Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение деятельности в социальной сфере.

Тема 4. Организационные основы деятельности в социальной сфере

Основные вопросы

Международные организации и их роль в управлении социальной сферой

Организационные основы деятельности в социальной сфере в РоссийскойФедерации

Нормативно-правовое обеспечение деятельности в социальной сфере (самостоятельно см., например,Социальная политика: учебник / под ред. Е. И. Холостовой.Гл. 3)

4.)

Работа на занятии

Выступления на данном семинарском занятии предполагаются в виде докладов.

Допускается как использование высланных текстов, так и составление собственных вариантов ответов с соответствующими указаниями на их источники и литературу, а также обязательные ответы на имеющиеся вопросы, обращение к указанным источникам (нормативные акты и проч.) и специальной литературе (устный вариант)

 

Международные организации и их роль в социальной сфере

Социальная сфера - часть жизни общества, обеспечивающая возможность осуществления различных мероприятий, направленных на реализацию права граждан по удовлетворению их потребностей.

Обеспечение деятельности в социальной сфере.

Политическоенаправление - разработка и осуществление стратегии развития, политическое оформление целей, задач, механизмов реализации политики в социальной сфере через создание нормативно-право-вой базы и системы контроля за исполнением законодательства.

Экономическоенаправление - разработка и реализация экономических принципов деятельности отрасли (механизмы финансирования, способы привлечения инвестиций, система контроля за образованием, путями прохождения и рациональным использованием финансовых ресурсов).

Социальное - изучение мнения и оценок населения об удовлетворённости деятельностью отрасли, коррекция деятельности с учетом реакции граждан, создание условий для максимально возможного их привлечения в стан сторонников проводимой политики в отрасли за счет наиболее полного удовлетворения социальных потребностей.

Организационно-управленческое - разработка и осуществление организационно-управленческой стратегии, направленной на реализацию политического, экономического и социального компонентов. Во многом это является заслугой ряда современных международных организаций. Значение международных организаций и практика сотрудничествагосударств в ходе глобализации при этом растет. Государства-одиночки не могут защитить свои интересы. Благодаря интеграционным объединениям и сотрудничеству между странами каждое государство приобретает потенциал поддержки союзников. Существуют сотни организаций, в которых участвуют почти все государства мира. Они поддерживают страны и народы, помогают лучше понять друг друга, способствуют развитию социально-экономических отношений, культурному обмену. Поэтому большинство государств стремится к широкому участию в международных организациях.

При этом есть две группы задач по удовлетворению имеющихся потребностей в зависимости от их уровня. Эти задачи группируют по признаку содержания (качества) удовлетворяемых индивидуальных потребностей.

В 1-ой группе задачи по обеспечению жизни и деятельности человека на уровне его простейших биологических и социальных потребностей. Международные организации связывают обязательное удовлетворение такого рода потребностей с соблюдением прав человека. Это такие аспекты как жилищный фонд (наличие и содержание), производство и потребление необходимых товаров и услуг, медицинское обеспечение и санитарное состояние, дошкольное воспитание и образование, социальное обеспечение и проч.

Международные организации, занимающиеся вопросами социальной сферы можно условно разделить как по организационному принципу, по направлению регулирования социальной сферы, а также по их региональному расположению (Западной Европы и проч.).

По организационному принципу это непосредственное участие или, наоборот, неучастие организации в системе Организации Объединенных Нации.

Универсальная международная Организация Объединенных Наций (далее - ООН) была создана в 1945 году в качестве преемника Лиги Наций для координации борьбы за мир во всем мире, безопасность и сотрудничество.

