Глава 1. Теоретические аспекты товароведной характеристики ассортимента кофе
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Кафедра товароведение и технологии
КУРСОВАЯ РАБОТА «Сравнительный анализ ассортимента растворимого кофе в предприятиях ООО «Тимир» г. Якутск, ул. Кирова 31 «2 Гастрономъ» и супермаркета ООО «Алмаз»»
Студентки ЯТЭК ПК ___________________________ Специальность 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» Руководитель: ____________________________
Якутск 2014г ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРОВЕДНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ АССОРТИМЕНТА КОФЕ 1.1. Классификация и ассортимент товара 1.2. Факторы, формирующие качества 1.3. Сырье, технология производства 1.4. Упаковка, маркировка, хранение, транспортировка и реализация ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА РАСТВОРИМОГО КОФЕ В ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДА ЯКУТСКА 2.1. Экономическая характеристика двух магазинов 2.2. Сравнительная характеристика торгового ассортимента кофе в супермаркетах г. Якутска 2.3. ВВЕДЕНИЕ
Кофе стал одним из символов глобализации. Кофейные плантации, которые изначально существовали только в Эфиопии и Аравии, ныне находятся в десятках стран мира. 80% взрослых обитателей Земли пьют кофе хотя бы раз в неделю. Кофе — величайший путешественник. Он был открыт еще до 1000 года до нашей эры. Плод кофе — ягода красного цвета шаровидной или овальной формы, напоминающая вишню и имеющая под кожицей сочную сладкую мякоть. В мякоти плода заключены два зерна, покрытые роговидной оболочкой и расположенные друг к другу плоскими сторонами. Плоды кофе собирают 3 раза в год. С одного дерева их получают примерно около 1 кг. Собранные плоды очищают от мякоти, промывают, высушивают, полируют и направляют на ферментацию (выдерживают от 3 до 14 лет).
Считается, что кофе сегодня - самый популярный после воды напиток на планете. По крайней мере, тот факт, что по своему значению во внешней торговле развивающихся стран кофе уступает лишь нефти - никто не подвергает сомнению. Цивилизованный мир сегодня немыслим без культуры потребления кофе. Этот напиток связывает все стороны нашей жизни, начиная с утренней "включающей" чашечки, перерыва на кофе для оживления работы, дружеской беседы за кофе с пирожными. Кофе - это напиток, служащий поводом для многих приятных встреч - с друзьями, семьей или просто с газетой. Хороший кофе - идеальное средство расположить к себе делового партнера, важного клиента или заполучить постоянного посетителя ресторана. Предмет исследования курсовой работы – ассортимент, конкурентоспособность кофе реализуемый на предприятиях «2 Гастрономь» сеть универсамов ООО «Тимир» и супермаркета «Алмаз» Целью данной работы является изучение сравнительного анализа ассортимента в магазинах. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Ознакомиться и изучить товароведную характеристику ассортимента кофе; 2. Проанализировать ассортимент продукции универсама «2 Гастрономъ» сеть универсамов ООО «Тимир» и магазина ООО «Алмаз», изучит их полноту и широту; 3. Провести сравнительный анализ ассортимента между магазинами, изучить ценовую политику; 4. Сделать определенные выводы и предложить свои рекомендации по улучшению качества продаваемой продукции; В ходе выполнения работы использовались методические указания, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, а также материалы Интернет-ресурсов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРОВЕДНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ АССОРТИМЕНТА КОФЕ 1.1. Классификация и ассортимент товара
Натуральный кофе – популярный и любимый населением разных стран тонизирующий напиток. Его ценность обусловлена наличием в нем алкалоида кофеина, ароматических веществ и хлорогеновой кислоты. Натуральный кофе - семена (зёрна) кофейных растений из рода Coffea Linney, произрастающих в тропических странах. Кофейное дерево рода Coffea насчитывает более 30 видов, из которых только три культивируют в промышленных масштабах. Это кофе ботанических видов: Аравийский(Арабика), Либерийский (Либерика) и Конголезский (Робуста). Виды кофе различаются по форме, цвету, размеру, вкусу и экстрактивности семян. Зерна арабики продолговатые и узкие; длина зерен составляет (9-15)мм, ширина – (8-10)мм, толщина – (5-6)мм. Напиток получается мягким на вкус и ароматным. Зерна либерики напоминают по внешнему виду арабику, но они несколько крупнее. Вкус и аромат напитка более грубый. Зерна робусты короткие, округлые; напиток имеет вязкий горький вкус, он не очень ароматный, но крепкий. Коммерческие сорта кофе представляют собой смесь разных сортов кофе, выращенных в одном регионе, относящихся к одному ботаническому виду.
