Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сизов Дмитрий Геннадьевич,




юрист-консультант «Журнала руководителя управления образованием»

ОППОЗИЦИЯ:

Деятельность такого рода неэффективна, а кроме того, не обеспечивает детям опыта правового поведения. Такой человек, либо выполняет функцию следователя, либо принимает исключительно сторону ребёнка. Педагогического эффекта в работе омбудсмена мало:(До тех пор пока не произойдёт понимания значимости системы демократического управления школой многие проблемы российского образования и общества будут оставаться. Демократическая школа - это школа, в которой принимаются нормы и правила общей жизни и именно на них опираются при возникновении конфликтной ситуации. При принятии решения одним человеком риск совершения ошибок повышается. Демократия в школе во многом несёт воспитывающую функцию. Демократия даёт очень многое детям в плане развития - социальной компетентности, коммуникативных навыков, критического мышления, уважения прав и свобод других людей, а самое главное - представление о том, что же такое гражданское общество не теоретически - рассказами учителя о демократии на уроках права, а через систему школьного соуправления.

 

С нового учебного года в московских школах появятся уполномоченные по правам всех участников образовательного процесса — школьников, их родителей и учителей.

Противники нововведения опасаются появления «сотен Павликов Морозовых».

Уполномоченные по правам участников образовательного процесса появятся предположительно с 1 сентября 2010 года в школах каждого округа Москвы. Об этом GZT.RU сообщил Евгений Бунимович, детский омбудсмен Москвы. «С департаментом образования Москвы у нас достигнута договоренность: они не издают приказ о том, что с сентября омбудсмены появляются везде. Это приведет к противоположному результату. Здесь не должно быть администрирования», — сказал он.

По мнению Бунимовича, ученики, их родители и учителя смогут обращаться к омбудсмену за советом, а также для разрешения конфликтов. Омбудсменом может стать человек, который пользуется уважением учащихся и педагогов. «Им может быть кто-то из актива родителей, учителя, да хоть школьный библиотекарь. Лишь бы этот человек пользовался авторитетом и вызывал доверие в школе», — заметил Евгений Бунимович.

Он рассказал, что сначала омбудсмены появятся хотя бы в одном учебном заведении административного округа столицы. А на следующем этапе этот опыт будет распространяться внутри округа. Детский омбудсмен столицы подчеркнул, что такие люди появятся в школах лишь «на добровольной основе». «В школах, где будут возникать конфликты, но где нет института омбудсмена, будем задавать вопросы, почему они довели ситуацию до конфликта», — предупредил он.

Бунимович предполагает, что детских омбудсменов будут готовить на базе Института открытого образования. И надеется, что эта должность станет оплачиваемой.

Омбудсмены выгорают эмоционально

В Южном административном округе институт уполномоченного по правам участников образовательного процесса существует уже 11 лет. Начинался он как эксперимент в гимназии № 1552, а затем, после изучения его результатов, был предложен к внедрению в других школах. «У нас это добровольно, школы никто не заставляет», — заметила GZT.RU Ляля Неповиннова, руководитель проекта по подготовке кадров уполномоченных и сопровождению при управлении образования ЮАО.

Положение об омбудсмене в гимназии № 1552 (фрагменты):

— назначается решением совета школы в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановлению нарушенных прав;

— при вступлении в должность приносит присягу: «Я клянусь защищать права и достоинство учащихся, родителей и учителей гимназии № 1552, исполнять свои обязанности добросовестно, быть беспристрастным и руководствоваться международными актами по правам человека. Конституцией РФ, законом об образовании, Правилами школьной жизни и голосом совести;

— приоритетным в деятельности уполномоченного является защита прав несовершеннолетних участников образовательного процесса;

— занимается разрешением жалобы, если считает, что его усилия могут привести к разрешению конфликта;

— администрация школы оказывает уполномоченному всемерное содействие, представляет запрошенные материалы и документы, иные сведения, необходимые уполномоченному для осуществления его компетенции, а также помогает понять мотивы принятых решений;