Международная организация труда (далее - МОТ) играетважную роль в социальной сфере, в регулировании социально-трудовых отношений, в становлении и развитии социального партнерства (диалога). МОТ создана в 1919 г. как общественная организация трудящихся при Лиге наций. С 1946 г. МОТ является специализированным учреждением ООН. Советский Союз вступил вМОТ в 1934 г. и вышел из нее в 1940 г. в связи с началом Второй мировой войны. Вновь наша страна вошла вМОТ в 1954 г. После распада СССР Россия как его правопреемница в международных делах стала членом МОТ. Рабочими языками МОТ являются французский и английский, штаб-квартира располагается в Женеве. В столицах крупнейших стран, в том числе в Москве, имеются представительства МОТ. В настоящее время МОТ объединяет 174 страны.

Основная задача МОТ содержится в том, чтобы мужчины и женщины имели возможность получить достойную продуктивную работу в условиях свободы, равенства, экономической безопасности и человеческого достоинства. Важно то, что достойный труд стоит в центре внимания всех четырех стратегических задач МОТ: содействие правам в сфере труда; занятость; социальная защита; социальный диалог.

От всех международных организаций МОТ отличается своей трехсторонней структурой. Каждая страна участвует в ней представителями правительства, трудящихся и предпринимателей. Высший орган МОТ - Генеральная конференция; исполнительный орган - Административный совет, который руководит работой секретариата - Международным бюро труда (далее - МВТ). МВТ является рабочим органом МОТ и действует постоянно.

МВТ собирает и распространяет информацию, оказывает помощь правительствам по их просьбе, руководит программами технического сотрудничества МОТ, проводит специальные научные исследования.

Принципы, выработанные МОТ:

1. Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

2. Непредоставление в какой-либо стране работникам человеческих условий труда служит препятствием для других стран, желающих улучшить положение трудящихся.

3. Свобода слова и свобода объединения - необходимые условия постоянного прогресса.

4. Нищета в любом месте представляет угрозу для всеобщего благосостояния.

5. Все люди независимо от расы, веры и пола имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, устойчивости экономики и равных возможностей.

6. Полная занятость и повышение жизненного уровня.

7. В социально-нравственном понимании труд не является товаром.

Важную роль в правовом регулировании социально-трудовых отношений играют конвенции и рекомендации МОТ. Они образуют Международный трудовой кодекс. Обязательную для национального законодательства страны - члена МОТ юридическую силу нормы конвенций обретают лишь в случае их ратификации на государственном уровне. Рекомендации МОТ ратификации не подлежат, но служат одним из реальных ориентиров при разработке этого законодательства.

Национальное законодательство стран, ратифицировавших конвенции МОТ, должно обеспечивать обязательное исполнение содержащихся в них норм либо их расширение, то есть улучшение положения работников. Ухудшение положения работников недопустимо.

Международная ассоциация социального обеспечения (далее - МАСО).Международная организация, ставящая своей целью осуществление единой политики в сфере социальной защиты населения. Вместе с тем она принимает активное участие в мероприятиях и других международных организаций социальной направленности.

МАСО основана в 1927 г. как форум учреждений социального обеспечения всего мира, адаптированный к реальным потребностям населения.

В Уставе МАСО определено, что она является «некоммерческой международной организацией, в состав которой входят учреждения, правительственные структуры, агентства и другие институты, осуществляющие административное управление одной или несколькими отраслями социального обеспечения».

МАСО объединяет около 400 национальных учреждений социального обеспечения из 150 стран. С 1955 г. применяется разделение всех организаций на полноправные и ассоциированные члены.

Россия (ранее СССР) участвует в деятельности этой организации с 1957 г. Полноправными членами МАСО являются Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Ассоциированным членом МАСО является Негосударственный пенсионный фонд «Газфонд».

Взнос со стороны полноправных членов организации от России на 2014-2016 гг. составил 300 тыс. швейцарских франков.

Уставными органами МАСО являются Генеральная ассамблея, Совет и бюро. Штаб-квартира Ассоциации находится в Женеве.

Совет МАСО утверждает программу действий и бюджет организации на три года, назначает Генерального секретаря, избирает Президента, казначея, членов бюро и Контрольной комиссии.