Производство кофе и его виды: натуральный кофе жареный (в зернах, молотый, молотый «по-турецки» и молотый с цикорием) высшего и I сортов; натуральный кофе растворимый (порошкообразный, гранулированный, сублимированный) высший, I и II сортов. Кофе молотый «по-турецки» вырабатывают высшего сорта, а кофе молотый с цикорием — высшего, I и II сортов. Натуральный кофе жареный в зёрнах - равномерно обжаренные зерна коричневого цвета с матовой или блестящей поверхностью, с приятным кисловатым, горьковато-вяжущим вкусом и запахом. Натуральный кофе жареный молотый - порошок коричневого цвета с включением светло-золотистой оболочки зёрен, с приятным тонким кисловатым, горьковато-вяжущим вкусом и ароматом. Натуральный кофе жареный молотый «по-турецки» - вырабатывают из натуральных кофейных зерен высшего сорта вида Арабика: Индийский Плантейшн, Колумбийский, Мексиканский, Никарагуанский, Перуанский, Эфиопский и других, равноценных им, или их смеси. Натуральный кофе жареный молотый с цикорием содержит в своем составе до 20% цикория для усиления вкуса и аромата. Цикорий - корни травянистого растения, в которых при обжаривании образуется эфирное масло. Цикорий придает жареному цикорию аромат, близкий к аромату кофе и горечь, сходную с горечью кофейных зерен.
Натуральный кофе в зависимости от степени обжаривания различают: · слабообжаренный - лёгкий - новоанглийский (зерно приобретает светло-коричневый цвет; вкус- кисловатые; применяется для зерен с мягким вкусом); · среднеобжаренный - умеренный - венский (зерно имеет более тёмный цвет и маслянистую поверхность; является обычной степенью обжаривания); · сильнообжаренный - тёмный - французская жарка 2-ой степени - континентальный (цвет зерна варьируется от тёмно-коричневого до чёрно-коричневого и даже производит впечатление палёного; во вкусе доминирует горчинка) · высшая степень - итальянский - экстремальный (зёрна чёрного цвета, на грани обугливания). Натуральный кофе растворимый - высушенный до порошкообразного состояния водный экстракт натурального кофе, растворяющийся в воде без осадка. Натуральный кофе растворимый порошкообразный -- мелкодисперсный хорошо сыпучий порошок, получаемый путём распылительной сушки. Натуральный кофе растворимый гранулированный - хрупкие агломерированные частицы с пористой структурой, при этом мелкие частицы кофе соединяются в более крупные агломераты, которые сушат повторно. Натуральный кофе растворимый сублимированный (кристаллический – фриздрай) - замораживаемый жидкий кофейный экстракт, дробленый его в виде кристаллов и последующей сушкой методом сублимации. Натуральный кофе разного происхождения имеет разные вкусовые оттенки, поэтому выделяют сорта: Колумбийский – мягкий, приятный вкус, крепкий настой, тонкий, ярко выраженный аромат. Гватемальский – нежный и тонкий вкус и аромат, хорошая крепость напитка. Коста-Риканский – тонкий аромат, ярко выраженный кисловатый вкус. Гондураский – хорошо выраженный аромат, неострый винный вкус средней крепости. Индийский Черри – приятный, мягкий вкус, нежный, ярко выраженный аромат. Йеменский Ходейда (Мокко) – очень приятный, слегка кисловатый, хлебный вкус, ярко выраженный аромат.
Кенийский – приятный, слегка кисловатый вкус, хорошо выраженный аромат. Бразильский Сантос №1-4 – горьковато-вяжущий вкус, слабовыраженный аромат. Вьетнамский Робуста – горьковатый вкус, слабовыраженный аромат. Индийский Черри АВ, Черри РВ – горьковатый вкус, слабовыраженный аромат.
