Функции государства. Функции современного российского
Государства
В определениях понятия государства и государственной власти отражена их сущность и социальное назначение. Но далее возникает вопрос о том, как и в чем, проявляется сущность государства, что оно должно делать конкретно, на чем сосредоточиваются усилия его органов и учреждений в отдельные периоды развития государства и государственной власти. Ответ на поставленные вопросы связан с разработкой понятий типа и формы государства, функций государства, механизма государства и государственного аппарата. Все эти понятия тесно связаны друг с другом и призваны отражать взаимодействие отдельных сторон и компонентов государства и государственной власти, в которых проявляется их целостность. Под функциями понимают объективно необходимые направления в деятельности государства, его реализующиеся свойства. Каждое государство выполняет свои специфические функции; с этим связаны и способы анализа функций государства. В советской научной литературе анализу функций государства посвящено значительное число научных исследований, среди которых можно выделить и исследования монографического характера[21]. Обосновывалась необходимость разграничения задач (целей), определяющих содержание функций государства и функций государства как основных направлений его деятельности. Много внимания уделялось классификации функций, предметному изучению конкретного содержания и форм, способов их осуществления. Ю.А. Тихомиров и Л.А. Морозова[22] предлагают включить в определение функций государства, наряду с основными направлениями деятельности государства, и механизмы государственного воздействия на общественные процессы, а к самим функциям подходить с учетом генеральной тенденции саморегулирования общества, которое берет на себя большой объем дел. У государства остается меньший и явно обновленный набор функций. В способах их осуществления предлагается также усилить жесткость при установлении и взимании налогов, установлении правил конкуренции обеспечении экономической и иной безопасности и, наоборот, мягко и гибко стимулировать производство, поддерживать социально-культурные инициативы.
В теории социалистического государства вопрос о функциях занимал большое место, что было связано с имевшим место огосударствлением нашего общества. Об этом свидетельствовал конкретный набор функций государства и их классификация, которые были даны в научной литературе и представлены многочисленными точками зрения по каждому отдельному вопросу. Во-первых, проводилось жесткое разграничение функций эксплуататорских и социалистических государств, поскольку функции государства прямо связывались с его классовой сущностью и рассматривались как ее непосредственное выражение. Происходящее ныне изменение представлений о сущности государства, отражаемое в его определениях (о чем уже говорилось выше), не может не отразиться и на вопросе о функциях государства. Кратко остановимся на характеристике функций социалистического государства, которая давалась в советской юридической литературе, и попытаемся указать на те изменения в них, которые оказались неизбежными и уже стали фактом в новых исторических условиях. Прежде всего, все функции социалистического государства классифицировались[23] на основе такого общего признака, как сфера их реализации: все функции государства подразделялись на внутренние и внешние. К первым относили: - функцию подавления сопротивления эксплуататорских классов в переходный от капитализма к социализму период; при этом подчеркивался временный характер данной функции, акцентировалось внимание на основных созидательных функциях государства:
- хозяйственно-организаторскую функцию, охватывавшую почти полностью все народное хозяйство огромной страны, работавшее на основе единого народно-хозяйственного плана. Достаточно ярко свидетельствует о масштабах осуществления этой функции в нашей стране то, что производство около 26 млн. различных видов товаров осуществлялось в порядке реализации данной функции государства. Выполнением этой функции был занят огромный управленческий аппарат, от Совета министров СССР, Госплана СССР, аналогичных органов республик, краев, областей и т.д. до администрации каждого отдельного предприятия; - охрану социалистической собственности, прав, свобод граждан, социалистического правопорядка. Эту функцию призваны были обеспечивать правоохранительные органы (прокуратура, МВД, суды, КГБ), а также разветвленная по всей стране система органов народного контроля; - культурно-воспитательную функцию, включавшую пропаганду и наращивание социалистических ценностей культуры, регулирование развития образования, науки и т.п., реализацией которых призван был заниматься ряд отраслевых органов управления (Министерство культуры СССР, аналогичные органы в республиках, специальные органы в краях, областях, городах и районах); - регулирование меры труда и потребления; - охрану окружающей среды. Кроме того, в научной литературе анализировались и внешние функции: обороны страны, мирного сосуществования и борьбы за мир, поддержки национально-освободительных движений в зарубежных странах, братского сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. Специальные исследования были посвящены почти каждой отдельной функции государства. При этом уделялось внимание таким проблемам, как разграничение функций государства и отдельных органов, организационные и правовые формы реализации функций государства. Таким образом, складывалась своеобразная теория функций социалистического государства. Нельзя не обратить внимания и на то, что в отдельных работах, посвященных этой проблеме, в качестве критерия для выделения функций государства как направлений его деятельности выступала определенная система целей, служащих достижению главной цели государственно организованного общества[24], которая формулировалась как построение коммунистического общества.
