Педагогические средства и формы организации учебного процесса в школе и Вузе
(Лекции Соломатиной, Бордовская) Средства педагогического процесса - материальные или идеальные (усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний – Л.С. Выготский) объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполнения функций развития учащихся. · оборудование учебного учреждения (учебные помещения, спортивный комплекс и т.д.), · учебно-лабораторное, учебно-производственное оборудование, · дидактическая техника (технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы и т.д.), · учебно-наглядные пособия (плакаты, схемы, слайды, электронные учебники и т.д.), · организационно-педагогические средства (учебно-программная документация, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации). · средства общения: в общении и совместной с учителем познавательной деятельности учащиеся осваивают культурные формы поведения — употребление орудий мышления, т.е. овладевают различными языковыми средствами — знаками и их значениями. В педагогике под формой обучения принято понимать то или иное построение, организацию учебного процесса, деятельности педагога и учащегося. Принято выделять следующие формы обучения: фронтальная (лекции), групповая (семинары, практические занятия, учебные игры, тренинги, упражнения и др.) и индивидуальная (курсовые, контрольные, дипломные работы, индивидуальные задания). Если иметь в виду особенности организации обучения на макроуровне, то выделяются следующие его формы: · Очная форма обучения. Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой. Преимущества: максимальный объем "обучающе-воспитывающих" взаимодействий всех участников образовательного процесса; возможность использовать все виды педагогического контроля; широкое использование групповых методов обучения; возможность дать максимальный объем содержательного материала.
· Заочная форма обучения - противоположность очной форме. Объем непосредственных контактов учащихся и преподавателей резко снижен (доминируют самостоятельные формы работы), присутствует в основном рубежный и выпускной контроль, объем изучаемого материала неизбежно редуцирован. Специфика заочного обучения в том, что для некоторых видов образования (например, медицинского) она практически неприменима. · Очно-заочная (вечерняя) форма - по всем параметрам занимает промежуточное положение между очной и заочной формами. · Экстернат - полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля. К этому перечню можно добавить дистанционное обучение (диалог между преподавателем и студентом осуществляется через Интернет) и документальное обучение (по переписке). В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. Формы организации образовательного процесса: • урок (35 или 45 минут) — основная форма обучения в школе; • лекция (90 или 120 минут, с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе; • семинар — практическое занятие всей учебной группы;
• лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования; • учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр. • групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся (их родителей) в школе или студентов в вузе; • иные формы организации. Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения в школе: •основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (45 мин); •урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя; •ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине; •класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не изменяется); •класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий; •для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня; •учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями; •учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине;
•обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов. Особенности школьного урока – предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей). Содержание урока соответствует образовательному государственному стандарту, учебной программе школьной дисциплины в рамках учебного плана. Каждый урок является звеном в системе учебного предмета. Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей. Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения. Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения: • определенное организационное начало и постановка задач урока; • актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания; • объяснение нового материала; • закрепление или повторение изученного на уроке; • контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока; • подведение итогов урока; • задание на дом. Типы уроков: 1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в практике). Структура: организационная часть (1-2 мин), проверка до него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее задание (2-3 мин). 2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффективность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками. 3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабороторного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и закрепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углублению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.
4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода-четверти, полугодия, года обучения. 5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оценки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу педагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоятельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, зачет, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнительных заданий. В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра. Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения в вузе: • лекция — это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут); • практическое занятие — это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза; • в качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента; • учебная группа — это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой, как правило, сохраняется на весь период обучения); • совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе; • курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий;
• учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы; • каждый семестр завершается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам; • обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности (возможна защита диплома). Лекция. Общий структурный каркас любой лекции — это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем — строгое следование плану предложенной работы. В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают: • высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило мировоззренческое значение; • большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации; • доказательность и аргументированность высказываемых суждений; • достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов; • ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам; • анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем; • выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов; • разъяснение вводимых терминов и названий; предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию; • умение установить педагогический контакт с аудиторией; использование дидактических материалов и технических средств; • применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков. Виды лекций 1. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности. 2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы. 3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов. 4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. 5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графов, графиков, моделей). 6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента). 7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок. 8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы. 9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течении лекционного времени на вопросы студентов по всем разделам или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы—дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы. В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения — просеминары, семинары, спецсеминары, коллоквиумы, лабораторные работы, практикумы и спецпрактикумы, самостоятельную работу, научно-исследовательскую работу студентов, производственную, педагогическую и дипломную практики, стажировка в другом отечественном или зарубежном вузе и др. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|