Приемы логики в юридической науке и практике
Как уже говорилось, объекты, создаваемые в ходе правового регулирования и научного исследования, выступают как определенные логико-языковые феномены. Это обусловливает возможность и необходимость использования законов, правил, приемов и способов логики. Заметим, что одним и тем же термином «логика» в литературе нередко обозначаются разные явления: говорится или пишется о логике жизни, о логике вещей, о логике развития какого-либо явления, например государства, права, демократии. В подобных случаях термин «логика» используется не в собственном смысле, а для обозначения закономерностей объективного мира, не зависящих от человеческого сознания, но отображаемых логикой мышления. Логика в точном смысле этого слова — наука о правильном мышлении. Наиболее общие законы мышления изучает диалектическая логика. От нее надо отличать формальную логику, которая в свою очередь подразделяется на.традиционную логику, математическую (символическую) логику и др. Если традиционная логика — это как бы первая ступень формальной логики, арифметика логики, то математическая логика —это алгебра логики, применяющая для исследования мышления сложные специальные методы (исчисления, формализованные языки) и имеющая многочисленные ответвления (логика предикатов, комбинаторная, многозначная логика). Появились и развиваются такие разделы формальной логики, как деонтическая логика (логика норм и нормативных понятий), логика оценок и др. В юридической науке и практике могут найти и находят применение различные разделы формальной логики. Например, достижения математической логики необходимы при использовании кибернетических машин для нужд правовой информатики. Средства математической логики могут применяться при анализе норм права, нормативных актов, различных аспектов правового регулирования. При анализе норм и нормативных систем, в том числе и правовых, все шире используется логика норм и оценок. И конечно же не потеряла своего значения традиционная формальная логика, которая дает широкий инструментарий для анализа логико-языковых феноменов и оперирования ими в практической и научной юридической деятельности.
Рассмотрим некоторые логические приемы, используемые в юридической науке и практике. Описание как логический прием сопутствует эмпирическому уровню научного познания. Описание сопровождает научное наблюдение или эксперимент и является его результатом. Описание может быть не только в виде обычного текста, но и в виде рисунков, цифр, графиков, схем. В ходе описания выделяются признаки наблюдаемых явлений, которые могут быть существенными или несущественными (заранее может быть неизвестно, какие из них существенны). При научном описании следует пользоваться поня- Л -1 тиями, терминами и знаками, признанными в данной науке, содержание которых точно определено. Описание должно быть таким, чтобы можно было проверить результаты эксперимента или наблюдения и в случае необходимости повторить их. Как логический прием описание используется по отношению к единичным предметам и явлениям, но оно возможно и относительно вида явлений. Рассматриваемый логический прием чрезвычайно значим для профессиональной деятельности юристов. Он используется, например, при описании следователем места происшествия, вещественного доказательства, описании экспертом процесса и результатов экспертизы, описании свидетелями внешнего вида подозреваемых, сопутствующих преступлению ситуаций, предметов, описании самим преступником причин, различного рода обстоятельств преступления (скажем, места, времени, условий, обстановки, собственных действий и действий соучастников). Как видим, различные описания, встречающиеся в юридической практике, дают необходимый материал для доказательственной деятельности юриста.
Сравнение — логический прием, который органически входит и в научную, и в практическую деятельность. В ходе мысленного сравнения мы сопоставляем несколько явлений, выявляем их сходство и различие и на основе этого различаем или отождествляем эти явления. Правила сравнения предписывают сравнивать только однородные предметы,.причем сравнение должно осуществляться по наиболее существенным признакам Прием сравнения пронизывает и практическую деятельность юриста, которому постоянно приходится сравнивать одни нормы с другими при толковании и выборе норм. В процессе расследования сравниваются различного рода следы с предметами или людьми, которые предположительно их. оставили. Целесообразно сравнивать каждое расследуемое дело с другими, уже расследованными и рассмотренными. Такое сравнение позволяет вовлечь в расследование или разрешение юридических дел предшествующий опыт. Классификация — логический прием, состоящий в распределении предметов, явлений или признаков на классы и группы по наиболее существенным характеристикам, установленным наукой. В юридической науке классификации подвергаются самые разнообразные объекты (нормы и их со- ставные части ~ нормативные акты. правоотношения, юридические факты, преступления, сделки и т. д.). Разновидностью классификации является типология государства и права. Анализ и синтез — логические приемы, присущие как юридической науке, так и практике. В процессе анализа изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности. Форма анализа зависит от объекта и тех целей, которые ставит исследователь. В одних случаях целое делится на составные части (элементы); в других — выделяются свойства предмета или его противоречивые стороны; в третьих — класс предметов расчленяется на подклассы. В юридической науке и практике предметом анализа выступают прежде всего различного рода идеальные объекты — нормы, принципы права, факты как знания и т. д.
