Глава 2. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ.
Проблемы социализации подростков В современной России
Курсовая работа студентки 2 курса (гр.202) Шредер Т.А. Научный руководитель доцент, канд.филос.наук Ксенофонтова В.В.
Екатеринбург, 2002 Содержание Введение.............................................................................................................. 3 Глава 1. Основные понятия темы: социализация, подросток........................... 5 Глава 2. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ................................................................................................................. 9 Глава 3. Главные институты социализации подростка: семья и группа сверстников............................................................................................................................. 19 Заключение........................................................................................................ 30
Введение Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи И.С. Кон: “Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.”
Употребление терминов “психологический”, “социально-психологиче-” ский кажется нам вполне оправданным, т.к. социализация личности изучается и с точки зрения психологии. Для нас в таком случае важно различать психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для самой личности и социологический - с точки зрения значимости его для общества. Проблемами социализации детей занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 - 1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники. В нашей стране изучением процесса социализации молодёжи занимался основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Немалый вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы социализации связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И здесь можно отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова). Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами.
Итак, что же определило выбор темы? Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Например, одна из популярнейших проблем - проблема “отцов и детей”. Практически в каждой семье ребёнок, подросток сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с родительскими. Это приводит к тому, что подросток не может правильно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно отразиться на его будущем. Более того, в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Если в привычных условиях какие-либо претензии родителей к ребёнку могут быть оправданы, то сейчас навязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно. То, как подросток социализируется в обществе в свои 15-16-20 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. Таким образом, актуальность темы несомненна. Итак, современное общество требует новых подходов к изучению проблем молодёжи, новых путей их разрешения. Выявить противоречия, попытаться найти пути их разрешения или хотя бы смягчения- вот цель настоящей работы.
Глава 1. Основные понятия темы: социализация, подросток.
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм, и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребёнок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимым индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, называемого социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности.
Рассмотрим наиболее популярные теории формирования личности, осознания человеком своего “Я”. Чарльз Кули отводит решающую роль в социализации индивида первичным группам - семье, друзьям, - которые характеризуются неформальными, доверительными межличностными отношениями. Непосредственные и тесные контакты ребёнка с членами таких групп вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Кули придаёт мнениям и представлениям окружающих ребёнка лиц. Под их влиянием у индивида развивается так называемое “зеркальное Я”. Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими формируется его собственное “Я” как сумма зеркальных Я, т.е. человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Фактически, “зеркальное Я” становится важнейшим элементом самосознания ребёнка. Благодаря этому у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая, вместе с тем, чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С течением времени, вместе с расширением социального взаимодействия в первичных группах субъективное Я становится всё более устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он всё в большей степени усваивает нормы и ценности социальной группы. Джордж Мид уделял большее внимание символам и жестам в процессе взаимодействия. Усматривая главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, Мид полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность, формирующаяся ещё в детстве, принимать на себя роли других людей. Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Уже само вступление в коллективную игру побуждает ребёнка принимать на себя определённую роль, затем по мере накопления опыта и взросления он научается принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре. Вместе с этим, развивается его разум и самосознание, ребёнок всё в большей мере усваивает нормы и ценности группы, её требования и установки по отношению к нему. Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль “обобщённого другого”, под которым Мид понимает некий обобщённый образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду.
Семья и другие первичные группы играют важнейшую роль в период ранней социализации ребёнка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется круг его общения, и всё большую роль начинают играть различные организации и учреждения, особенно системы образования; немаловажны и средства массовой информации. Радио, газеты, телевидение, а в последнее время - Интернет предлагают подростку информацию о любой сфере деятельности человека, о любых странах и т.д. Все эти посредники между человеком и обществом называются институтами и агентами социализации. Агенты и институты социализации - это помощники человека в процессе его социализации, какие-либо люди и учреждения. Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация делится на первичную и вторичную, так же делятся и агенты и институты. К агентам и институтам первичной социализации относится ближайшее окружение человека, оказывающее наиболее сильное и значимое влияние на формирование его личности - это семья, друзья, учителя. Агенты вторичной социализации - представители администрации учебного заведения, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники СМИ. Это второй эшелон влияния. С ними подросток реже контактирует, эти контакты менее длительные и их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.
В первой половине жизни наиболее интенсивно идёт первичная социализация, следовательно, изучая проблемы социализации подростков, мы будем иметь дело в основном с ней и в меньшей степени со вторичной социализацией. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - социальных отношений. Одно и то же лицо может выступать агентом и первичной, и вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций, а вторичной - одну-две. Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль. Для подростка родители находятся в превосходящей позиции, а ровесники равны ему. Друзья могут простить подростку то, что не прощают родители: ошибки, нарушение нравственных запретов и социальных норм, бесцеремонность и т.д. Можно сказать, что родители и друзья оказывают противоположное влияние, сводящее на нет взаимные усилия. Функции агентов первичной социализации взаимозаменимы, так как они универсальны, вторичной - нет, так как они специализированы.
