Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития российско-американских отношений с 1991 г. по настоящее время




Билл Клинтон, выступая 25 октября 95-го года на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов. Вот его слова: "Последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение сильнейшей державы мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы". Эфемерность, которая часто сопровождает наши декларации о дружбе. Ряд попыток построить эти отношения за последние 10 лет именно в этом заключались. Это были попытки починить проблемы холодной войны. Переделывать Европу так, чтобы это не обидело Россию. Мы близки к концу этого процесса, и США, и Россия чувствуют, что Европа не может быть базой для настоящего партнерства.

Другие люди думали, что базой станут экономические вопросы. Я к этому отношусь скептически, потому что этому есть очень много препятствий. Тем более, что отношения в экономике должны развиваться сами по себе, без понуканий государства. Частично это происходит, но это не создает стратегическую базу для отношений.

В самом начале 1990-х годов, когда Ельцин приехал в Вашингтон в образе великого героя. Очевидно, что те времена очень трудно сравнить с нынешними, поскольку в начале 1990-х надежды людей на светлое будущее были, поистине, безграничны. Однако за эти годы мы смогли записать в свой актив несколько достижений.

 

РФ: 76% территории СССР и 60% экономического потенциала. РФ: 2% мирового ВВП и 1% мировой внешней торговли; США: 23% мировой внешней торговли

 

1991-1992 - Дж. Буш старший - Ельцин

1993-2000 - Билл Клинтон - 96: второй срок Ельцина

2000-2004 - Буш младший - Путин

 

96: Ельцин, пришедший на второй срок, стал гарантом политической стабильности в РФ. Видя налаживание политической ситуации в России, США ужесточили политику в отношении РФ.

 

Расхождение между РФ и США:

1) Торговля (10-12 млрд - объём торговли США-РФ)

2) Военно-политическая сфера (Расширение НАТО, национальная программа ПРО (США) и выход из договора 76г)

3) Вопросы разоружения (91г - СНВ1, 93г - СНВ2 Дума ратифицировала в 2000); США продолжают испытывать новое оружие.

4) Стратегическая стабильность

5) Отношение к ООН;

 

Апрель 1993: комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству (Гор-Черномырдин); проведено 10 заседаний, подписано 120 соглашений.

1997 - расширение НАТО

Июнь 1997 - Клинтон пригласил Ельцина на переговоры касательно присоединения к G8 + Россию принимают в Парижский клуб.

21.03.1997 - в Хельсинки встретились Ельцин и Клинтон, подписали 5 важных документов:

1) По европейской безопасности

2) О российско-американской экономической инициативе

3) Соглашения по ПРО

4) О параметрах будущего сокращения ядерного вооружения

5) Основополагающий акт о сотрудничестве и взаимности РФ и НАТО

 

Договор об обычных вооружённых силах в Европе: в 1999 адаптирован и подписан в Стамбуле (создан в начале девяностых); не ратифицирован США. Базы РФ в Молдове и Грузии)

Создание сил быстрого реагирования в Европе поставит под вопрос пребывание военных сил США.

Бушем объявлена программа полёта на Марс - МКС отходит на второй план; под вопросом дальнейшее развитие российских космических исследований.

 

Российско-американские отношения:

 

С поста сняли Колина Пауэла и назначили на его место Кондолизу Райз

1972 - госсекретарь - иммигрант Генри Киссинджер

1996 - Мадлен Олбрайт (чешка)

2002 - Колин Пауэл, поддерживающий негритянское население.

 

Кондолиза родилась в Алабаме, в семье пианистки. В 15 поступила в Денверский Университет, затем училась в Стендфордском. Холодно относится к РФ и считает, что мы проиграли холодную войну. Новый председатель ЕС, Хосе Мануэль Дуранд Бороссо, утвердил 25 комиссаров.

№16

Отношения с США - один из приоритетов внешней политики России, важный фактор международной стабильности. Ключевыми задачами являются обеспечение их развития в стабильном, конструктивном и предсказуемом русле, расширение сфер совпадения интересов, сужение зон разногласий на основе поиска компромиссов с учетом национальных интересов друг друга.

Наши страны активно взаимодействуют по широкому кругу вопросов, образуя ядро глобальной антитеррористической коалиции. Принципы двустороннего партнерского диалога закреплены в Московской Декларации о новых стратегических отношениях, подписанной Президентами В.В.Путиным и Дж.Бушем в мае 2002 г., в которой констатируется, что Россия и США будут сотрудничать "ради продвижения стабильности, безопасности, совместного противодействия глобальным вызовам и содействия решению региональных конфликтов".

Важная роль в развитии российско-американского партнерства, придании ему дополнительной устойчивости принадлежит контактам на высшем и высоком уровне. С 2001 г. состоялось более 10-ти встреч Президентов России и США как в двустороннем формате, так и в рамках многосторонних форумов, в том числе визит В.В.Путина в США (в ноябре 2001 г.), визиты Дж.Буша в Россию (в мае и ноябре 2002 г., а также в июне 2003 г. для участия в юбилейных торжествах в Санкт-Петербурге).

8 июня 2004 г на Си-Айленде состоялся российско-американский саммит, подтвердивший позитивную динамику партнерских отношений.

Военно-политическая проблематика. В центре внимания -формирование новых отношений в стратегической области на принципах партнерства и обоюдного учета интересов безопасности друг друга, заложенных в подписанных в рамках визита Дж.Буша в Россию 23-26 мая 2002 г. Договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов (вступил в силу 1 июня 2003 г.) и Московской Декларации. Поддерживается активный заинтересованный диалог по ключевым вопросам обеспечения стратегической стабильности и международной безопасности, прежде всего по проблематике борьбы с распространением ОМУ и международным терроризмом.

