Система источников (форм) права: ее виды и формы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Астраханский филиал
ЦМК по профессиональным дисциплинам
«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»
Председатель ЦМК по профессиональным дисциплинам
_____________________ ученая степень, звание, Ф.И.О. «____» ________20__ г.
Гаджиагаев Зиядин Зиядханович
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Теория источников права: современное состояние и перспективы»
Руководитель: ___________________________/ к.п.н. Тюренкова К.А../
Студент (ка): _______________________________________/ Гаджиагаев Зиядин Зиядханович/
Астрахань – 2016 Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3 Глава 1. Понятие и содержание понятия «источники» права…………………..6 1.1. Понятие «источники права»……………………………………………….….6 1.2. Содержание понятия «источники права»…………………………………….7 1.3. Система источников (форм) права: ее виды и формы………………….….11 Глава 2. Российская система источников права……………………………..….18 2.1. Общая характеристика российской системы источников «форм» права..18 2.2. Развитие источников права в России……………………………………….21 2.3. Актуальные проблемы и перспективы развития российского законодательства………………………………………………………………………..28 Заключение…………………………………………………………………………38 Список использованной литературы………………………………………….…39
Вопрос о формах права является одним из традиционных в теории государства и права. Одновременно он является и одним из дискуссионных и недостаточно четко освещаемых в юридической литературе. Во-первых, термин "источник права" используется как минимум в двух смыслах, т.е. он неоднозначен. Уже в силу этого ведутся дискуссии, встречаются противоречивые его оценки и т.д.
Во-вторых, неясность, двусмысленность любого понятия всегда порождает определенные трудности его использования и приводит к нечетким выводам, что в свою очередь ведет к нескончаемым дискуссиям по одному и тому же вопросу. Именно данное обстоятельство позволяет относить понятие источника права к числу дискуссионных в понятийном аппарате теории государства и права. Неслучайно отдельные ученые-юристы предлагали отказаться от использования понятия источник права и заменить его понятием "форма права". Другие авторы предлагали различать эти понятия, отводя каждому из них собственное содержательное значение и место в юридической науке. В частности, они предлагали использовать "источник права" для обозначения материальных факторов, предопределяющих необходимость издания правовых актов, руководствуясь известным положение о том, что законодатель "не делает законов, не изобретает их, а только формулирует" Таким образом, актуальность темы заключается в том, что развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория формы (источники) права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Одной из причин недостаточной теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права. Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные акты, которые относятся к источникам права.
Предметом исследования курсовой работы являются формы (источники) права. Цель исследования – провести комплексный анализ теории источников права, определить современное состояние и перспективы развития. Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются: - определить понятие «источники права»; - рассмотреть содержание понятия «источники права»; - проанализировать систему источников (форм) права: ее виды и формы; - дать общую характеристику российской системы источников «форм» права; - рассмотреть развитие источников права в России; - проанализировать актуальные проблемы и перспективы развития российского законодательства. Таким образом, задачи исследования определяют структуру и содержание работы: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены понятие и содержание понятия «источники» права; во второй главе проведен анализ российской системы источников права. В заключении приведены выводы по результатам исследования. Диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания послужили методологической основой исследования в работе. Глава 1. Понятие и содержание понятия «источники» права Понятие «источники права» Источники права - это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, придания им юридического, общеобязательного значения. Здесь можно выделить такие понятия, как – «источник права в материальном смысле» и «источник права в идеологическом смысле». В юридической литературе под источником в материальном смысле понимаются экономические, политические, социальные и иные условия жизни общества. Это понятие ведет свое начало от марксистского понимания соотношения права и экономических условий жизни общества как надстройки и базиса. «В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют…содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения». Это «постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально- экономических отношений», «общественные (прежде всего экономические) условия, оказывающие решающее воздействие на содержание правовых норм, социальную обусловленность права вообще». [1]