1.2. Факторы, формирующие качества
К факторам, формирующим качество кофе относят: · условия выращивания кофейного дерева, · качество переработки кофейных плодов, · процесс обжаривания кофейного зерна. Жизнь будущего кофейного дерева начинается с проросшего зернышка. Их высаживают, пока они еще находятся в своей пергамент подобной оболочке. Примерно через десять недель появляются молодые ростки. На них еще можно увидеть покрывающую оболочку. После достижения саженцами в высоту 5-10 см их пересаживают отдельно в высокие горшки или пластиковые пакеты и затем за ними уже продолжают ухаживать в парниках. После того, как высота 4-5-месячных саженцев достигает 30-40 см, их высаживают на плантации, где ими либо заменяют старые, плохо плодоносящие деревья, либо расширяют плантации. Кофейное дерево впервые начинает цвести на третий год. Первый, еще скромный урожай, появляется на четвертом году. И только с шестого года кофейное дерево начинает приносить полноценный урожай. Плоды арабики созревают восемь-девять месяцев. Период созревания робусты несколько дольше - от десяти до одиннадцати месяцев. Время сбора урожая различается в зависимости от географического положения, климата, высоты над уровнем моря и сезона в соответствующем регионе произрастания. В Бразилии, основном поставщике кофе, урожай собирается с мая по сентябрь, в Центральной Америке с октября по март, а в Африке с конца октября по начало апреля. После того как на кофейных деревьях появляются зрелые плоды, несмотря на наличие незрелых и продолжение цветения, производится небольшая сборка урожая зрелых плодов. Темно-красные зрелые плоды высококачественных сортов срываются, как правило, вручную. С одного дерева арабики можно собрать урожай от 500 до 1500 г; робусты - от 500 до 2000 г кофейных зерен. Сбор кофе - очень трудоемкая операция. Для иллюстрации можно заметить, что для получения в конечном итоге 500 г кофейных зерен необходимо сорвать около 2,5 кг плодов. Кофейные деревья произрастают на всех высотах, начиная от уровня моря до линии морозов в тропиках на высоте около 2 тыс. м. На больших высотах кофе созревает медленнее. Но его качество при этом сильно улучшается. Также для растения требуется определенная температура: среднегодовая должна составлять около 21° С и колебаться в пределах 13-27° С. Более высокие температуры ведут к быстрому созреванию плодов, что ухудшает качество кофе, а при более низких температурах кофейные деревья погибают.
Кофе - многолетнее растение, способное интенсивно плодоносить в течение 25-30 лет, после чего урожайность его падает, но растение может жить до 200 лет. Высота культурных кофейных растений достигает 2-4 м, а дикорастущих - 6-10 м. Для удобства сбора урожая на плантациях кофейные растения выращивают в виде кустов высотой не более 1-1,5 м. 1.3. Сырье, технология производства
Кофейное дерево относится к семейству мареновых, среди представителей которого около 60 видов и разновидностей являются кофе. Однако сейчас выращиваются только 2 из них Вид кофейного дерева арабика считается очень капризным к климатическим условиям. Растет, как правило, в горах, причем не ниже 900 метров над уровнем моря. Горные склоны, которые так любит этот вид, усложняют процесс ухаживания за этим деревом, сбор и транспортировку урожая. Плод этого сорта содержит практически в 2 раза меньше кофеина и настолько же больше ароматических масел, чем робуста. Поэтому кофе из арабики более ароматный, но менее крепкий, чем из робусты. В отличие от арабики робуста растет на высоте 200 метров над уровнем моря. Этот вид менее прихотлив, поэтому на него не влияют изменения климата или количество осадков на плантациях, которые по этой причине не требуют особого ухода. При этом урожайность данного вида почти вдвое превосходит арабику. Кофейное дерево достигает в высоту 7-8 м. Такая высота значительно затрудняет сбор урожая, поэтому деревья обрезают в высоту, после чего она составляет 4 метра. Плод кофейного дерева внешне напоминает вишню. Но в качестве сырья для приготовления кофе используют семена этого плода. Если рассмотреть строение плода, то можно увидеть, что оно состоит из 4 оболочек. Первая — очень плотная, цвет ее темно-вишневый, именно она и делает плод похожим на вишню. Затем следуют мякоть и оболочка, в которой располагаются зерна, используемые в дальнейшем для производства кофе. А каждое кофейное зернышко покрывает тоненькая пленка. Чтобы плантации кофе не погибали, зерно приходится сначала выращивать в специальных питомниках, а затем уже высаживать. При этом плодоношение кофейного дерева начинается по достижении им пятилетнего возраста. Деревья начинают цвести в период засухи, а