Разумеется, определение цели является важным условием для построения системы управления обществом, ибо как известно, цель определяет способ и характер деятельности субъекта. Характер функций и структура органов государства, способы и приемы их деятельности в значительной степени определяются содержанием цели. Перечисленные выше функции социалистического государства были ориентированы на поэтапное осуществление указанной выше цели. Изменение этой цели предполагает формирование новой системы функций, новые организационные структуры, способы и приемы осуществления функций. Драматической особенностью переживаемого ныне этапа в развитии нашего общества является почти полное разрушение ставшего традиционным образа жизни и обслуживавшей его системы функций, органов, способов их деятельности при отсутствии четко определенной и принятой всем обществом конструктивной цели. Современное состояние функций государства вполне отражает данную ситуацию. Происходящие в настоящее время коренные изменения в общественном строе, государстве, правовой системе, естественно, находят свое отражение в функциях государства, прежде всего в хозяйственно-организаторской функции. Процесс приватизации предприятий неизбежно сокращает масштабы реализации этой функции. Да и способы ее осуществления не могут не претерпеть серьезных изменений в связи со становлением рыночных отношений. Поэтому становится очевидным сужение сферы прямого государственного управления, усиление роли хозяйствующих субъектов на основе обеспечения приоритета правовых и экономических методов организации хозяйственных отношений. Исходя из этого, более точно функцию организации экономической жизни страны называть экономической функцией.
Все это вызывает необходимость в резком сокращении государственного аппарата, занятого управлением народным хозяйством. Введение многообразия форм собственности, включая и частную, требует создания гибких механизмов их обеспечения. Происходящие изменения привели к резкому сокращению масштабов реализации культурно-воспитательной функции государства. Складывается ситуация, которая может свидетельствовать о неправомерности осуществления подобной функции государством. Итогом такого подхода становится коммерциализация некоммерческих ценностей, обнищание культурной сферы в целом, и в частности, образования, науки. Изменение содержания и способов осуществления данной функции вовсе не ставит под сомнение саму необходимость такой функции. Изменяется содержание экономических функций государства. Оно выражается в регулировании хозяйственной деятельности через политику налогов, способы косвенного влияния на формирование направлений развития хозяйственной деятельности. Усиливается значение функции социальной организации граждан, целью которой является созданий государством условий для самореализации граждан, обеспечения социальной защиты населения. Возрастает значение функции обеспечения безопасности граждан, социальных общностей, экономической безопасности, обеспечения прав и свобод граждан, народов, социальных общностей. Функции государственной власти тесно связаны с формированием и развитием ее основ. В современных условиях (в т.ч. и в России) наряду с другими классификациями функций особое значение приобретает их подразделение на общие: § экономическая – создание условий для развития рыночных отношений; § политическая – интеграция общества в целостность, гармонизация интересов социальных субъектов; направление деятельности по утверждению в обществе социальной справедливости; § социальная – социальная поддержка населения, развитие сферы социальных услуг, культурно-воспитательная деятельность; § юридическая – нормативное регулирование важнейших сфер жизни общества, охрана прав и свобод граждан, закрепленных в законах, форм собственности, обеспечение законности и правопорядка; § экологическая – обеспечение воспроизводства природы, поддержание закономерных связей между ее компонентами; § обороны, обеспечения мира и поддержки мирового порядка, экономического и культурного сотрудничества со всеми странами и специальные (налогообложение и взимание налогов, организация борьбы с терроризмом, контроль, организация борьбы с коррупцией и др.). В заключение необходимо обратить внимание на то, что в научной и учебной юридической литературе изложение функций государства строится на полном отождествлении понятий государства и государственной власти. На этой методологической основе в учебниках по теории государства и права говорится лишь о функциях государства.
