Знаково-контекстная модель обучения А.А. Вербицкого
Создается система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование конкретной ситуации, придает ей смысл и значение, как целому, так и отдельным ее компонентам. Студент усваивает информацию с самого начала в контексте профессиональных практических действий и поступков. Имитационная модель - содержит модели профессиональных ситуаций:- присвоение - через самостоятельное мышление;- единица работы - «профессиональноподобное» действие Социальная модель: - содержит проблемные ситуации; - присвоение происходит в совместных формах работе, интерактивных группах; - единица работы - поступки. + ответы прошлых лет как добавление, инфу не проверяла, но вроде адекват для прочтения Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих оснований. 1. По основанию непосредственности/опосредованности взаимодействия обучающего и обучающегося могут быть выделены формы контактного (все традиционно разрабатываемые направления обучения) и дистанционного обучения («на расстоянии» при помощи специальных взаимодействующих на входе и выходе технических средств). 2. По основанию принципа сознательности (интуитивизма) выделяется обучение, соотносимое с характером освоения опыта. Это, например, интуитивное освоение ребенком родного языка, определенное Л.С. Выготским как путь «снизу-вверх» (сюда относится и возникшее в середине 60-х годов суггестопедическое направление Г.К. Лозанова), и обучение, основанное на принципе сознательности. При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, очень важен ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения. Если обучающимся осознаются только правила, средства, то это форма так называемого традиционного, «сообщающего, догматического», по Н.Ф. Талызиной, обучения. Если это осознание самих действий, подчиненных определенным правилам, то это теория формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Если это осознание программы, алгоритма действий, то это программированное обучение, теория алгоритмизации (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда). Если это осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов, то это проблемное обучение (В. Оконь, М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин, И.Я. Лернер).
3. По основанию наличия управления образовательным процессом обучение может быть разделено на а) не основывающееся на нем (например, традиционное обучение) и б) рассматривающее управление в качестве основного механизма усвоения (теория поэтапного формирования умственных действий, программированное, алгоритмизированное обучение). 4. По основанию взаимосвязи образования и культуры могут быть разграничены: а) обучение, основой которого является проекция образа культуры в образование и формирование проектной деятельности обучающихся (теории проектного обучения), и б) обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение). 5. По основанию связи обучения с будущей деятельностью может быть выделено знаково-контекстное, или контекстное, обучение (А.А. Вербицкий) и традиционное обучение внеконтекстного типа. 6. По основанию способа организации обучения выделяются обучение, включающее активные формы и методы, и традиционное (информационное, сообщающее) обучение.
Можно выделить другие типы. Традиционное обучение (оно же объяснительно-иллюстративное). Основы были заложены Я.А. Коменским «Великая дидактика», И.Песталоцци и И.Гербарт. Целевые установки: 1. формирование системы знаний, овладевание основами наук; 2. формирование основ научного мировоззрения; 3. всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика; 4. воспитание сознательных и высокообразованных людей. Концептуальные положения (принципы обучения): научность, природосообразность, последовательность и систематичность, доступность, прочность, сознательность и активность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных и индивид особенностей. Методы усвоения знаний основываются на сообщении готовых знаний, на обучении по образцу, индуктивной логике от частного к общему, механической памяти, вербальном изложении, репродуктивном и др. Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности; предполагает усвоение и воспроизведение знаний, и их применение в аналогичных ситуациях. Достоинства: 1. возможность за короткое время передать большой объем информации. 2. Обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков. 3. непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях. 4. коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение и др. Недостатки: 1. ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. 2. мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. 3. объем сообщаемой информации превышает возможности ее усвоения (противоречие между содержательным и процессуальным компонентами процесса обучения). 4. отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся. 5. субъект - объектные отношения. Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Сегодня под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства. Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации ("кадров", файлов, "шагов"), подаваемых в определенной логической последовательности. Возникновение программированного обучения связано с именем Б.Ф. Скиннера, который в 1954г. призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления этим процессом. В основе программированного обучения лежат общие (В.П. Беспалко) и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения — обучающей программы, представляющей собой упорядоченную последовательность задач. Для программированного обучения существенно наличие «дидактической машины» (или программированного учебника). В этом обучении в определенной мере реализуется индивидуальный подход как учет характера освоения обучающимся программы. Однако главным остается то, что процесс усвоения, выработки умения управляется программой. Различают три основные формы программирования: линейное, разветвленное и смешанное. В основе хронологически первой формы программирования — линейной, по Б.Ф. Скиннеру, лежит бихевиористское понимание научения как установления связи между стимулом и реакцией. Правильный шаг обучающегося в этой форме обучения подкрепляется, что служит сигналом к дальнейшему выполнению программы. 1. дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами (steps), которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом (step by step); 2. вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках (frame) программы, не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе; 3. учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию; 4. в ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы; 5. все обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для него темпе; 6. значительное в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается; 7. во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы. Разветвленное программирование (Н. Кроудер) отличается от линейного множественностью (и многократностью) выбора шага. Оно ориентировано не столько на безошибочность действия, сколько на уяснение учителем (да и самим обучающимся) причины, которая может вызвать ошибку.
Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например: не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении; требует больших затрат времени; применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач; обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых. При этом чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности. Модульное (блочно-модульное) обучение предполагает такую организацию процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях. Второй информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Третий операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации. Последний модуль, для проверки результатов усвоения новой учебной информации, может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|