Об «источниках права в идеологическом смысле» говорят — правовое сознание общества, взгляды, идеи, юридические доктрины. Ведь в законе не может быть ничего, что не содержалось бы в правосознании, выступающем, в качестве идейного (идеологического) источника норм права. Познав эту потребность, государство непосредственно формулирует установленную правовую норму либо санкционирует уже сложившиеся в жизни правила поведения и тем самым придает им качество юридической нормы. В указанном смысле правосознание выступает в качестве идеологического источника права (в широком смысле этого слова). Источникам права характерны точность понятий (закон, указ и т.д.). Источникам права присущ официальный, публичный характер, они признаются государством. Официальный, публичный характер источникам права практически придается двумя путями: · Путем правотворчества, когда нормативные документы принимаются (издаются) компетентными государственными органами, т.е. прямо исходят от государства; · Путем санкционирования, когда государственные органы, например суды, в том или ином виде одобряют социальные нормы (обычаи, корпоративные нормы), придают им юридическую силу. [2] Таким образом, понятие источник права существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина источник, то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Содержание понятия «источники права»
Как целостное явление социальной действительности право имеет определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особенности структуры содержания, они представляют собой способы организации права во вне. Нормативистами под формой права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. Те, кто, опираясь на естественно-правовые концепции, разделяют право и закон, полагают, что право - естественные, неотчуждаемые права - закрепляется, выражается в различных рациональных построениях, в нравственных началах (у тех, кто сводит право к справедливости или приплюсовывает справедливость к закону и объявляет эту совокупность правом). Ту же часть права, которая идет от государства, от власти путем установления или признания правил поведения и формально закрепляется в различных актах и иных источниках, приверженцы естественно-правовых концепций обозначают как положительное, позитивное или объективное право. Сторонники психологической школы права (Л. Петражицкий и его сторонники), в понимании формы права предложили различать и такие формы права, как объективное и интуитивное право. Формой интуитивного права является сочетание неких атрибутивных и императивных притязаний, проявляющих себя в комплексе, в эмоциональной сфере адресата права. Таким образом, одной из форм права - интуитивному праву – придается чувственный и рациональный характер. Но Л. Петражицкий это определение формы права использует для критики и противопоставления объективной, позитивной форме права. Идет речь о крестьянском, рабочем праве или о «нашем», «моем», «чужом» праве и т.д. Но чаще всего ученые выделяют внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его структуру, систему элементов, составляющих содержание данного явления. Под внешней — объективированный комплекс юридических источников, формально закрепляющих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установлений ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими. Т.о., когда говорят о форме права, как о форме внешнего выражения и закрепления правовых предписаний, то речь идет об источниках права, а когда говорят о его структуре организации внутреннего содержания правовой системы, то имеется ввиду структура права. [3] Но есть и другие мнения о понятии "источник права". Например, Н. М. Коркунов еще в начале века определил его как форму, в которой объективировано правило поведения — юридическая норма. Иначе, рассуждал он, откуда субъекты "взаимных отношений" могут узнать, что является общеобязательным, что надо соблюдать и на что можно притязать? В качестве иллюстрации автор приводил обычай, судебную практику и государственный закон. При этом он категорически отрицал, что "право творится законом", т.е. государственной властью.
Наш современник С. С. Алексеев, напротив, соглашаясь с тем, что источник права всегда институционализирован в виде той или иной правовой формы, саму эту форму характеризует как результат правотворческой деятельности государства. "Объективированный в документальном виде акт правотворчества, — утверждает он, — является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования".[4] Большинством ученых же принято, что термин «источник права» употребляется в таких значениях, как: 1) источник права в материальном смысле: здесь под источником понимают совокупность тех материальных условий жизни общества, в результате которых появляются правовые нормы; 2) источник права в идеальном смысле: это философские, религиозные, политические, моральные и другие идеи и концепции, которые отразились в правовой норме; 3) в историческом смысле: это исторические памятники права (напр. «Салическая Правда», «Русская Правда» и другие исторические документы, в которых фиксировались правовые нормы); 4) в юридическом смысле: форма внешнего выражения и закрепления правовых предписаний, т.е. внешняя форма права; 5) в политическом смысле это источники позитивного права. Термин «источник права» имеет также философский смысл, который указывает на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой системы. [5] Профессор Л.А. Морозова выделяет источники права в материальном, идеальном смысле и юридическом (формальном) смыслах. Под источниками права в материальном смысле понимаются материальные условия жизни общества или способ бытия людей. Иногда данные источники права называют социальной основой права. Источник права в идеальном смысле предполагает те философские идеи, которые легли в основу данной правовой системы. Источник права в формальном, или юридическом, смысле означает различные способы внешнего выражения норм права. Формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права.