Синтез есть мысленное соединение частей, признаков предмета, расчлененного в процессе анализа. Познание частей, признаков предмета в ходе анализа не дает цельного знания о предмете. Синтез, который следует за анализом, должен дать знание о связях частей и признаков предмета, его познание в целом. Например, за мысленным расчленением норм права на составные структурные части и иные содержательные элементы (понятия) неизбежно следует их соединение в целое, установление связей и зависимостей между составными частями. Определение — логическая операция, прием, в процессе которого раскрывается содержание понятия. Определение как логический прием следует отличать от определения как суждения, выраженного в языке и фиксирующего существенные признаки понятия. В юридической науке и практике определение как логический прием весьма распространено. Юридическая наука дает определения всем правовым явлениям — от нормы права до права в целом. В частности, отраслевые науки определяют многочисленные понятия, встречающиеся в текстах законов- С помощью определений содержание норм права и индивидуальных решений выражается максимально четко. конкретно, а значит, в конечном счете достигается определенность и стабильность в регулировании общественных отношений. А^ .Следует заметить, что в целях достижения большей точности зачастую сам законодатель формулирует в нормах легальные определения понятий. Они выступают одновременно как нормы права, предписывающие определенное употребление понятий или терминов. Например, в законах даны определения понятий преступления, административного правонарушения, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, спекуляции. В этих случаях определение выступает уже не только как логический прием, но и как прием законодательной техники. Определения используются и органами, дающими официальное толкование. В этом случае они выступают как способ техники толкования.
Абстрагирование — логическая операция, состоящая в мысленном отвлечении от одних признаков явления и вычленении других, интересующих исследователя признаков (свойств, связей, отношений). Результатом абстрагирования являются суждения, понятия, категории, модели. Абстрагирование присуще любому познанию, разумеется, оно присутствует и в практической деятельности юриста. Например, при осмотре места происшествия, вещественного доказательства следователь, эксперт по необходимости отвлекается (абстрагируется) от тех признаков и связей, которые несущественны для следствия, и выделяет необходимые. Скажем, расследуя квартирную кражу, следователь выделяет лишь один из признаков —- наличие, например на двери, следов взлома и фиксирует этот признак в совокупности суждений (предложений) в соответствующем протоколе. Без абстрагирования немыслимы и научные исследования. Все научные понятия создаются путем абстрагирования. В логике различаются три вида абстракции. Во-первых, абстракция отождествления (или обобщающая абстракция), при которой из целого класса предметов вычленяются существенные признаки, общие для всего класса предметов, носящие одно и то же наименование. В результате образуются общие понятия, например государство, право, норма права, юридический факт и т.д. Абстракция изолирующая (аналитическая), в ходе которой отвлекается от целого класса предметов, явлений какое-либо одно свойство (признак), обозначаемое самостоятельным именем. В результате образуется общее абстрактное понятие, отражающее один общий признак многих предме- тов, явлений, не существующий в отрыве от этих предметов, например белизна, теплопроводность в физике, в юридической науке — противоправность, виновность, вредоносность (правонарушения) и др. Абстракция идеализации — такой вид абстрагирования, в ходе которого создаются идеальные модели как объекты, в чистом виде не существующие в действительности. В ходе такого абстрагирования (моделирования) действительность, отражаемая моделью, упрощается, огрубляется. При этом исследователь от одних признаков и связей отвлекается, другие группируются так, чтобы идеально структурно отобразить предмет, явление, сгруппировать знания таким образом, чтобы достичь определенной наглядности и простоты. Идеальный объект (модель) находится с отображаемым объектом не в отношении тождества, а в отношении аналогии определенного сходства. Например, состав преступления ~ это идеальный объект (модель), которого в природе не существует. В действительности нет объекта, который состоял бы из таких совершенно разнородных элементов, как человек (субъект преступления), общественные отношения (объект преступления), деяние человека, материальный и иной результат этого деяния (объективная сторона) и психические переживания человека (вина). Все это можно объединить в одно целое только мысленно в виде идеальной модели. Тем не менее «состав преступления» служит эффективным инструментом познания норм права и фактических деяний. Используя эту модель, юрист при анализе норм права стремится установить все содержательные моменты норм права, все элементы состава преступления. Аналогично и при расследовании конкретного уголовного дела следователь будет стремиться получить информацию и обосновать каждый элемент состава.