продолжают, когда начинаются дожди. Цветы имеют белый цвет с неповторимым сладким запахом, очень напоминающим запах жасмина. Созревание плодов происходит в разное время. Если у арабики плод считается полностью вызревшим в 8 месяцев, то у робусты только в 11. Зрелость плода определяется его цветом. Соответственно, у зрелого оно будет красного цвета, у полузрелого — желтого, а у незрелого — зеленого цвета. К сожалению, зерна кофе, растущие на одном и том же дереве, поспевают не одновременно, поэтому использовать машины для сбора урожая бывает нерентабельно, так как вместе со зрелыми зернами будут сорваны и незрелые. Поэтому кофе собирают вручную, этот процесс назван пиккинг. В результате урожай получается однородным, одинаково вызревшим. В среднем с 1 дерева получают до 3 кг плодов. Для особо ценных высококачественных сортов не применяют даже пиккинг. В этрм случае под деревом расстилают ткань и ждут до тех пор, пока созревшие плоды не упадут сами. Для сбора недорогих сортов кофе применяют механизированный способ. После этого зерна тщательно сортируют по степени зрелости. При производстве растворимого кофе чаще всего используют робусту. Иногда к нему примешивают арабику или даже либерику. Это связано с тем, что из робусты получается больше растворимого кофе, в то время как из арабики настолько мало, что отдельно ее не используют никогда. Поэтому особое внимание следует уделять на маркировку кофе, так как очень часто производители указывают, что кофе произведено из стопроцентной арабики. Это является экономически не эффективным, поэтому такое кофе стоит очень дорого. Это один из способов выявления фальсификата. Производство кофе Техника приготовления растворимого кофе достаточно проста и не требует слишком сложного высокотехнологического оборудования. Для простоты понимания, следует сказать несколько слов о разновидностях растворимого кофе и описать основные этапы его приготовления. Растворимый кофе – по сути, экстракт натурального. Существуют три разновидности растворимого кофе, отличающиеся видом и способом производства: порошковый (спрей), гранулированный (агломерат) и сублимированный (по технологии его также называют «фриз-драйд» – freeze dried). Порошковый кофе – наиболее дешевый в плане выработки. Эта разновидность изготавливается из раздробленных до мелкого (около 1 мм) зерна кофейных зерен. Сырые кофейные зерна проходят очистку и обжарку, а затем производится извлечение растворимых веществ горячей водой под давлением. Для этого кофейный порошок, полученный из зерен обрабатывают 3-4 часа горячей водой (фактически, заваривают) под давлением около 15 физических (технических) атмосфер, или бар, что равно 15 кг на кв. см или 1100 мм ртутного столба – почти в полтора раза выше нормального. После охлаждения полученный экстракт фильтруют, удаляют нерастворимые (смолистые и т.п.) вещества и сушат горячим воздухом. Полученную порошкообразную массу охлаждают. Такой кофе дешев, но и малозатратен в производстве – его себестоимость, как правило, в несколько раз ниже отпускной цены. Следующим по качеству является агломерированный растворимый кофе, или кофе в гранулах. Этот вид, пожалуй, наиболее распространен на российском рынке. Его производство ничем не отличается от производства порошкового кофе, кроме дополнительной фазы окускования, когда порошок сбивают в гранулы паром. Разумеется, что линия производства гранулированного кофе отличается от линии кофе порошкового в сторону увеличения количества агрегатов. Само собой, и производство агломерированного растворимого кофе обходится несколько дороже, однако и отпускная цена на него выше. Наиболее качественным и дорогим считается сублимированный растворимый кофе («фриз-драйд»). Дело в том, что интенсивное давление, используемое в первом и втором способе производства, изменяет молекулярную структуру зерна и оказывает вредное влияние на аромат и вкус кофе, а производство сублимированного кофе не содержит этой процедуры. Это самый новый метод производства растворимого кофе. Он самый дорогой, но позволяет максимально сохранять все исходные свойства натурального кофе. Суть его производства заключается в том, что кофейный отвар замораживают при очень низких температурах. В результате образуются ледяные кристаллы. Эти кристаллы обезвоживают под вакуумом. Затем полученную обезвоженную массу разбивают, и в результате получаются кристаллы неровной формы. Собственно, это и есть технология «фриз-драйд». Такой кофе – самый дорогой в производстве и по отпускной цене, но благодаря тому, что сублимация позволяет получать продукты высокого качества, приближающиеся по органолептическим показателям к свежим, спрос на него постоянно растет.