Формулируя тему, кого мы имели в виду под понятием “подросток”? Каковы хронологические рамки выделенного объекта? Вопрос возрастной стратификации - предмет спора многих поколений и направлений исследователей. Возьмём, например, определения В. Даля: юноша - молодой, малый парень от 15 до 20 лет и более; подросток - дитя на подросте, около 14-15 лет. Л.Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. В то же время герою романа Ф.М. Достоевского уже исполнилось 20 лет. Важная деталь: возрастные категории во многих древних языках обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское слово “отрок” буквально переводится как не имеющий права говорить, означало “раб”, “слуга”, “работник”, “княжеский воин” и применялось по отношению и к младенцу, и к подростку, и к юноше. Кратко представления современных антропологов, психологов, физиологов можно представить в виде таблицы:
Между тем, в английском языке для определения подростка существует слово, на наш взгляд, наиболее точно отражающее данное понятие: Teenager. Teen - это суффикс числительных от 13 до 19, Age - в переводе означает возраст. Значит, в буквальном переводе teenager - человек 13 - 19 лет. Американский учёный Д. Бромлей определяет возрастные границы юности наиболее близко: 11 - 21 годами. Мы возьмём этот подход как определяющий. Глава 2. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ.
Процесс становления социальной зрелости молодёжи, выбор ею жизненного пути происходят во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодёжи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личности. Однако было бы упрощением рассматривать это свойство молодёжного сознания только негативно или как проявление только возрастных особенностей. Такая характеристика молодёжного сознания определяется рядом объективных обстоятельств. Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации личности, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только её вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от старших. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать и вести себя как подросток в другой. Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов - семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархированной системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности. В процессе социализации у подростков формируется система норм и ценностей, отличающих данную группу от большинства обществ, называемая субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно)—и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации—семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось,—наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя. Пока воспитание понимается только как процесс передачи чего-то от старших младшим: передачи опыта, знаний, убеждений, ценностей, т.е. именно как процесс подготовки к жизни, в котором молодое поколение, наследуя, должно быть похожим на своих родителей, - ответственность за его результаты берут на себя взрослые - родители, воспитатели, учителя с их постоянным контролем, опекой, назиданиями, и молодой человек постоянно находится в двойственном положении: его призывают к самостоятельности, трезвости суждений и одновременно поощряют не инициативу и активность, а послушание и исполнительность, порождая, таким образом, феномен социального инфантилизма. К счастью, человеку вообще, а молодым в особенности свойственны дух противоречия, стремление игнорировать многие запреты старших. Стремление перебороть традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащих общепринятым. Это ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых воспитателей, выливается в создание различных неформальных групп, специфической молодёжной субкультуры. Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение свободы, раскованности. Но так как у каждого рамки дозволенного свои, понимание свободы приобретает различные формы, вплоть до отрицания всего, что было “до нас”. В нашем обществе есть причины, которые благоприятствуют или обусловливают воспроизводство и существование отрицательных явлений. К таким причинам относятся слабая идейно-воспитательная работа в семье, школе, общественных организациях, трудовом коллективе, недостатки в планировании и организации труда, его оплате, нарушение принципов социальной справедливости, бюрократизм и формализм в решении некоторых вопросов. При столкновении с такими недостатками у отдельных групп и конкретных личностей может возникнуть значительное расхождение интересов, оценок, ценностей и их критериев. При этом социально-психологическое содержание тех или иных оценок тяготеет к интересам и ценностям группового, профессионального, семейного характера, проявляясь в форме определённых установок и стереотипов. Отсюда можно выделить следующие источники проблем в социализации подростков: Противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей. Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений. Возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений. Юности свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера. Абстрактные идеалы и жизненные планы. Трудность социальной и психологической адаптации к условиям нынешней жизни (без опеки родителей) и желание побыстрее освободиться от этой опеки. Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения. Эгоцентризм и «чувство стадности» «в одном флаконе», плюс сознание своей собственной исключительности. Желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.