Система источников (форм) права: ее виды и формы
Существуют три основных вида источников права: 1. Нормативные юридические акты - официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы). К их числу в России относятся законы, нормативные указы, постановления, иные нормативные документы Президента, Правительства. 2. Санкционированные обычаи - вошедшие в привычку правила, которым государство придало общеобязательное значение, и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки на обычаи в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов. 3. Судебный или административный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. [6] Под правовым обычаем как источником права понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного права. Обычай был основным источником права на ранних этапах развития и рабовладельческого и феодального строя. Известны были, например, такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион (причинение виновному такого же вреда, который нанесен им), вира (штраф за убийство человека). Ряд юридических источников того времени представлял собой главный образом систематизированные записи наиболее важных правовых обычаев. Примером может служить Русская Правда. Обычай, санкционированный государством, - весьма редко встречающаяся форма права. В ст. 5 Гражданского кодекса установлено новое понятие - «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет. Также обычай, как источник права, используется в морском праве. Например, п. 2 ст. 285 Кодекса торгового мореплавания РФ санкционирует применение международных обычаев торгового мореплавания по вопросам определения рода аварии, общеаварийных убытков и их распределения. В юридическом энциклопедическом словаре прецедент определяется как поведение в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах. Судебный прецедент - решении по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же, или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решения или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. [7] Судебный прецедент - один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, то есть там, где воспринята система общего права. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Следует, однако, подчеркнуть, что в разных странах даже одной правовой семьи судебный прецедент применяется по-разному. Правило прецедента в Англии, например, связано следующими положениями: 1. решения, вынесенные палатой лордов, обязательны для всех судов; 2. решения, принятые Апелляционным судом, обязательны как для всех нижестоящих судов, так и для самого этого суда (кроме уголовного права); 3. решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов и, не будучи строго обязательными, имеют весьма большое значение и обычно используются как руководство различными отделениями Высокого Суда и Судом Короны. [8] В США правило прецедента не действует так жестко в силу особенностей федеративного устройства страны. Во-первых, Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, и могут таким образом изменить свою практику. Во-вторых, штаты независимы, и правило прецедента относится к компетенции лишь в пределах судебной системы данного штата. Авторитет прецедента не утрачивается с течением времени. Фактическая сила прецедента с годами даже возрастает, и суды не склонны отвергать давние прецеденты, если только они не явно ошибочны. Прецедент, может быть, отвергнут либо законом, либо вышестоящим судом. В последнем случае считается, что отменяемое прежнее решение было вынесено в результате неверного понимания права, а заключенная в нем правовая норма как бы никогда не существовала. Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так вот и при его наличии, этот постулат характерен для всей системы общего права. Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем образуют право в собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи, с чем заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву. Религиозные тексты - это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского, канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). В первую очередь следует назвать Коран и Сунну (Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописания пророка Мухаммеда), которые являются двумя главными источниками мусульманского права. При этом необходимо в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) - это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права. Относительно новым источником права является нормативный договор. Нормативный договор представляет собой соглашение сторон, в котором обязательно содержится правила, нормы общего порядка, выражающие общность тех или иных интересов, адресованные неопределенному кругу, предназначенные для многократного регулирования соответствующих общественных отношений, предусматривающие взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств и имеющие определенное правовое обеспечение. [9] Нормативный договор отличается от разового договора-сделки. Он в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым будущем обязуются подчиниться его участники, должен быть рассчитан на широкий и заранее не персонифицированный круг адресатов (неперсонифицированность предписания), должен порождать права и обязанности не только для договаривающихся сторон, но и для других физических (юридических) лиц, а также отличаться многократностью и долговременностью своего функционирования. Для нормативного договора характерны следующие свойства: 1. добровольность заключения; 2. равенство сторон; 3. согласие с его основными условиями, нормами; 4. целенаправленность на его конечные результаты. Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный договор и международный договор. Внутринациональный договор заключается на государственном уровне и становится частью внутринационального законодательства. Это могут быть договоры между субъектами федерации, между правительствами, исполнительными органами субъектов федерации и т.д. Предметом таких договоров может быть сотрудничество, делегирование полномочий, программы совместной деятельности. Для субъектов внутригосударственного договора их соглашение является источником права, поэтому они могут в соответствии с данным договором издавать нормативно- правовые акты и совершать юридически значимые действия. Примером внутринационального нормативного договора могут служить Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами (например, договор о разграничении предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области от 12.11.1996 года.) Нормативные договоры получают распространение не только в конституционном праве, но и в трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Особое место в системе внутригосударственных нормативных договоров занимают коллективные договоры и соглашения. Международный договор есть соглашение между особыми субъектами права, и является ее источником. Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений и т.д. Название международного договора не меняет его суть: согласование воль самостоятельных и независимых субъектов. Более того, международные договоры трансформируются сторонами-участниками в их внутринациональные системы, где имеют, как правило, приоритетное значение по отношению к национальному законодательству. Для России большое значение имеют и международные нормативные договоры, так как в их рамках осуществляются важные формы сотрудничества по вопросам обеспечения международной безопасности, интеграции в мировую экономику, борьбы с болезными, эпидемиями, преступностью и т.д. Среди многочисленных источников права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. [10]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|