Семинар 9. Воля и мотивация - (2 часа).
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Задания к семинарам 101, 102 группы. Каждый семинар (кроме темы «Темперамент и характер») – 1 пара. Семинар 1. Мозг и психика (для студентов инклюзивного направления) План: 1. Органические предпосылки развития психики. 2. Строение, функции, виды нейронов. 3. Функциональная морфология нервной системы. 4. Охарактеризуйте механизмы и структуры, обеспечивающие интегративную деятельность нервной системы. 5. Строение головного мозга. Представления о локализации психических функций в коре головного мозга. 6. Функциональная организация человеческого мозга по А.Р. Лурия. 7. Физиологические механизмы функционирования мозга. ЛИТЕРАТУРА: основная 3,4,6,7; дополнительная 28,33 Семинар 2. Деятельность и психика (2 часа). План: 1. Понятие деятельности. 2. Структура деятельности. 3. Компоненты деятельности. 4. Навыки, их структура. 5. Виды деятельности. Ведущий вид деятельности. 6. Способности человека. Основные понятия: автоматизация, ведущая деятельность, действие, операция, навык, деятельность, игра, учение, труд, интериоризация, экстериоризация, мотив, общение, привычка, умение, цель, способности. Вопросы для самоконтроля: 1. Существует ли понятие «беспредметная деятельность»? Что означает «предметность» деятельности? 2. Охарактеризуйте внешнюю и внутреннюю структуру деятельности. Представьте их в виде схемы. 3. Что определяет вектор деятельности? 4. В чем суть интериоризации? Экстериоризации? 5. Является ли деятельностью магический ритуал? Ограбление банка? Рефераты: 1. Психология как наука. 2. Деятельность и психика. 3. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. 4. Психологическая структура деятельности.
5. Сознание и деятельность. Практическое задание: составьте конспект по теме «Общее строение деятельности» руководствуясь работой А.Н. Леонтьева Сознание. Деятельность. Личность. – М., 1982. Семинар 3. Ощущение и восприятие (4 часа). План: 1. Понятие об ощущении. Физиологические основы ощущений. 2. Виды ощущений. 3. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности. 4. Понятие о восприятии. Свойства восприятия. 5. Классификация основных видов восприятия. 6. Индивидуальные различия восприятия. Основные понятия: ощущение, восприятие, рецептор, орган чувств, верхний порог чувствительности, нижний порог чувствительности, порог чувствительности к изменениям, синестезия, сенсибилизация, гештальт Вопросы для самоконтроля: 1. Чем ощущение отличается от восприятия? 2. Что такое модальность восприятия? Ведущая модальность? 3. О какой закономерности ощущений идет речь, если говорят о цвете звука? Запахе цвета? 4. По какому основанию чаще всего классифицируют восприятие? Рефераты: 1. Ощущение в филогенезе. 2. Теории ощущений и восприятия. 3. Восприятие в гештальтпсихологии. ЛИТЕРАТУРА: основная 2,7,8,9,10,11; Дополнительная33,34,35,36,37,38,39 Семинар 4. Мышление (2 часа). План:
Основные понятия: мышление, виды мышления, операции мышления, расстройства мышления. Вопросы для самоконтроля: 1. Развитие мышления в филогенезе. 2. Расскажите об особенностях развития мышления у детей. 3. Каковы основные методы диагностики и развития мышления? Воображения? 4. Раскройте проблему интеллектуальных тестов в психологии. 5. Проблема искусственного интеллекта. Рефераты: 1. Развитие мышления в онтогенезе. 2. Мышление и интеллект. 3. Нарушения интеллекта и расстройства мышления. Практические задания: 1. Составьте конспект «Речь как фактор формирования словесно-логического мышления».