В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Причины появления противоречий в сфере социализации и воспитания молодёжи: 1. Существования остаточных явлений предыдущего общества, которое под воздействием реформ трансформируется в новое социально-экономическое, политическое и духовное общественное устройство. 2. Действие объективных законов современного общества, неизбежность борьбы нового со старым, прогрессивного с консервативным. Так в условиях реформирования системы образования стало проявляться противоречие между возрастающими требованиями теоретико-методологического, проблемного характера обучения и неумением преподавателей и учащихся пользоваться методологией науки и творчески воспринимать информационные потоки. Живучесть консервативных тенденций и стереотипов в жизнедеятельности людей является достаточно сильной и распространённой. 3. Нарушение объективных законов общественного развития, нравственных, правовых и политических требований общества. Противоречия, вытекающие из реальных общественных отношений, по субъективным причинам порою недооцениваются, своевременно не блокируются и не разрешаются. В результате они превращаются в фактор торможения процессов общественного развития, почву, на которой могут возникать конфликты. Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания. Реальная жизнь показывает что, только целенаправленное комплексное исследование закономерностей и противоречий становления и развития личности создаёт научную основу для осуществления мер по социализации, воспитанию молодёжи и управлению этим процессом. Игнорирование, поверхностное изучение реальных противоречий в процессе социализации человека может нанести ущерб его формированию. Противоречия, охватывающие общество в целом, являются внешними по отношению к противоречиям социализации и воспитательного процесса. В числе последних необходимо определить основное противоречие, оно является глубинным и выражает сущность процесса социализации, воспитания человека. Разрешение основного противоречия непосредственно влияет на социализацию, воспитание, социальные роли и статусы личности, на разрешение других противоречий, характерных для этого процесса. Такое противоречие может быть разрешено лишь тогда, когда процесс социализации, воспитания перейдёт в качественно новое состояние. На наш взгляд основное противоречие в сфере социализации и воспитания молодёжи – это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, всё возрастающими требованиями, предъявляемые обществом к социализации и подрастающему поколению, и недостаточно использующимися социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека. Развитие самой личности происходит противоречиво, и учёные по-разному подходят к трактовке и пониманию этого вопроса. Например, А.Г. Ковалёв различает такие внутренние противоречия, как противоречие между отдельными сторонами или свойствами личности вследствие их неравномерного развития; противоречие между различными формами отражения, логическим и чувствительным; противоречие, возникающее вследствие несоответствия природных данных и приобретённых свойств личности. Б. Т. Лихачёв выделяет такое противоречие, как противоречие «между объективной необходимостью стать гражданином, развитием чувства долга ответственности, общественной активности, целеустремлённости и субъективной трудностью такого становления из-за отсутствия жизненного опыта, волевой напряжённости, развития сознательности». Думается, что такие определения противоречий становления личности, отражающие разнообразные грани, структурные элементы формирования, развития и самореализации личности молодого человека, дают основания для конкретизации формулировки основного противоречия социализации и воспитания. Движущим противоречием, источником самовыражения, самореализации молодёжи является противоречие между объективной необходимостью развития их способностей, склонностей, выполнения ролей, статусов в обществе и субъективной трудностью такого становления в силу недостаточного опыта, всё усложняющихся условий жизнедеятельности, социальных связей, возрастающих информационных потоков. Своевременность разрешения основного и других противоречий в сфере социализации и воспитания личности обусловливает характер совершенствования процесса развития личности, а преодоление противоречий означает зарождение новых противоречий. Следовательно, противоречия – есть источник формирования, развития личности. Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами воспитания. В этой системе усугубляются противоречия. Противоречие между стремлением видеть российское общество процветающим, с современной рыночной экономикой, гражданским обществом и тем состоянием России, в котором она, с точки зрения большинства молодёжи, находится. Это – полуразвалившаяся экономика, коррумпированность властей, нищенское существование большинства молодых людей, нарастание криминального беспредела и т. д. Противоречие между оставшимися административными методами воспитания и управления и стремлением молодёжи к демократическим, гуманистическим формам жизнедеятельности, к самостоятельности, к самоуправлению. Догматизм и шаблоны в преподавании, оторванность его от действительности, бесконфликтность и прямолинейность некоторых учебных курсов, особенно гуманитарного цикла, их претензии на истину в последней инстанции формируют у молодёжи облегчённое представление о модернизации российского общества, собственности, политике и власти, мере труда, и потребления, настоящих и мнимых ценностях. Учителя оказались неподготовленными к новым условиям организации учебно-воспитательного процесса. Социологические исследования показывают, что они в преподавании пользуются авторитарными методами. Противоречие между объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить её ресурсами, средствами. Противоречие между старыми ценностями общества, с которыми, молодые люди ещё не успели расстаться, и новыми, которые они ещё не успели освоить. Молодёжь отрицательно