Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По просьбе родителей и родительских комитетов публикуем выдержки из обзора по уполномоченному по правам ребенка в школе (омбудсмена).




Автор: Лада Леденева, Ставропольский край. Специально для ВК

В школах Ставропольского края завершились выборы первых уполномоченных по правам ребенка. Инициатива создать новый правовой институт в образовательных учреждениях была озвучена детским омбудсменом края Светланой Адаменко в августе этого года. Основная задача школьного уполномоченного - консультировать подростков по правовым вопросам и помогать им отстаивать свои законные интересы.

Пилотными территориями по реализации проекта стали город Георгиевск и Шпаковский район. Выборная кампания здесь стартовала в сентябре. По данным краевого министерства образования, в общей сложности в Георгиевске и Шпаковском районе Ставрополья на должность школьных Уполномоченных по правам ребенка было выдвинуто более 150 человек. Предложения по кандидатурам принимались от учеников местных школ и интернатов.

«Среди претендентов на звание уполномоченного по правам ребенка образовательного учреждения развернулась настоящая предвыборная борьба, - сообщила уполномоченный при краевом губернаторе по правам ребенка Светлана Адаменко. - Были проведены дебаты между претендентами, выпускались листовки и газеты о деятельности претендентов, кандидаты выступали на родительских собраниях, классных часах, собраниях учащихся, педагогов. Ребята на должность защитников своих интересов выдвигали любимых педагогов, социальных педагогов, психологов, родителей, а также бывших выпускников своих школ – студентов вузов Ставропольского края».

По итогам выборов в Георгиевске в десяти общеобразовательных школах, детском доме, и школе–интернате для слабослышащих детей было избрано 12 школьных омбудсменов. Среди них пятеро учителей-предметников, четыре школьных психолога и три социальных педагога. В Шпаковском районе на должность школьного уполномоченного по правам ребенка был избран 21 человек, 17 из которых представители педагогических коллективов, двое - представители родительской общественности, а также студент СевКавГТУ и предприниматель. С 1 ноября школьные омбудсмены приступили к защите прав учеников.

 

ОМБУДСМЕН В ШКОЛЕ.

По просьбе родителей и родительских комитетов публикуем выдержки из обзора по уполномоченному по правам ребенка в школе (омбудсмена).

В российских школах в настоящее время реализуется модель введения омбудсмена, который является не только уполномоченным по правам ребенка, но является уполномоченным по правам участников образовательного процесса.

Правовая база для введения структуры уполномоченного по правам участников образовательного процесса в школе отсутствует. Инициативы по введению подобной структурной единицы в школе сомнительны с правовой точки зрения. Законным представителем ребенка являются его родители. Представительство интересов совершеннолетних граждан, каковыми являются родители и учителя, регулируется нормами гражданского законодательства. Уполномоченный не имеет правовых оснований на представление интересов как школьников, так и их родителей и учителей. Наделение омбудсмена какими-либо полномочиями затрагивает законные права и интересы граждан и имеется опасность незаконного вмешательства омбудсмена в частную жизнь граждан, которая защищена законом. Высказывается мнение, что деятельность омбудсмена возможна в рамках договорных отношений участников образовательного процесса. Однако, деятельность омбудсмена не относится к сфере образовательных услуг, поэтому подобная точка зрения вряд ли имеет реальные правовые перспективы. Поэтому в ряде школ предлагается омбудсмена сделать независимой фигурой, назначаемой советом школы. При этом по-прежнему остается вопрос об отсутствии обязательности распоряжений и рекомендаций омбудсмена для участников образовательного процесса. По сути, омбудсмен представляется фигурой, собирающей информацию о конфликтах в школе, а также личную информацию участников образовательного процесса, с размытыми функциями, полномочиями, при отсутствии личной ответственности. Кроме того, неясны источники финансирования деятельности омбудсмена и гарантии его независимости.

Вместе с тем, в ряде школ Москвы, Волгоградской области и других регионов России уже действуют школьные омбудсмены, которые занимаются как детьми, так и учителями и родителями. Часто эти функции выполняют социальные педагоги. Бывший уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ А. Головань пояснял, что омбудсмены выявляют нарушения и устраняют проблемы. Кроме того, высказался о необходимости создания механизмов подачи жалоб детьми на возникающие конфликты, и на нарушение их прав. «Это может быть как телефон доверия, так и специальные почтовые ящики. Нужно развивать самоуправление детей», — пояснил Головань.

Управление образования Южного округа г. Москвы, к примеру, реализует экспериментальный проект «Учреждение института уполномоченного по правам в школе», конечной целью которого является формирование правового пространства в школе и избрание Уполномоченного по правам участников образовательного процесса (омбудсмена).

Как указано на сайте, уполномоченный в школе омбудсмен — это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей. По мнению авторов сайта, в основе работы Уполномоченного лежит философия сотрудничества.

