Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы участия организаций в социальной сфере: Российская Федерация

Анализ сути реализации социальной политики в социальной сфере требует рассмотрения: - круга субъектов и объектов; - роли государства в социальной политики; - выделение целей и приоритетов.

Государственные организации в социальной сфере. В социальной сфере прямо или косвенно участвуют практически все органы государственного управления на всех уровнях: федеральном, региональном и местном. Реализуется территориально-отраслевой принцип управления социальной сферой.

Функции федеральных органов власти в области управления социальной сферой:

- установление основ социальной политики;

- правовое регулирование;

- разработка федеральных программ;

- обеспечение реализации государственных гарантий в данной сфере.

Функции региональных органов власти в области управления социальной сферой:

- разработка основ региональной социальной политики;

- установление региональных социальных стандартов и норм (на основе государственных);

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- обеспечение соблюдение законодательства;

- сохранение и укрепление социальной инфраструктуры.

ВАШИ ПРИМЕРЫ!

Реализация государственной политики, прежде всего, возлагается на органы исполнительной власти. В соответствии с федеральным законодательством ответственность за проведение государственной политики в определенной сфере деятельности возложена в первую очередь на министерства. В организационную структуру министерства входят департаменты, управления, отделы, которые определяют тематику принимаемых решений, разрабатывают их проекты, исполняют принятые решения, осуществляя мониторинг за реализацией государственной политики.

Социальная политика в социальной сфере может осуществляться как на и на уровне различных территориальных хозяйственных образований или конкретных предприятий.

Функции местных органов власти в области управления социальной сферой:

- конкретизация методов и способов, механизмов достижения целей в рамках федеральной и региональной социальной политики;

- непосредственное предоставление комплекса социальных услуг;

- разработка местных социальных норм и нормативов (на основе региональных).

ВАШИ ПРИМЕРЫ!

Однако, в целом, социальная политика как комплекс мер, вписывающийся в определенную модель задаются именного государством. Так, именно социальная политика, реализующаяся на уровне государства, определяет степень и методы участия различных территориальных образований в реализации социальной политики. В России деятельность социальных институтов (Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и проч.) характеризуется тем, что полномочия муниципальных образований весьма незначительны. По большей мере они реализуют программы и установки центральных или федеральных структур. Несомненно, это можно назвать спецификой российской модели социальной политики.

По отдельным направлениям государственной политики в социальной сфере усилия министерств и ведомств по реализации принятых решений (совет по реализации национальных проектов и др.) принято координировать.

Обратимся лишь к некоторым примерам. Первоочередными объектами в социальной сфере у государства выступают вопросы об оплате труда и охране труда. Государство также регулирует рынок труда в целях оптимизации предложения и спроса на рабочую силу, сдерживания роста и сокращения периода безработицы, обеспечения свободного перемещения работающих по стране, смягчения социальной напряженности в обществе. Для этого проводится политика содействия занятости, развитие рынка жилья, выравнивание условий жизни, социального обеспечения временно неработающих.

Регулирование вопросов труда и связанных с ними отношений в России относятся к компетенции Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), координируемая Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Эта служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральным органом, осуществляющим управление в области охраны здоровья и координирующим в этой сфере деятельность других органов исполнительной власти, является Министерство здравоохранения Российской Федерации. К его основным полномочиям относятся: осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, организации медицинской профилактики и прочие.

Организация государственного управления наукой связана с ее делением на фундаментальную и прикладную (отраслевую). Министерство образования и науки Российской Федерации -это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной и прочего рода деятельности.

Отдельно выделяется вузовская наука, которая может быть и фундаментальной, и прикладной. Эти классификации связаны с характером решаемых задач и источниками финансирования. Фундаментальная наука создает интеллектуальные ресурсы для дальнейшего продвижения исследований, ее достижения реализуются в виде товарных ценностей прикладной наукой.

Деятельность органов управления образованием в целом направлена на обеспечение федеральной программы развития образования, выполнение государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования.

Министерство культуры Российской Федерации. Его руководство отвечает за финансирование из федерального бюджета развития и сохранения культурного наследия, подготовку творческих кадров высшей квалификации, обеспечение деятельности особо ценных объектов культуры, развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют региональные программы с учетом местных, национальных и других особенностей, содействуют развитию культуры в муниципальных образованиях, поддерживают культуру малочисленных народов. Управление культурой осуществляется на основе взаимодействия как государственных, так и негосударственных организаций культуры, фондов, творческих союзов.

Исходя из масштабов выполнения социальных функций государства подразделяются на патерналистские (максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность за благосостояние делят с гражданами). В законодательстве ряда стран утверждается статус социального государства, требующий от органов власти проведения соответствующей социальной политики.

Социальное партнерство. Межсекторное социальное партнерство это конструктивное взаимодействие организаций из 2-х или 3-х секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор). Оно выгодно населению территории и каждой из сторон, обеспечивает синергетический эффект от реализации разных ресурсов при решении социальных проблем.

Преобразования в социальной сфере необходимы. В то же время сегодня в России есть как минимум три взгляда на реформу социальной сферы:

1. Резкое ограничение роли государства без развития общественного (некоммерческого) сектора социальных услуг: акцент на личную ответственность за благосостояние граждан, на восстановление роли семьи как основы социальной поддержки; переход к адресной помощи отдельным категориям малообеспеченных граждан, то есть сокращение социальной защиты до помощи гражданам, чьи доходы находятся ниже прожиточного минимума; ускорение приватизации культурных и образовательных учреждений, других объектов социальной сферы; постепенный отказ от федеральных социальных стандартов, перенос ответственности за социальную сферу на региональный и городской уровень.