относится к коммунизму и социализму как ценностям старого общества и в то же время настороженно воспринимает индивидуализм, приветствует ценность рынка, частой собственности, свободы, демократии, религии, церкви. Противоречие между нарождающимся новым производством, рыночными отношениями и невостребованным инновационным инвестиционным потенциалом молодёжи. Ныне в стране отчётливо проявляется отчуждение молодёжи от производительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем реалии жизни (безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т. п.) стимулируют определённую часть молодёжи к пересмотру традиционных взглядов, побуждают к добросовестному труду, приобретению новых профессий, к учёбе. Противоречие между потребностями молодёжи в повышении своего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворить таковые потребностями. Противоречие между представлениями о социальной справедливости, социальном равенстве и бурно растущей социальной и имущественной дифференциации населения, в том числе молодёжи. Противоречие между формированием в России новой политической системы и непоследовательностью осуществления политического курса на демократизацию. В России ныне наблюдается политическая усталость, апатия молодёжи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т. п. Это – следствие ответной реакции молодёжи на безразличие государства и общества к её проблемам. Вместе с тем, в обществе утверждается политический плюрализм в создании новых молодёжных структур. Противоречие между декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищённостью молодёжи, в том числе детей. В стране чётко обозначились обнищание молодёжи, снижение рождаемости, рост числа разводов, показателей сиротства и детской заболеваемости, смертности. Лишь 14% детей сегодня практически здоровы, 35% страдают хроническими заболеваниями. Вырос уровень подростковой преступности (каждое десятое преступление совершается несовершеннолетними), наркомании, токсикомании, которые в 1,5 – 2 раза растут быстрее, чем среди взрослых. В Российском обществе стала проявляться тенденция «дурных болезней от дурного поведения». Так, в Сахалинской области превышен эпидемический порог по количеству заболеваний сифилисом. 23 подростка в возрасте до 14 лет больны сифилисом. Случаи заболевания сифилисом были отмечены в каждом учебном заведении – от профтехучилища до самых престижных вузов. Особое влияние на молодое поколение оказывает преступный мир, а распространение его морали, психологии создаёт предпосылки воспроизводства закононепослушания молодых людей. Усугубляется процесс маргинализации молодёжи и детей, которые оказались в положении изгоев общества (бродяги, нищие, наркоманы, алкоголики и т. п.). Одной из основных причин негативных явлений в нашем обществе является несоответствие слова и дела. Порою в школе, вузе, на работе, молодые люди получают информацию об успехах реализации программ, о новых законах, но в реальной жизни они видят другое. Принятые программы не реализуются, демократия часто является прикрытием для бюрократов, не срабатывает принцип социальной справедливости. В такой ситуации у некоторой части молодёжи происходит как бы раздвоение их сознания и жизнедеятельности. На работе или в процессе учёбы молодой человек имеет вполне бдагопристойное поведение, а в быту, в семье, с друзьями совершает безнравственные поступки. Новая социально-политическая, информационная обстановка в России открывает и новые возможности работы с молодёжью. Система управления процессами воспитания может стать достаточно эффективной. Но для этого необходимы следующие условия: объективный учет особенностей предшествующего и современного состояния процессов воспитания, менталитет и поведенческие характеристики молодёжи и другие факторы, формирующиеся в период реформ; в её основу должны быть положены принципы демократического общества, а также механизмы оптимального сочетания управления и само управления; своевременно блокировать и устранять факторы, тормозящие реализацию процессов социализации и воспитания молодёжи; иметь научно обоснованную государственную молодёжную политику и эффективные механизмы её реализации. Разрешение противоречий может осуществляться в разнообразных формах и различными средствами. Главное заключается в том, чтобы личные интересы, потребности молодого человека не расходились с требованиями общества, с индивидуальными возможностями и способностями личности. В заключение можно сформулировать некоторые выводы. Во-первых, преобразования в России осуществляются противоречиво, порождая противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией, корыстными интересами. Действенное средство преодоления такого противоречия – реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании, в развитии демократии и гласности. Во-вторых, успех социализации и воспитания молодёжи возможен при использовании позитивных факторов, заложенных в современных общественных отношениях, в образе жизни, и нейтрализации факторов, которые мешают осуществлению задач социализации, обучения и воспитания. В-третьих, в процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений на активное участие в обновлении российского общества творчески использовать позитивный социальный опыт, накопленный Россией и всем человечеством. В-четвёртых, перестройка системы образования и общественного воспитания может быть успешна лишь тогда, когда она станет делом всего общества. Важно переориентировать всю общественную жизнь, социокультурную среду, систему воспитания, обучения на молодое поколение. В-пятых, систематически проводить конкретно-социологические и политологические исследования, педагогические и психологические эксперименты по актуальным проблемам молодёжи, на основе которых управлять процессами обучения и воспитания молодёжи. Таким образом, изучение противоречий, проявляющихся в процессе социализации и воспитания молодёжи, создаёт теоретико-ме
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|