Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система соц. образования в РФ




Чеснокова на консультации 2011 г. дала следующую структуру ответа:

1) Социологическому факультету МГУ им. Ломоносова 20 лет. Это первый социологический факультет в Москве (первый в России - в Санкт-Петербурге). До этого социологов готовили на философском факультете.

Таким образом, система в историческом масштабе социология - очень молодая наука в нашей стране.

2) На сегодняшний день многие ВУЗы отказываются от социологии в учебных планах. Профессия преподавателя социологии на уровне ВУЗа не является востребованной.

Таким образом, положение социологии в обществе не является прочным. Социолог на сегодняшний день не очень востребован.

3) Социолог обязательно должен владеть инструментарием.

4) Должны изучать реальные социальные системы, следовательно, должна быть глубокая прикладная часть.

5) Для нашей страны характерна ориентация на фундаментальное образование. Мы готовим социолога как человека с обширными познаниями.

Система социологического образования:

1) Начата подготовка социологов в рамках бакалавриата (не на нашем факультете)

2) Аспирантура. Это не только подготовка кадровых работников высшей квалификации, но и подготовка педагогических кадров высшей квалификации.

Социологическое образование в России начиналось с включения в университетские курсы по другим дисциплинам социологического материала – от отдельных фрагментов и примеров до целых лекций. В 1960 году на философском факультете МГУ создается межкафедральная социологическая лаборатория. В 1968 году на философском факультете МГУ создается кафедра методики конкретных социальных исследований. Организатором и первым заведующим кафедрой была профессор Г.М. Андреева. В конце 1970-х гг. для студентов и аспирантов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории.

В.И. ДОБРЕНЬКОВ «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО»,2004

Развитию российской социологии послужили прикладные социальные исследования 60-80-х годов. Однако ключевым фактором институционализации социологии призвано было стать профессиональное социологическое образование. До этого времени в России оно находилось в состоянии «подполья», лишь в качестве едва заметных очагов социологического просвещения. Вполне очевидно, что только профессионально подготовленные специалисты способны грамотно и полноценно использовать достижения науки и развивать ее. Решающей вехой в становлении социологического образования стало открытие в 1989г. социологических факультетов в Московском и Санкт-Петербургском государственных университетах. С тех пор в стране сделаны масштабные шаги в развитии социологического образования. В 1989г. лишь 6 вузов осуществляли подготовку социологов (из них только 2 вуза располагали факультетами, 2 - имели отделения и 2 - кафедры социологии). В настоящее время 105 вузов России готовят социологов.

Добренькое В.И., Зборовский Г.Е., Нечаев В.Я. Социологическое образование в России. М., 2003. с. 67 - 68

За период с 1989г. до 2003г. открылись 105 факультетов, отделений и кафедр. Более 20 тысяч выпускников получили социологическую специальность, преподавали социологию более 4 тысяч человек.

Добренькое В. И. Качество социологического образования в современной России: вызовы времени и пути дальнейшего развития // Социологическое образование в России. 2007.

Наряду с показателями роста, обнаружились некоторые противоречивые тенденции. В 2000г., на основе введенного второго Государственного образовательного стандарта, социология была лишена статуса обязательного базового вузовского курса. Став учебной дисциплиной по выбору, она попала в зависимость от позиции руководства вузов. Особенно это коснулось технических вузов. В результате к 2006г. учебное время, выделенное на преподавание социологии в непрофильных вузах, сократилось на 35%, а количество преподавателей-социологов - более чем на четверть.

К трудностям можно отнести и последствия растущей специализации, в результате чего от основной базовой специальности "социология" отделились "связи с общественностью", "социология маркетинга", "социальная антропология", "социальная работа" и др. Оставаясь, в сущности, направлениями социологической подготовки, эти специализации начали "дробить" и "размывать" профессиональное поле социологии.

В профессиональном сообществе социологов сегодня поднимается еще одна проблема - прикладной, рыночно-прагматической переориентации социологического образования. Нередко программы обучения социологов слишком теоретизированы, не учитывают российской реальности, потребностей и интересов российского работодателя. Другой стороной обозначенной проблемы оказывается искусственная подстройка образовательных программ (особенно в негосударственных вузах) под интересы рынка, и тогда начинает страдать качество подготовки специалистов-социологов. Однако, несмотря на указанные трудности, процесс роста в настоящее время продолжается: в российских вузах работают 300 кафедр социологии. Подготовка социологов ведется на 150 социологических факультетах и отделениях.