2. Восстановление патернализма государства в социальной сфере до масштаба, свойственного советскому периоду. Это популистский курс оппозиции, для его действительной реализации требуется национализация собственности и восстановление социальной инфраструктуры предприятий.

3. Перераспределение социальной ответственности между государством, общественным некоммерческим сектором и бизнесом.

Итак, в последнем варианте ответственностьв развитии социальной сферы делится между государством, бизнесом и гражданским обществом при определяющей роли государства. Финансирует социальную сферу, прежде всего государство, взимая необходимые средства через налогообложение бизнеса и граждан. При этом социальные расходы рассматриваются не как непродуктивные вычеты из фонда накопления и прибыли предпринимателя, а как потенциальный источник роста. К решению социальных вопросов государство привлекает коммерческие и общественные организации, передавая им часть функций и при необходимости финансовые ресурсы.

Общественные организации также играют важную роль в реализации социальной политики в социальной сфере, поскольку очень часто сами заинтересованы в ее результатах. В.Н. Якимец рассматривает НКО «как механизм, облегчающий коммуникации между индивидами и властными структурами, при этом функционально НКО не противоречат государственным интересам. … Настрой НКО на решение повседневных социальных проблем закономерно подводит НКО к осознанию необходимости взаимодействия с органами власти всех уровней, что является одним из необходимых условий консолидации общества.

Нормативно-правовая основа институализации НКО – это принятие Федерального закона № 40-ФЗ от 5 апреля 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», реализации федеральных и региональных программ поддержки социально ориентированных НКО(ранее в 2009 г. приняли Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества). Вместе с тем остается актуальным вопрос о формировании в регионах необходимых условий для включения «третьего сектора» в существующие государственные рынки социальных услуг, внедрения в социальную сферу инновационной практики. Пока же НКО не всегда могут брать на себя ту роль, которую играют зарубежные НКО в решении социальных задач своих государств.

В развитии и функционировании НКО можно выделить ряд проблем:

1) Несовершенства технологического плана и неполная правовая информация у НКО.

2) не хватает финансовых ресурсов, что усложняет реализацию многих задач и идей. Так, крайне сложным представляется увеличение правовой грамотности населения, защита социально незащищённых слоев и т.д. Имеются налоговые проблемы: непосильная налоговая нагрузка, дискриминационного характера налоговые нормы и прочие. По данным Росстата, основной источник доходов российский некоммерческих организаций – это всевозможные взносы, пожертвования, безвозмездные платежи.

3) проблема пожертвований зарубежного происхождения; в 2013 году был принят закон о финансировании иностранными агентами НКО, м. Согласно закону, если НКО финансируется из-за рубежа и участвует в политической деятельности, то она должна состоять в реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Негосударственный некоммерческий сектор за рубежом играет существенную роль в предоставлении социальных услуг, в том числе в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении и других. Деятельность НКО в этих отраслях опирается на значительную государственную поддержку. Общественно-государственное партнерство в предоставлении социальных услуг рассматривается политиками за рубежом как важный инструмент повышения качества этих услуг и повышения эффективности в основных отраслях социальной сферы.

Тем не менее, в России именно НКО наряду с малым бизнесом принципиально способны наиболее явственно определять и удовлетворять потребности общества, а также эффективно противодействовать развитию социальных проблем. Число некоммерческих организаций в период 2011-2014 гг. возросло в 1,37 раза, что говорит о наличии благоприятных условия для их развития, а также об их значимости.

Значительное преимущество социально-ориентированных НКО от других субъектов экономики заключается в государственной поддержке, которая составляет значительную долю в источниках поступления средств. В 2014 г. практически в два раза увеличились средства, направляемые из федерального бюджета по сравнению с 2012 г., что еще раз подчеркивает роль таких организаций и ориентацию государства на социальное развитие общества.

О результативности и рациональности использования выделяемых средств, а также в целом об эффективности функционирования таких организаций можно судить по количеству людей, получивших ту или иную помощь от социально-ориентированных НКО. Общее число людей, получивших помощь, выросло в 1,33 раза за три года, что, возможно, связано с ростом числа данных организаций. Тем не менее, факт того, что динамика положительна, является фактором, позитивно влияющим на уровень жизни населения.

Наше общество и государство на данном этапе оказалось в непростой экономической и политической ситуации, однако нельзя забывать о человеческих ресурсах, которыми богата Россия. Необходимо использовать преимущества, которыми обладает государство, не пытаться переложить на себя чужой опыт стран, функционирующих в совершенно других условиях.

 

 

Основные вопросы

1. Определитерольроссийского государства применительно к сути его участия в управлении социальной сферой

2. Назовите некоммерческие организации в России активно участвующие в социальной сфере, кратко раскройте их положение

3. Укажите, что приставляет собой структура организации управления социальной сферойв России

4. Раскройте возможные перспективы деятельности отечественных государственных органов и организаций и соответствующие механизмы

 

Основные источники и литература

1. Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Приор,2016. - 32с.

2. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций:учебное пособие / коллектив авторов; под общ.ред. Н.А. Волгина. —М.: КНОРУС, 2016. — 1012 с. Тема 1.1. С. 10-15; Т. 1.2 С. 22-34. Тема 3.14

3. Романенко Н.М. Система управления социальной сферой в странах Запада. С. 39-53. /Социальное управление. Департамент социальной защиты населения города Москвы. М.: 2016. http://soc-education.ru/institute/libraries/Elektronnaya-Biblioteka/SocUpravlenie-2016.pdf

4. Социальная политика: учебник / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И.Климантовой. — М.: Издательство Юрайт, 2013. Серия: Базовый курс. Гл. 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...