Обоснование ~ необходимая операция в деятельности юриста, ибо в науке и практике ему постоянно приходится ставить и разрешать вопрос об истинности или ложности суждений (тезисов, положений, высказываний). Ни юрист-ученый, ни юрист-практик не должны принимать на веру те или иные положения, а должны искать основания, подтверждающие или опровергающие истинность того или иного суждения. Обоснование может быть непосредственным и опосредствованным. Непосредственным будет обоснование суждения на основе собственного наблюдения лица, высказы-ваюшего суждение. Например, свидетель утверждает: «Я видел, как граждане А и Б встретились у подъезда дома». Наблюдение может быть случайным или планируемым с заранее поставленными целями. Например, тот же свидетель может добавить: «случайно взглянул и увидел» или «постоянно наблюдал за подъездом». В зависимости от вида наблюдения может варьироваться и степень достоверности суждения, основанного на наблюдении. Поэтому в практической деятельности всегда выясняется, на чем основаны подобные высказывания. Чаще же юристу приходится иметь дело с чисто логическим, опосредствованным обоснованием, например с обоснованием фактов, которые кладутся в основу правопримени-тельного решения, с обоснованием суждений о смысле, содержании норм права, сфере их действия, в конечном счете с обоснованием самого решения. Опосредствованно обоснованным знанием будет любое, полученное чисто логическим путем, когда из одного истинного знания (суждения) логически вытекает другое истинное знание. Особое место среди выводных способов получения истинных, обоснованных знаний занимают доказывание и опровержение- В ходе доказывания истинность какого-либо знания обосновывается с помощью иного истинного знания (доказательства). Существуют самые различные формы доказывания. Разновидностью доказывания является опровержение (доказывание ложности какого-либо знания). Опровержение осуществляется путем: а) доказывания ложности доводов, на которых основывается опровергаемое знание (тезис); б) доказывания того, что тезис не вытекает из доводов (например, из факта недостачи товаров отнюдь не следует, что имело место хищение); в) доказывания истинности противоположного тезиса (например, доказывание алиби обвиняемого). Из всего предшествующего изложения с очевидностью следует, что логико-языковые знания необходимы практическому юристу: вся деятельность юриста, связанная с толкованием, доказыванием, юридической квалификацией, вынесением решений, есть деятельность рациональная, подчиненная законам и правилам формальной логики. Логические приемы широко используются и при обобщении юридической практики, составлении обзоров. Знание этих правил и приемов — необходимый элемент профессиональной культуры юриста и его необходимый рабочий инструментарий. Все эти знания нужно умело использовать для решения задач, продиктованных интересами законности. При этом, конечно, следует учитывать специализацию юриста. Одни из приемов больше применяются следователем (например, описание-)- другие— защитником (например, опровержение), третьи — юристом-учснь^'. (классификации,, определения и т. п.). Особое значение среди указанных приемов имеет обоснование знаний. Это, пожалуй, главное в деятельности юриста-ученого (обоснование научных знаний) и юриста-практика (обоснование знаний, положенных в основу решения). Ошибки в юридической практике зачастую проистекают из того, что специалист не умеет правильно обосновать тот или иной факт, юридическую квалификацию, решение в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|