2. Соотнесите процесс решения математической задачи с этапами процесса мышления (Общая психология / сост. Е.И. Рогов, С.279). Подготовиться к самостоятельной работе: терминологический минимум ЛИТЕРАТУРА:основная2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 9,13,33,34,35,36,37,38,39,40 Семинар 5. Внимание (2 часа). План:
Основные понятия: внимание, произвольное и непроизвольное внимание, доминанта, концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, распределение внимания. Вопросы для самоконтроля: 1. Расскажите о методах психофизиологической диагностики внимания. 2. Раскройте методы экспериментально-психологической диагностики внимания. Рефераты: 5. Внимание и его виды. 6. Развитие внимания в онтогенезе. 7. Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте. 8. Методы развития внимания. Практические задания: 2. Составьте конспект «Теории внимания». 3. Составьте произвольную схему свойств внимания, отражающую взаимосвязи свойств в процессе внимания, дополните ее примерами. Подготовиться к письменной работе: терминологический диктант ЛИТЕРАТУРА:основная2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 33,34,35,36,37,38,39,40 Семинар 6. Память (2 часа). План:
Основные понятия: память, виды память, свойства памяти, расстройства памяти. Вопросы для самоконтроля: 1. Ассоциативные теории памяти. 2. Нейронные и биохимические теории памяти. 3. Профессиональные аспекты типов памяти. 4. Мнемические техники. Рефераты: 1. Теории памяти. 2. Память и особенности ее развития в онтогенезе. 3. Феноменальная память и возможности ее развития. Практические задания: 1. Составьте конспект «Закономерности процессов памяти», в котором раскройте сущность основных закономерностей – кривая забывания Г.Эббингауза, закон Б.В. Зейгарник и т.д.
2. Приведите примеры индивидуальных различий в памяти, раскройте их особенности, дайте их характеристику, попытайтесь объяснить, чем они вызваны, что лежит в основе этих отличий. Подготовиться к письменной работе: терминологический диктант ЛИТЕРАТУРА: основная 2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 27,33,34,35,36,37,38,39,40
Семинар 7. Воображение (2 часа). План:
Основные понятия: воображение, виды воображения, приемы воображения. Вопросы для самоконтроля: 1. Воображение и творчество. 2. Нарушения воображения. 3. Воображение как фактор поведения. Рефераты: 1. Воображение и творчество. 2. Приемы воображения. Практические задания: 1. Развитие творческого подхода при решении задач с помощью приемов Де Боно. Подготовиться к самостоятельной работе: терминологический минимум
ЛИТЕРАТУРА: основная 2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 9,11,33,34,35,36,37,38,39,40 Семинар 8. «Речь и мышление» (2 часа). План: 1. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы речи. 2. Классификация видов речи. 3. Речевые свойства личности. 4. Мышление и речь.
Семинар 9. Воля и мотивация - (2 часа). План: 1. Понятие воли и волевого акта. 2. Фазы волевого процесса. Влечения и желания. Волевое усилие. Интенсивность волевого усилия. 3. Сила воли. Целеустремленность, инициативность. Самостоятельность волевого акта. Выдержка. Энергичности и настойчивость. 4. Самоконтроль и самооценка. Внутренняя и внешняя локализация контроля. 5. Понятие мотива и мотивации. Потребности и их классификация. 6. Теории мотивации. 7. Нарушения мотивационной сферы. Основные понятия: воля, фазы волевого процесса, сила воли, самоконтроль, самооценка, локус контроля, мотив, мотивация, потребности, мотивационная сфера. Вопросы для самоконтроля: 1. Вопросы теории воли и волевой подготовки. 2. Психология мотивов человека. 3. Диаграмма и факторы выживания. Психология выживания в современном обществе.
Рефераты: 1. История исследований воли в психологии. 2. Психология мотивов человека. 3. Мотивация достижений. Практическое задание (в подгруппах): Руководствуясь материалами книги (Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М.: Просвещение, 1986. – 360 с.) составить рекомендации родителям, воспитателям и учителям по формированию воли у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Подготовиться к письменной работе: терминологический диктант. ЛИТЕРАТУРА: основная 2,3,4,7,9,10,11; дополнительная 16,32,33,39,40
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|