Проводится работа с целью выхода на предметные договоренности с США о конкретных шагах по реализации инициативы "восьмерки" о Глобальном партнерстве против распространения оружия и материалов массового уничтожения.

Развивается сотрудничество по ключевым международным и региональным проблемам, совместному поиску ответов на новые глобальные угрозы и вызовы. Эффективное взаимодействие в борьбе с международным терроризмом осуществляется в рамках российско-американской Рабочей группы по борьбе с терроризмом, действующей в режиме периодических заседаний.

В числе приоритетных региональных областей сотрудничества - постконфликтное обустройство в Ираке и Афганистане, урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке, нормализация обстановки на Корейском полуострове.

В июне 2002 г. США признали рыночный статус российской экономики. На стадии рассмотрения остается вопрос о выводе России из-под действия дискриминационной поправки Джексона-Вэника. В 2003 г. США лидировали по объему накопленных прямых инвестиций в российскую экономику (4,7 млрд. долл.), а по общим накопленным инвестициям занимали 3 место (6,2 млрд. долл.) после Германии и Кипра.

Развивается сотрудничество в энергетической области как стратегическое направление взаимодействия на базе договоренностей 1-го и II-го Российско-Американских деловых энергетических саммитов (октябрь 2002 г., Хьюстон; сентябрь 2003 г., Санкт-Петербург). Имеет хорошие перспективы и взаимодействие в таких областях, как высокие технологии (в т.ч. космос и информационные технологии), жилищное строительство и ипотечное кредитование. Расширяется и структурируется диалог по линии бизнес-ассоциаций.

Почему период после 11 сентября кажется беспрецедентно новым?

Попытки создать добрые взаимоотношения не прошли даром, поскольку заставили обе страны задуматься над созданием новой, не антагонистической политики в отношении друг друга. Но эти попытки были неудачными, возможно, потому, что в 1990-е годы политические лидеры обоих государств были очень уязвимы к критике. В современность из 1990-х годов пришло очень много проблем, но два важных вопроса ныне более-менее разрешены - Балканы и российские экономические проблемы. Эти вопросы были одними из наиболее сложных и болезненных в 1990-е годы. Но после восстановления российской экономики после кризиса 1998 года и падения режима Милошевича эти проблемы забыты, как минимум, на некоторое время. Некоторые иные проблемы также начали решаться. Например, по противоракетной обороне Буш и Путин не достигли соглашения, но они конструктивно обсуждают эту проблему. Также проходит и разрешение вопросов о расширении НАТО - нет какого-то соглашения, но нет и постоянного источника трений.

После терактов 11 сентября 2001 года сотрудничество России и США обещало быть успешным частично потому, что впервые за долгое время российские и американские стратегии не конкурировали, а сотрудничали. Российская стратегия заключалась в том, чтобы стараться создавать позитивную атмосферу и игнорировать действия США, которые России не нравились, но не брать на себя ответственности противостоять этому. У администрации США появилась надежда, что она сможет создать новые взаимоотношения с Россией, потому что у руля России оказался энергичный лидер, обладающий высокой популярностью и лишенный недостатков Ельцина. Это была первая фаза российско-американских взаимоотношений, которая началась чуть раньше 11 сентября.

 

№ 17, 18, 19

Организация, являющаяся региональным соглашением в контексте главы 8 Устава ООН, создана в качестве главного инструмента для раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления в Европе.\ОБСЕ ведет свое происхождение с момента создания в начале 1970-х гг. Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в качестве многостороннего форума для ведения диалога и переговоров между Востоком и Западом. Хельсинкский заключительный акт 1975 г. зафиксировал основные принципы поведения государств-участников СБСЕ по отношению к своим гражданам, а также в отношениях между собой. До 1990 г. СБСЕ функционировало в виде серии встреч и конференций, на которых вырабатывались нормы и обязательства, периодически проводилось рассмотрение их выполнения. Поворотным моментом в его деятельности стала Парижская встреча на высшем уровне 1990 г. В Парижской хартии для новой Европы перед СБСЕ была поставлена задача внести свой вклад в управление процессом исторических перемен в Европе и дать ответ на новые вызовы, возникающие после окончания холодной войны. Для решения этих задач было создано несколько учреждений и институтов, проведение встреч поставлено на регулярную основу, а работа Совещания приобрела более систематизированный характер. В ноябре 1990 г. на переговорах в рамках процесса СБСЕ было выработано важное соглашение по контролю над вооружениями - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). ОБСЕ занимается широким кругом вопросов безопасности, включая контроль над вооружением, превентивную дипломатию, меры по укреплению доверия, права человека, наблюдения за проведением выборов, экономическую и экологическую безопасность. Решения принимаются на базе косенсуса - все входящие в организацию государства имеют равный статус. Все это выделяет организацию среди других организаций и институтов Европы. 54 государства - члена включают континентальную Европу, Кавказ, Центральную Азию и Северную Америку. ОБСЕ также сотрудничает со средиземноморскими и азиатскими партнерами. На Лиссабонской встрече на высшем уровне в 1996 г. была осуществлена дальнейшая проработка вопроса о ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех их измерениях. Итоги этой встречи стимулировали принятие на Стамбульской встрече на высшем уровне 1999 г. Хартии европейской безопасности, которая предусматривает совершенствование оперативных возможностей Организации. Кроме того, в Стамбуле 30 государств-участников ОБСЕ подписали пересмотренный Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Сегодня ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов безопасности. Оно определяется широтой членского состава, ее всеобъемлющим подходом к безопасности и инструментами предотвращения конфликтов, глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества. Подход ОБСЕ к обеспечению безопасности носит всесторонний характер и основан на сотрудничестве. Организация занимается широким кругом вопросов, связанных с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, наблюдение за выборами, а также экономическую и экологическую безопасность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...