Направления совершенствования граждановедческого образования
| Рекомендации и предложения по совершенствованию граждановедческого образования
|
Аналитическая работа по оценке образовательной ситуации
| Систематическое проведение исследований качества граждановедческого образования через мониторинговые и диагностические исследования на региональном и муниципальном уровнях
|
Проводить научные и социологические исследования по вопросам граждановедческого образования
|
Разработать методические материалы в области граждановедческого образования с учетом региональной специфики и культурных особенностей
|
Совершенствование нормативно-правовой и ресурсной базы
| Определить на региональном уровне ответственных за реализацию программ граждановедческого образования и эффективность воспитания молодого поколения граждан России
|
Создание на уровне субъекта РФ единого пространства для реализации идей граждановедческого образования
|
Создавать экспериментальные (стажировочные) площадки регионального уровня по граждановедческому образованию
|
Поддержка проектной деятельности и социального проектирования в образовании
| Проводить анализа существующего опыта социального проектирования на региональном уровне
|
Разработать систему мероприятий для преодоления межэтнической и межконфессиональной напряженности
|
Поддержка региональных программ социального проектирования в образовании
|
Профессиональное развитие педагога и повышение его компетентности в области граждановедческого образования
| Разработка региональных программ повышения квалификации с использованием материалов международных исследований качества граждановедческого образования
|
Включение в программы повышения квалификации вопросов граждановедческого образования, имеющих междисциплинарный и метапредметный характер, а также подготовка методической литературы по граждановедческому образованию, имеющей междисциплинарный и метапредметный характер
|
Акцентировать внимание педагогов на вовлечение обучающихся в активную и конструктивную общественную деятельность, связанную с решением актуальных вопросов жизни образовательной организации
|
В региональных этапах педагогических профессиональных конкурсов включать вопросы граждановедческого образования в конкурсные задания и отчетные материалы
|
Повышение мотивации обучающихся в области гражданской компетентности
| Поддерживать проведение в регионе конкурсов и олимпиад школьников граждановедческой направленности
|
Повышение эффективности в области сотрудничества и взаимодействия
| Разработать механизмы интеграции разных групп детей через образование, в том числе и путем разработки психолого-педагогических подходов при работе с мигрантами и маргинальными группами
|
Разработка методических рекомендаций образовательным организациям субъекта РФ по использованию социокультурной среды (музеев, библиотек, театров, выставок и т. п.), а также возможностей информационного пространства в образовании
|
Включение всех субъектов образовательного процесса субъекта РФ через создание неформальных (появляющихся и меняющихся путем гражданских инициатив) региональных центров социального партнерства в образовании (общее образование – дополнительное образование – профессиональное образования – учреждения культуры и спорта – представители местного сообщества). Центры могут осуществлять сетевую работу по координации, информированию, систематизации усилий в области гражданского воспитания молодежи
|
Отработка механизмов обратной связи в области граждановедческого образования
|
Развитие социального партнерства образовательных организаций и социокультурного окружения в области конструктивной гражданской активности молодежи
|
Изменение содержания граждановедческого образования
| Включить в региональные программы развития образования на долгосрочную перспективу показатели, связанные с социальным проектированием и деятельностью образовательных организаций в данном направлении
|
Совершенствование процедур оценивания достижений в области граждановедческого образования
| Проводить ежегодные исследования в области граждановедческого образования
|
Разработка региональных программ оценки качества граждановедческого образования с включением заданий на знание истории и особенностей родного края
|
В качестве основных принципов эффективной педагогической деятельности преподавателя и всей школьной системы в области граждановедческого образования можно выделить следующие:
- инициативность и активное включение обучающихся в общественную жизнь образовательного учреждения, поддержание их ответственности при обсуждении и решении важных общих вопросов повседневной жизни;
- формирование и поддержка в образовательной среде пространства гражданского становления школьника, позволяющего развивать качества гражданина и мотивацию к общественной активности;
- ориентация на «зону ближайшего развития ребенка» (Л. Выготский) при создании условий для успешного гражданского становления школьника;
- сохранение баланса между поддержкой индивидуального развития и приобретением навыков межличностного взаимодействия обучающихся через индивидуальность и вариативность подходов в преподавании, различные стратегии преподавания;
- поддержка и развитие социального партнерства и конструктивного взаимодействия в школьном сообществе, помощь в социализации обучающихся в условиях общественного гражданского взаимодействия, развитие их самостоятельности и ответственности при принятии решений;
- выстраивание целеполагания через ориентацию на цели и ожидаемые результаты, которые могут корректироваться и уточняться в рамках постоянного мониторинга развития гражданских качеств;
- обращение внимания на умение идентифицировать проблему, видеть альтернативные пути ее решения, оценивать существующие риски и выбирать наиболее эффективный способ действий.
В системе образования необходимо создавать условия для проявления школьниками конструктивных гражданских качеств: готовность совершать индивидуальный моральный выбор и нести за него ответственность, следование законам и нормам, проектирование и планирование своей деятельности, творческое и конструктивное мышление, толерантное отношение к социальным различиям и уважение многообразия, выстраивание целеполагания, рефлексивность мышления.