Дополнительную информацию об Институте Омбудсмена можно найти на сайтах: www.school-sector.relarn.ru и www.prpc.ru

С учетом изложенного, обеспокоенность вызывает заявление уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, сделанное им 08 февраля 2010 года, что во всех столичных школах будут созданы институты уполномоченных по правам участников образовательного процесса. Ожидается, что данное нововведение упростит разрешение конфликтных ситуаций в учебных заведениях. Уполномоченные по правам участников образовательного процесса появятся предположительно с 1 сентября 2010 года в школах каждого округа Москвы. Сначала омбудсмены появятся хотя бы в одном учебном заведении административного округа столицы. А на следующем этапе этот опыт будет распространяться внутри округа. Детский омбудсмен столицы подчеркнул, что такие люди появятся в школах лишь «на добровольной основе».

В интервью сайту «Милосердие.ru» Евгений БУНИМОВИЧ сказал, что речь идет не об обязательном введении уполномоченных, но о такой возможности. Нужен ли школе омбудсмен, каждая школа решит сама.

«Если в школе хорошая атмосфера, нет серьезных конфликтов учителей с учениками, и учителя не видят необходимости в таких уполномоченных, то они вправе оставить все так, как есть. Но если постоянно вспыхивают и усугубляются конфликты, мы с такой школы спросим: почему вы не сделали так, чтобы не доводить конфликт до кризисной ситуации?», — пояснил Бунимович.

Также только сама школа может решить, кому доверить функции уполномоченного. По словам Бунимовича, это должны быть самые уважаемые люди в коллективе из числа учителей или психологов. Теоретически допускается и член родительского комитета, но сегодня родители не настолько в курсе учебного процесса. Как уполномоченный по правам ребенка в Москве видит эту помощь?

Однако выяснилось, что нет никаких специальных инструкций, методических пособий. Предполагаются только семинары по обучению и обмену опытом на базе Института открытого образования (бывшего Института усовершенствования учителей). Не продуман алгоритм обращения учителя или ученика за помощью. Евгений Бунимович считает, что достаточно доверия учителя или ученика к омбудсмену, а возможность на перемене или после уроков подойти к нему посоветоваться всегда найдется.

Выводы:

1. Введение в школе штатной единицы уполномоченного по правам участников образовательного процесса (омбудсмена) не обязательно, каждая школа решает самостоятельно — нужен ей омбудсмен или нет.

2. Правовой основы для деятельности школьных омбудсменов нет. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие деятельность омбудсменов. Школы, которые введут единицу омбудсмена должны самостоятельно определить его полномочия, ответственность, финансирование.

3. Самое сложное определиться в том, кого, от кого, и как должны защищать и чьи права от кого и как охранять школьные уполномоченные: то ли детей от учителей, то ли наоборот, то ли их всех вместе от родителей.

4. Родителям и учителям стоит серьезно подумать о том, стоит ли соглашаться на введение омбудсмена в школе и как это отразится на их правах и интересах.

Зачем школе омбудсмен?

Сизов Дмитрий Геннадьевич, юрист-консультант «Журнала руководителя управления образованием»

Не так давно в нашем обиходе появилось очередное иностранное слово, которое, судя по всему, приживется — и, возможно, надолго. Это слово «омбудсмен». Кто это и зачем он нужен школе? Попробуем разобраться.

Кто такой омбудсмен?

«О́мбудсмен» (от шведского ombudsman, омбудсман, «представитель») — должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

Простыми словами, омбудсмен – это независимое лицо, которое рассматривает и расследует жалобы граждан на должностных лиц.

Можно сказать, что основной задачей омбудсмена является помощь в разрешении конфликтов государственных и индивидуальных интересов, восстановлении «баланса сил» государства и общества в области защиты прав и свобод.

В нашей стране данный институт впервые был предусмотрен Конституцией РФ 1993 года (пункт «е» ч.1 ст.103). Омбудсмен в России именуется «уполномоченный по правам человека» (далее – «Уполномоченный»).

В соответствии с федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Уполномоченный действует в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Казалось бы, для чего государству создавать подобный институт, который в некоторой степени может работать «против» него — против решений или действий, принимаемых лицами, наделенными властными полномочиями? Однако служба омбудсменов не угрожает административной системе, т.к. у нее чаще всего отсутствуют возможности по принятию актов, решений, которые будут обязательны для исполнения другими лицами*.

Это обстоятельство позволяет государственным служащим воспринимать и принимать рекомендации омбудсмена. Как правило, властные структуры не

препятствуют его расследованиям, потому что в итоге его работа помогает появлению и утверждению доверия к власти, уменьшению настороженности общества по отношению к управленцам.

1 сентября 2009 года в России была официально учреждена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986).

Уполномоченный по правам ребёнка имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, организации;

· проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

· направлять во властные органы и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов.

В 1998 году в Москве появились первые Уполномоченные по правам участников образовательного процесса, которые были призваны стать дополнительным «рычагом», помогающим защищать права и интересы всех участников образовательного процесса, с приоритетным направлением по защите прав и интересов ребенка. В настоящее время уполномоченные по правам участников образовательного процесса имеются в образовательных учреждениях многих регионов России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...