Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

При рассмотрении правил перевода чисел из одной системы счисления в другую ограничимся только такими позиционными системами счисления, у которых базисными числами являются последовательные целые числа от до включительно, где – основание системы счисления.

Задача перевода заключается в следующем. Пусть известна запись числа в системе счисления с каким-либо основанием :

,

где – цифры -ичной системы ().

Требуется найти запись этого же числа в системе счисления с другим основанием :

,

где – цифры -ичной системы ().

1.5 Перевод числа из -ичной системы счисления в десятичную

Перевод числа из -ичной системы счисления в десятичнуюпроизводится с применением полинома по формуле (3).

Пример №1. Необходимо перевести число 879 в десятичную систему счисления.

Решение: Согласно формуле (3), число 879 можно представить в виде полинома:

.

Ответ: 879=7910.

Пример №2. Необходимо перевести число 403.225 в десятичную систему счисления.

Решение: Согласно формуле (3), число 403.225 можно представить в виде полинома:

.

Ответ: 403.225 =103.4810.

Для того, чтобы упростить вычисление полинома, применяют схему Горнера – способ вычисления полинома, названный в честь британского математика Уильяма Джорджа Горнера (1786-1837).

Для целых чисел эта схема используется следующим образом: старшую цифру умножаем на основание системы счисления, добавляем вторую цифру, результат умножаем на основание, добавляем третью цифру, и так далее до тех пор, пока не прибавим последнюю цифру.

Пример №3. Необходимо перевести число 52047 в десятичную систему счисления, используя схему Горнера.

Решение: Согласно формуле (3), число 52047 можно представить в виде полинома, и затем вычислить полином с помощью схемы Горнера:

.

Ответ: 52047 =181710.

При переводе дробных чисел также можно применить схему Горнера для вычисления полинома.

Пример №4. Необходимо перевести число 0.0112 в десятичную систему счисления, используя схему Горнера.

Решение: Согласно формуле (3), число 0.0112 можно представить в виде полинома, и затем вычислить полином с помощью схемы Горнера:

.

Ответ: 0.0112 =0.37510.

Пример №5. Необходимо перевести число 0.3258 в десятичную систему счисления, используя схему Горнера.

Решение: Согласно формуле (3), число 0.3258 можно представить в виде полинома, и затем вычислить полином с помощью схемы Горнера:

.

Ответ: 0.3258 ≈0.41610.

 

1.6 Перевод числа из десятичной системы счисления в -ичную

Перевод числа из десятичной системы в систему счисления с основанием осуществляется отдельно для целой и дробной частей числа. Окончательный ответ записывают в виде сложения переведенной целой и переведенной дробной частей числа.

Рассмотрим сначала особенности перевода для целой части числа.

Целое десятичное число делится нацело на основание , затем на делятся последовательно все частные от целочисленного деления, до тех пор пока частное не станет меньше основания. B результат заносятся последнее частное (либо неполное частное) и все остатки от деления, начиная с последнего.

Пример №6. Необходимо перевести число 357 в двоичную систему счисления.

Решение: Число 357 необходимо делить нацело на основание 2 до тех пор, пока частное не станет меньше основания, т.е. меньше 2. Результат деления представлен в таблице 1.

Таблица 1. Перевод числа 357 в двоичную систему счисления

Делимое Делитель (основание системы счисления) Частное/ неполное частное Остаток от деления
       
       
       
       
       
       
       
       
Последнее частное, равное 1, меньше основания 2, поэтому деление завершается.

 

B результат заносятся последнее частное и все остатки от деления, начиная с последнего. Т.е., сначала в результат заносится последнее частное, равное 1, полученное в результате деления 2 на 2. Затем заносится остаток от деления 2 на 2, равный 0. Затем остаток от деления 5 на 2, равный 1, и т.д. Таким образом, получается число 1011001012.

Ответ: 357=1011001012.

Пример №7. Необходимо перевести число 3968 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение: Число 3968 необходимо делить нацело на основание 16 до тех пор, пока частное не станет меньше основания, т.е. меньше 16. Результат деления представлен в таблице 2.

Таблица 2. Перевод числа 3968 в шестнадцатеричную систему счисления

Делимое Делитель (основание системы счисления) Частное/ неполное частное Остаток от деления
       
    15 = F16  
Последнее неполное частное, равное 15, меньше основания 16, поэтому деление завершается.

 

B результат заносятся последнее частное и все остатки от деления, начиная с последнего. Т.е., сначала в результат заносится последнее частное, равное F, полученное в результате деления 248 на 16. Затем заносится остаток от деления 248 на 16, равный 8. Затем остаток от деления 3968 на 16, равный 0. Таким образом, получается число F8016.

Ответ: 3968= F8016.

Далее рассмотрим особенности перевода для дробной части числа.

Десятичная дробь последовательно умножается на основание , причем сразу после каждой операции умножения полученная целая часть записывается в результат и в дальнейшем умножении не участвует. Количество операций умножения зависит от требуемой точности.

Пример №8. Необходимо перевести число 0.472 в двоичную систему счисления.

Решение: Десятичная дробь 0.472 последовательно умножается на основание 2, и после каждой операции умножения полученная целая часть записывается в результат (результат начинается с цифры 0, за которым следует точка) и в дальнейшем умножении не участвует. Количество операций умножения зависит от требуемой точности.

Процесс перевода десятичной дроби 0.472 в двоичную систему счисления показан в таблице 3.

Таблица 3. Перевод десятичной дроби в двоичную систему счисления

Первый множитель Второй множитель (основание системы счисления) Произведение Целая часть произведения Запись целой части произведения в результат
0.472   0.944   0.0
0.944   1.888   0.01
0.888   1.776   0.011
0.776   1.552   0.0111
0.552   1.104   0.01111
0.104   0.208   0.011110– будем считать, что требуемая точность достигнута, и поэтому процесс перевода завершаем

 

Таким образом, в результате перевода получается число 0.011110…2.

Ответ: 0.472=0.011110…2.

Пример №9. Необходимо перевести число 0.86 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение: Десятичная дробь 0.86 последовательно умножается на основание 16, и после каждой операции умножения полученная целая часть записывается в результат (результат начинается с цифры 0, за которым следует точка) и в дальнейшем умножении не участвует. Количество операций умножения зависит от требуемой точности.

Процесс перевода десятичной дроби 0.86 в шестнадцатеричную систему счисления показан в таблице 4.

Таблица 4. Перевод десятичной дроби в шестнадцатеричную систему счисления

Первый множитель Второй множитель (основание системы счисления) Произведение Целая часть произведения Запись целой части произведения в результат
0.86   13.76 13=D16 0.D
0.76   12.16 12=C16 0.DC
0.16   2.56   0.DC2
0.56   8.96   0.DC28
0.96   15.36 15=F16 0.DC28F– будем считать, что требуемая точность достигнута, и поэтому процесс перевода завершаем

 

Таким образом, в результате перевода получается число 0.DC28F…16.

Ответ: 0.86=0.DC28F…16.

Пример №10. Необходимо перевести число 3968.86 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение:Сначала переводим целую часть числа, равную3968, согласно методике, описанной в примере №7, а затем дробную часть, равную 0.86, согласно методике, описанной в примере №9. Окончательный ответ записываем в виде сложения переведенной целой и переведенной дробной частей числа. Переведенная целая часть равна F8016, а переведенная дробная часть равна 0.DC28F…16. Складывая их, получаем F80. DC28F…16

Ответ: 3968.86 = F80.DC28F…16.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...