1.4. Упаковка, маркировка, хранение, транспортировка и реализация
Натуральный растворимый кофе должен быть упакован так, чтобы обеспечить его качество в течение срока хранения. Способы упаковывания: Упаковывание в потребительскую тару. Натуральный растворимый кофе фасуют массой нетто от 0,1 до 500,0 г включительно. Допускается по условиям договора для предприятий общественного питания, промышленной переработки и других потребителей фасовать натуральный растворимый кофе массой нетто более 500,0 г до 10000,0 г включительно. Натуральный растворимый кофе упаковывают в: банки металлические по ГОСТ 12120 или по техническому документу; банки стеклянные, банки из полимерных материалов по нормативному или техническому документу; пакеты по ГОСТ 24370 из комбинированных термосвариеваемых материалов на основе алюминиевой фольги или металлизированной пленки; мешки-вкладыши полиэтиленовые пленочные по ГОСТ 19360. Допускается пакеты по ГОСТ 24370 с натуральным растворимым кофе комплектовать и укладывать в дополнительную потребительскую тару по нормативному или техническому документу. Упаковывание в транспортную тару. Фасованный натуральный растворимый кофе упаковывают в транспортную тару: термоусадочную пленку; ящики из гофрированного картона и ящики из картона массой нетто до 20 кг; ящики из древесины и древесных материалов. Фасованный натуральный растворимый кофе по условиям договора для предприятий общественного питания. Промышленной переработки и других потребителей упаковывают: мешки бумажные четырехслойные; мешки бумажные пяти-шестислойные. Тара и упаковка должны быть разрешены органами Госсанэпиднадзора Минздрава России. Срок хранения натурального растворимого кофе не более 24 месяцев со дня изготовления. Хранят в чистых, хорошо вентилируемых помещениях, не зараженных вредителями и защищенных от прямых солнечных лучей, при температуре не выше 20 0С и влажности не более 75%. При хранении упаковочную тару устанавливают на стеллажи и поддоны штабелями по высоте не более 8 ящиков. Расстояние между штабелями, а также стенами должны быть не менее 0,7 м. расстояние от источников тепла, водопроводных и канализационных труб должно быть не менее 1 м. не допускается проветривать складские помещения в сырую погоду и сразу после дождя. В местах производства сухие зерна кофе обычно хранят в джутовых мешках по 60 кг. Иногда используются также и двойные полиэтиленовые мешки, многослойные бумажные мешки с прослойкой из полиэтилена и джутовые мешки с полиэтиленовым вкладышем. В условиях высокой влажности применяют бестарное хранение кофе в ларях на складах с кондиционированным воздухом, а также в герметичных изотермических бункерах из бетона, железа и алюминия. При длительном хранении сырого кофе основной задачей является не допустить значительных колебаний температуры внутри помещений, что достигается с помощью герметизации и теплоизоляции складов и систематического вентилирования складского помещения и поддержания в нем температуры около 10°С, а также относительной влажности воздуха на уровне 70%. Маркировка. В случае, когда одна организация (компания, фирма) контролирует производственный процесс и качество готового продукта на нескольких предприятиях, допускается на каждой единице потребительской тары (этикетке) указывать также наименование этой организации с нанесением надписи «Изготовлено под контролем (далее наименование организации)». При этом на каждую единицу потребительской тары наносят наименование и адрес организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей в Российской Федерации. На каждую упаковочную единицу транспортной тары наносят маркировку, характеризующую продукт: наименование изготовителя, его товарный знак и адрес; наименование продукта; тип натурального растворимого кофе; массу нетто упаковочной единицы; количество упаковочных единиц; срок хранения с даты изготовления; обозначение стандарта. На упаковке должна быть следующая информация: 1) наименование продукта; 2) наименование и местонахождение изготовителя и организации в РФ, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории; 3) товарный знак изготовителя; 4) масса нетто, или объем, или количество продукта4 5) состав продукта; 6) пищевая ценность; 7) условия хранения, срок годности, срок хранения, срок реализации; 8) обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; 9) также указывают: пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки, способ приготовления, противопоказания для применения, информацию о вакуумной упаковке, сорт.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|