательной работы в области граждановедческого образования; - учет мнения школьников при выборе направлений развития (в том числе и при разработке актуальных проектов); - переход от теоретизации и морализации в гражданском воспитании к практическим действиям школьников, в которых проявляется их гражданская ответственность; - ориентация на интересы и потребности школьников при постановке перед ними задач по решению значимых социальных проблем на основе ненасилия, уважения окружающих людей и гражданской активности; - поддержка атмосферы диалога и сотрудничества в образовательных организациях, конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса для эффективного гражданского становления личности; - усиление в педагогической практике преподавателей подходов, позволяющих развивать способность к аргументации своей позиции и стремление мирно и осмысленно разрешать конфликтные ситуации, понимать интересы окружающих и толерантно относиться к различным позициям, взглядам и культурным особенностям; - конструирование структуры демократической школы и активного участия молодых граждан в общественной жизни как элемента гражданского общества (через систему общественных организаций школьников, выработку школьных конституций и законов, проведение выборов в школьный парламент и т. п.); - особое внимание уделять языковой культуре и речевой грамотности современного школьника не только в преподавании школьных курсов филологического направления, но и в других предметных областях (умение выразить свою мысль и понимать написанное развивают не только занятия русским языком, но и другие учебные дисциплины); - в различных школьных предметах обращать внимание на развитие логического мышления, умение устанавливать логические, в том числе причинно-следственные связи; - способствовать росту активности и интереса молодежи к участию в социальных проектах и волонтерском движении гражданской направленности;
- в процессе преподавания эффективно использовать активные и интерактивные подходы, позволяющие школьникам вносить конструктивные предложения, сотрудничать друг с другом, получать навыки гражданского взаимодействия. В качестве перспективных линий для продолжения исследований и аналитической работы в области содержательной и методической поддержки граждановедческого образования могут быть названы следующие направления деятельности: - организация системной работы в области диагностики и мониторинг ситуации в граждановедческом образовании (в том числе по научно-исследовательским работам и проектам с выработкой практических решений); - определение ключевых возрастных групп для проведения исследований, позволяющих придать им лонгитюдный характер (например, среди учащихся 4-х, 9-х и 11-х классов, а также студентов высших учебных заведений); - создание словаря ключевых терминов в области граждановедческого образования (в связи с недостаточным пониманием его особенностей и характеристик); - при разработке новой концепции преподавания обществознания в современной российской школе включить более полно граждановедческие компоненты; - использовать результаты исследования в контрольно-измерительных материалах; - развивать систему социального проектирования школьников, опираясь и расширяя опыт проведения Всероссийской акции «Я – гражданин России», выстраивая комплексную работу от муниципального до федерального уровня; - обратить особое внимание на вопросы гражданственности и патриотизма в преподавании истории, литературы и других учебных дисциплин; - способствовать созданию новых научно-методических разработок в области граждановедческого образования; - обобщить теоретические положения и практические рекомендации в области граждановедческого образования в рамках создания материалов под рубрикой «Библиотека гражданского образования» (в электронном и печатном форматах); - развитие сетевого взаимодействия и социального партнерства в области граждановедческого образования (передача опыта черед систему мастер-классов, тренингов и консультаций). Значимой является разработка понятийного аппарата граждановедческого образования на принципах метапредметности, релевантности, научности, актуальности (значимости), адекватности, краткости, педагогической применимости и междисциплинарной интеграции. Аналитическое исследование выявило проблемы, существующие в граждановедческом образовании. Основными среди них могут быть названы следующие: - недостатки в организационной культуре руководителей образовательных организаций, педагогов и учащихся;
- недостаточный уровень гражданских навыков у современных школьников; - проблемы с пониманием учащимися и педагогами происходящих общественных процессов в мире и стране; - существующие проблемы сотрудничества и командного взаимодействия (между руководителями, педагогами и учащимися); - трудности в аргументации школьниками своей позиции, отделении фактов от субъективных мнений. Результаты проведенного аналитического исследования выявили проблемы в области граждановедческого образования, что позволяет сформулировать рекомендации органам исполнительной власти по его развитию в дальнейшем. Сформулированные рекомендации помогут развивать систему граждановедческого образования в России, выделить пути ее совершенствования и повысить эффективность образовательной деятельности в гражданском становлении подрастающего поколения. Требуется активнее использовать ресурсы социокультурного окружения в области граждановедческого образования: библиотеки, музеи, учреждения культуры и т. п. Следует обратить внимание на то, что программы граждановедческих дисциплин должны быть направлены на использование сравнительных подходов в преподавании, включать обсуждение общих вопросов и тем современного развития, учитывать важность открытости мнений по поводу событий и фактов, толерантного отношения к различным позициям и взглядам, акцентировать внимание на понимание, а не запоминание, включать межпредметные связи и размышление о ценностных ориентирах личности, опираться на социальный опыт учащихся при рассмотрении вопросов общественной жизни.
Рекомендации органам исполнительной власти федерального уровня
Рекомендации могут быть сделаны по совершенствованию существующих учебников по обществознанию, праву и экономическим дисциплинам: - усилить внимание при рассмотрении вопросов принципов демократии, рыночных отношений, гражданского общества, конструктивного сотрудничества и миролюбия; - особое внимание обратить на экономические вопросы и повышение финансовой грамотности учащихся; - использовать международную символику для иллюстрации теоретических вопросов и обращать внимание на знание учащимися важных международных и отечественных символов, а также понимание проблем, которые решают те или иные организации; - обратить внимание на важные для современного школьника вопросы общественно-политической жизни при формулировании названий тем, учитывать интересы и потребности школьников для повышения их мотивации в обсуждении содержательных вопросов; - включить использование иллюстраций, в том числе рисунков или фотографий, графиков, диаграмм, таблиц, схем, в качестве обязательных требований ко всем учебникам обществознания (при условии, что будут сформулированы задания, позволяющие работать с ними); - включать в тематическое изложение афоризмы, художественные тексты, проблемные вопросы, ситуации и т. п. для расширения мотивационного потенциала содержания учебной литературы; - повысить потенциал проблемности учебных текстов, а также включать альтернативные позиции и мнения по рассматриваемым вопросам; - увеличивать количество заданий творческого и дискуссионного характера; - включать статистические данные, позволяющие иллюстрировать основные теоретические положения, а также давать возможность пользоваться виртуальными ресурсами для поиска дополнительной информации статистического характера (предлагать адреса сайтов или названия организаций, которые проводят подобные исследования); - в понятийный аппарат обществознания включить темы граждановедческой направленности; - обращать особое внимание на работу учащихся с текстами, помещая к ним вопросы и задания, предлагая проводить сравнение позиций на основе рассмотрения двух и более текстов; - особое внимание обращать на повышение организационной культуры учащихся, помещая инструкции по работе с учебником, особые графические символы, выделения и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|