Вместе с тем разграничение понятий государства и государственной власти требует более конкретного подхода (понятийного) к рассмотрению функций государства и государственной власти. Различие это основано на понимании государства как разновидности, точнее, всеобщей формы организации общества, народа, в связи с этим функции государства как понятия отражают его деятельность по организации всего общества, т.е. обращены во вне государства. Через осуществление функций государства обеспечивается целостность общества, через осуществление функций государственной власти – целостность самого государства. Поэтому представляется необходимым целостное рассмотрение функций государства и функций государственной власти в рамках общей теории функций государства и государственной власти. Особенно это важно для системы подготовки управленческих кадров в связи с возникшими в теоретической литературе спорами о правомерности понятия «государственное управление»[25]. При этом функции государства, выражающие его социальное назначение в действительности, первичны по отношению к функциям государственной власти, носящим производный от общих функций государства характер. Но эта проблема требует специального анализа. [1] См. об этом: Мальцев Г.В. Право и политика в контексте теории власти // Право и политика современной России. М.: Былина. 1996. С. 18-24. [2] См. Мальцев Г.В.: Там же. С. 18-39. [3] Теория государства и права / Отв. ред. А.И. Королев, Л.С. Явич. Л., 1987. [4] См.: Шапсугов Д.Ю. Народовластие (история концепции и современность). М., 1991. С. 69-82. [5] О правовой, юридической власти см.: Мальцев Г.В. Указ. работа. С. 18-24. [6] Мальцев Г.В. Право и политика в контексте теории власти // Право и политика современной России. М., Былина, 1996. С. 7, 12, 18-24. [7] Халипов В.Н. Власть. М., 1996. [8] Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. [9][9] Государственное управление: проблемы теории, истории, практики, преподавания. Материалы научно-практической конференции. Ростов н/Дону, 1993. С. 6-8. [10] Государственная власть. Правовые проблемы учреждения и функционирования. Материалы научно-практической конференции. Ростов н/Д, 1998. [11] Ефимов В.И. Власть в России. М., 1996. С. 17. [12] Ефимов В.И. Власть в России. М., 1996. С. 17. [13] Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. [14] Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М., 1984. [15] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М., 1997. [16] Советское административное право / Под ред. проф. В.М. Манохина. М., 1997. [17] Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М., 1984. [18] Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов н/Д, 1997. [19] Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1999. № 2. С. 14-22. [20] Права и свободы народов. Казань, 1995. С. 4-5. [21] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1968; Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. М., 1992. [22] Тихомиров Ю.А. Государственность: крах или воскресение // Государство и право. 1992. № 1.; Морозова Л.А. Функции современного российского государства // Государство и право. 1993. № 6. [23] Отметим, что в научной литературе проводились классификации функций и по иным основаниям (по содержанию и задачам, по методам осуществления, по значимости и др.), которые также имеют большое познавательное значение, но не рассматриваются здесь исключительно в связи с ограниченностью объема настоящего издания. [24] См.: Теория государства и права. Л., 1987. С. 233-234. [25] См. об этом: Шапсугов Д.Ю. Глава 6 в учебнике «Государственное управление. Основы теории и организации». М., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|