Высшими должностными лицами ассоциации являются Президент, Генеральный секретарь и Казначей.

Важная роль в работе Ассоциации отводится 12 постоянным техническим комиссиям (информационных технологий; семейных пособий; страхования по старости, инвалидности и потере кормильца; страхования по безработице и управления занятостью; страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; инвестициям в фонды социального обеспечения; страхования медицинского обеспечения и заболеваний; административного управления, организации и методов; статистических, финансовых исследований и др.).

МАСО тесно сотрудничает в социальной области с рядом международных организаций, прежде всего с Международной организацией труда, Экономическим и социальным советом ООН, Всемирной организацией здравоохранения и др.

Генассамблея МАСО является фактически самым крупным международным форумом в социальной сфере. На нем традиционно обсуждаются наиболее актуальные проблемы и перспективные направления развития национальных социальны систем с учетом происходящих в мире изменений, связанных с процессами глобализации и информатизации, а также коммерциализацией сфере социальных услуг.

Сессии Генеральной ассамблеи МАСО проводятся раз в три года. 10-15 сентября 2007 г. в Москве состоялась 29-я сессия ГА МАСО, названная «Всемирным форумом в области социального обеспечения».

Среди вопросов, вынесенных на повестку дня форума, приоритетными являлись роль социального страхования в решении проблем в области борьбы с нищетой и социальной несправедливостью, расширение доступа к услугам здравоохранения и пенсионному обеспечению, а также вопросы социальных и экономических затрат в связи с потерей трудоспособности. Также обсуждались задачи повышения административной эффективности, современные актуальные проблемы и тенденции в сырье социального обеспечения и их влияние на национальное социальное и экономическое развитие.

В рамках работы форума обсуждались современные проблемы и пути решения широкого спектра актуальных ключевых вопросов, включая:

- современные тенденции: принципы динамично развивающегося социального обеспечения

- положительный опыт и новые политические меры в области борьбы с детской нищетой

- варианты финансирования здравоохранения

- пути снижения уровня безработицы

- способы создания более надежной пенсионной системы

- социальное обеспечение в Российской Федерации.

Европейский социальный фонд – финансовая организация.Финансируется из бюджета ФондЕвропейскогосообщества,участвующийврешениипроблемзанятости.Учрежденв1959г. (1960 г.). Выступает одним из институтов, одним из фондов реализующих свой потенциал в странах Европейского Сообщества. Итог его реформы1971г.более четче определены пределы деятельности. Представляет субсидии дляразвития профессионального образования, дляфинансирования программ повышения занятости, развитияотраслей,переживающих спад,помощи втрудоустройстве иммигрантами женщинам.Финансирует органы государственной администрации и некоммерческие организации, готовящие программы в соответствии со своими целями. Субвенции ЕСФ (главным образом, безвозмездные) обычно составляют 50% от стоимости проекта. Но объем данной помощи не может превышать суммы финансовой помощи, выделенной для того же проекта государственными организациями страны-члена, будь то на национальном, региональном или местном уровне. Большое вниманиеуделяетсяфинансированиюпрограммпоустройствунаработумолодежи,особеннолицввозрастедо25лет.

Положительные стороны деятельности фондов такого рода -в социальной сфере сокращаются диспропорции, снижается социальная напряженность, гармонизируются отношения. Недостатки - субсидии порой расходуются не на указанные цели, нет реального выравнивания доходов. Более «богатые» страны финансируют «бедных».

Основные вопросы

1. Определите основные причины и факторы появления международных организаций воздействующих на социальной сферу

2. Назовите основные проекты реализуемые данными организациями

3. Укажите главные сложности, мешающие, по вашему мнению, развитию их плодотворной деятельности

4. Раскройте возможные перспективы деятельности данных организаций и соответствующие механизмы

5. Охарактеризуйте систему управления социальной сферой в странах Запада

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...