Массовое распространение социологического образования в России, развернувшаяся работа по созданию и внедрению Государственного образовательного стандарта третьего поколения, вхождение России в Болонский процесс актуализировали проблему качества данного образования. Это касается не только внедрения пяти основных базовых, ключевых социальных компетентностей в программу социологического образования - здравоохранения, гражданственности, социального взаимодействия с обществом, компетентности в общении, информационно-технологической. Повсеместно идущая в российских вузах смена программ подготовки "специалиста" на программы "бакалавра" и "магистра" обостряет вопросы качества содержания образования на всех его ступенях. Невольно происходит раздвоение "специалиста-социолога" на "бакалавра-социолога" и "магистра-социолога". Возникает вопрос, с какой ступени можно говорить о полной профессиональной подготовке социолога? Кстати, этот вопрос волнует сейчас не только научную социологическую общественность, но и российских работодателей. Пока, чаще всего, они воспринимают диплом "бакалавра" как вариант незаконченного высшего образования.

С сайта факультета из программы развития факультета

Парадокс социологического образования в России заключается в следующем:

• Прикладных социологов обучают их антагонисты, академические социологи, обучают на свой лад и своему взгляду на мир. Хотя более эффективным способом надо признать обучение прикладников специалистами, имеющими опыт работы в прикладной области. К сожалению они редко идут преподавать в вузы.

• После окончания социологического факультета большинство выпускников устраивается в прикладной сфере, хотя к ней они, в силу перекосов в образовании, почти совершенно не готовы.

• Большинство выпускников-социологов идет в прикладную сферу, где их окружают в большинстве своем специалисты чуждых им (негуманитарных) профессий, с которыми они не могут долго найти общий язык и которым они стесняются признаваться в том, что они социологи.

• На рынке труда социологи-прикладники в большинстве своем проигрывают своим коллегам экономистам и психологам, обучение которых больше ориентировано на практику.

Согласно квалификационной характеристике выпускник-социолог, квалификация которого определяется как "социолог, преподаватель социологии", должен:

• знать теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки, принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

• владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования;

• уметь использовать компьютерные технологии для обработки социологической информации;

• иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социологии;

• уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии;

• владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений;

• уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности;

• владеть инновационными технологиями в практике социологической работы.

Два основных структурных подразделения, две подсистемы социологического образования – общее (непрофессиональное) и профессиональное образование. К общему относится дошкольное, начальное, основное, среднее (полное), дополнительное образование. К профессиональному относится начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное образование. В структуре социологического образования выделяют: базовое высшее профессиональное образование, послевузовское образование, дополнительное образование. В рамках высшего профессионального образования осуществляется подготовка бакалавра социологии (4 года очного обучения), специалиста (5 лет), магистра (6 лет). Заочное обучение соответственно продлевает эти сроки в среднем на год. Послевузовское социологическое образование включает в себя аспирантуру и докторантуру (также по очной и заочной формам обучения). Кроме того, в структуре послевузовского социологического образования существует институт соискательства, означающий прикрепление соискателей ученой степени кандидата и доктора наук для сдачи кандидатских экзаменов, написания кандидатской и докторской диссертаций по социологическим наукам.

Дополнительное социологическое образование предполагает создание специальных программ и предоставление соответствующих услуг в порядке повышения квалификации. Прохождение программы предполагает последующую выдачу специальных документов (сертификатов, дипломов, свидетельств и т.д.) о получении дополнительного социологического образования. Как правило, такое образование осуществляется на базе социологических факультетов и отделений, больших и сильных кафедр социологии. Дополнительное образование преследует цель не только повышения уже имеющейся квалификации, но и получения дополнительной квалификации на базе уже имеющегося высшего образования.

Соломатина (лекции) Основные проблемы реализации социологического образования в России:

система регулярного социологического образования так и не сформировалась; спад интереса части общественности к социологии; сокращение учебного времени на социологические дисциплины переориентировало преподавателей на чтение других учебных дисциплин; не сформировалась система повышения квалификации преподавателей социологии; качество значительной части учебной литературы по социологии, используемой в вузах. Не хватает практикумов по освоению студентами методов социологического исследования; проблема международной координации и кооперации в социологическом образовании.

Требования и условия, вытекающие из факта вступления России в Болонский процесс:

 

· принятие единой Европейской системы квалификаций

· формирование Национальной системы квалификаций

· два уровня высшего образования: бакалавриат и магистратура

· компетентностный подход: проектирование образовательных программ, ориентированных на результат образования

· использование системы зачетных единиц (кредитов), соотносимой с ECTS (European Credit Transfer System);

· применение модульного принципа организации образовательной программы

· выдача Европейских приложений к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement)

8. Сущность и содержание процесса воспитания

(Бордовская, Реан, лекции Чесноковой по Соц. педагогике)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...