Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и структура педагогической науки




(Бордовская)

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализу-емая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обу-чения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специаль-ные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педаго-гический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследо-вания, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые ле-жат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирова-ния путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффек-тивных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в об-ществе.

Педагогика ¾ это наука о педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы.

Педагогика как наука выполняет три основные функции: теоре­тическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).

Для того чтобы профессионально обучать и воспитывать, надо знать педагоги­ку как науку. Но одно лишь знание не всегда обеспечивает умение эффективно решать педагогические задачи. Для успеха в деле обучения и воспитания, прояв­ления педагогического мастерства, необходимо органическое соединение научно-педагогических знаний с постоянным личным творчеством человека, выполняю­щего педагогическую миссию.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

Объект педагогики (Макаренко А.С.) – педагогический факт (явление). Современная педагогика, развивая эту мысль, определяет объект как те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предмет педагогики – образование как реальный, целостный педагогический процесс (ЦПП), целенаправленно организуемый в различных образовательных институтах (семья, образовательные, культурно-воспитательные, исправительные, медико-педагогические учреждения).

Педагогика – наука, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, следовательно, педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образования.

(Из педагогической энциклопедии) Систематизация педагогического знания возможна по различным основаниям, в результате получается своего рода многомерная матрица. Выделяются разделы педагогики по отдельным аспектам педагогического исследования и процесса.

Методология педагогики изучает методы, методику и технику педагогического исследования.

Общая педагогика определяет категориальный строй педагогики и её наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников, законы и закономерности.

Теория воспитания изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы.

Дидактика исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к отдельной дисциплине.

Методики преподавания (частные методики) изучают специфику преподавания отдельных дисциплин.

Теория управления образованием – формирующаяся отрасль, разрабатывает проблематику общей организации учебных заведений и их систем (ранее эти вопросы составляли предмет школоведения).

Помимо названных выше разделов иногда выделяются и другие, частично охватывающие традиционные сферы. Так, педагогическое науковедение рассматривается как теория построения педагогической науки и её категориального оформления (ранее эта сфера относилась только к общей педагогике и методологии педагогики).

Педагогическое прогнозирование исследует перспективы развития педагогики как науки и образования как системы.

Структура педагогики ( Пидкасистый)

1) Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

2) Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатываются теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях и в условиях одно, дву- и многодетных, полных, неполных семей.

3) Школьная педагогика как наука является базой для построения вузовской педагогики, которая выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.

4) Педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

5) Педагогика среднего специального образования. В связи с развитием комплексов по вертикали типа "педколледж-педвуз" интегрируются силы ученых, разрабатывающих теорию и практику профессиональной подготовки кадров на границе среднего и высшего уровней специального образования.

6) Педагогика высшей школы: будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики, авторы научных теорий, разработчики концепций, создатели инновационных технологий в своих специальных областях.

7) Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства производства, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

8) Военная педагогика вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

9) Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. В последнее время укореняется понятие "второго образования", которое дают многопрофильные образовательно-воспитательные учреж­дения.

10) Педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста.

11) Исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

12) Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

13) Специальные педагогические науки: сурдопедагогика (воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (воспитание детей с отклонениями различной тяжести в умственном развитии), логопедию (преодоление нарушений речи) – разрабатывают теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии.

14) Лечебная педагогика. Ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками.

15) История педагогики известна как наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом. История педагогики исследует этапы, тенденции развития педагогических теорий и идей, а также систем образования. Поскольку учения и идеи суть продукты деятельности людей, история педагогики изучает и деятельность конкретных педагогов, хотя чисто «персонологический» подход имеет ограниченное значение.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...