Источник

По ее словам, сейчас в Южном округе работают 140 омбудсменов (всего в округе 190 школ). Как правило, они назначаются на эту должность из числа школьных психологов, учителей и социальных педагогов. Эти люди в течение учебного года проходят обучение в лаборатории по подготовке кадров омбудсменов, после чего выдвигают свои кандидатуры на голосование в школе. «Не факт, что после обучения они будут избраны», — добавила Ляля Неповиннова. В голосовании принимает участие вся школа, а затем победителя утверждает орган самоуправления учебного заведения.

Омбудсмены, работающие в школах, за свой труд получают прибавку к зарплате от управления образования. Они выбираются сроком на четыре года, по его окончании могут быть избраны еще один раз. «Тут высокий риск эмоционального выгорания, не все смогут пойти на второй срок», — рассказала Неповиннова.

Она сообщила, что в школах, где работают омбудсмены, снимается напряженность в ученическом коллективе.

Проблемы у среднего звена

Чаще всего к школьному омбудсмену обращаются школьники 6–8 классов, сообщила GZT.RU Ирина Гуськова, учитель математики и омбудсмен школы № 629. «Взрослые ученики, а также учителя и родители пытаются сами разрешать какие-то конфликты, не прибегая к моей помощи», — заметила она.

Омбудсмену чаще всего жалуются на проблемы, связанные с межличностным общением, а также на нарушение правил школьной жизни. «Иногда детям приходится объяснять, что никакого конфликта тут нет, и требования учителей в данном вопросе вполне справедливы», — рассказала Гуськова. Она уверена, что омбудсмен учит детей тому, что существуют права и обязанности и что их нужно выполнять.

В решении конфликтов омбудсмен, по словам Ирины Гуськовой, старается не прибегать к посторонней помощи. «Я могу поговорить после визита ученика с учителем, но именно, что поговорить — дать совет, а не отчитать как начальник, — добавила она. — Иногда, когда требуется, прибегаю к помощи администрации школы».

По наблюдениям Гуськовой, есть такие проблемы, которые ни она, ни администрация школы все равно решить не могут. «Например, мы просим школьников не бегать на перемене. Или просим учителей не задерживать класс на перемене после урока. Но эти проблемы не исчезают», — добавила она.

Массовые жалобы

Введение института уполномоченного по правам участников образовательного процесса — опасная вещь, уверен Сергей Комков, руководитель Всероссийского фонда образования. «Это приведет к тому, что у нас ученики будут толпами ходить и жаловаться, — объяснил он свою позицию GZT.RU. — Мы будем готовить сотнями Павликов Морозовых. При нормальной постановке вопроса омбудсменом по правам ребенка в школе должен быть директор школы».

Появление новой должности в школе может привести к появлению новых конфликтов, считает Комков. «Лучше идти по пути, когда в школе работает квалифицированный психолог», — добавил руководитель Всероссийского фонда образования.

 

GZT.RU

10-02-2010 09:20

 

 


 

Конвенция ООН о правах ребёнка:

Ст. 19 - даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты;

Ст. 6 - предусматривает обеспечение в максимально возможной степени здоро­вого развития ребёнка;

Ст. 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательства на его честь и репутацию;

Ст. 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

Ст. 27 - признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

Ст. 34 - защиту ребёнка от сексуального совращения;

Ст. 37 - защиту ребёнка от других форм жестокого обращения;

Ст. 39 - меры помощи ребёнку, явившемуся жерт­вой жестокого обращения.

 

Первый омбудсмен (в буквальном переводе «человек справедливости») – уполномоченный по правам человека – появился в Швеции в 1807 году. В девяностых годах двадцатого века этот бесплатный внесудебный институт возник в России: новая российская Конституция включила должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в число семи высших конституционных должностей.

Везде есть конфликты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...